Евгений Яковлев, КАМАЗ-мастер: капотный грузовик под маркой КАМАЗ готов к международным гонкам

Евгений Яковлев, КАМАЗ-мастер: капотный грузовик под маркой КАМАЗ готов к международным гонкам Статьи

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

Пока спортивная команда «КАМАЗ-мастер» готовится к ралли-рейду «Шелковый путь» по России, Монголии и Китаю в июле, мы встречаемся с Евгением, руководителем отдела дизайна и штурманом команды.・Мы поговорили с г-ном Яковлевым о текущем состоянии грузовика. Что породило «Голубой флот», когда появится новое поколение автомобилей и какие самые причудливые ремонты пережили многие российские спортсмены.

Колеса.ру: Как начался ваш путь с КАМАЗом?

Евгений Яковлев: Я окончил Камский технический университет (ныне Казанский федеральный университет, Набережночелнинский институт, прим автора) по специальности «Автомобильное дело» и прошел четвертый год стажировки в научно-технологическом департаменте КАМАЗа. Я начал работать в 2002 году. Первой машиной, в разработке которой я участвовал, будучи молодым специалистом, был КАМАЗ-4308. Я пришел в «КАМАЗ-мастер» в 2007 году». 

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

Евгений Яковлев

К.: Вы участвуете в ралли-рейдах с 2011 года. Как организован экипаж автомобиля?

Е.Я.: Спортивная команда «КАМАЗ-мастер» — самостоятельное подразделение КАМАЗа, целью которого является представление и продвижение бренда «КАМАЗ» на международном рынке путем участия в спортивных соревнованиях, а мы сами занимаемся разработкой, сборкой и обслуживанием автомобилей. Естественно, мы не можем сделать все детали машины сами, поэтому некоторые детали будем заказывать. Например, пружины, используемые в спортивных автомобилях КАМАЗ, поставляются сторонним поставщиком в России. 

Гоночный экипаж состоит из тех же людей, что работают в мастерской. Так что ездить на гонки в составе экипажа — такая же часть нашей работы, как и проектирование машины. 

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

Евгений Яковлев (слева), Дмитрий Андреев, Эдуард Николаев

К.: Нужно ли мне заниматься дизайном во время гонки? 

Е.Я.: В кабине спортивная составляющая имеет первостепенное значение. Так что во время самой гонки очень сложно все систематизировать и записать. Обычно в процессе ремонта и улучшения характеристик участвует вся команда, но в гонках есть один ответственный человек, который ведет список всех неисправностей и пожеланий экипажа, который затем обсуждается и хранится дома, принимаются решения о дальнейших изменениях в конструкции автомобиля и его усовершенствовании. 

К.: Над каким автомобилем «КАМАЗ-мастер» вы работали в первую очередь?

Е.Я.: Когда я пришел в команду в 2007 году, велась разработка автомобиля 4326 ВК, который позже сменился на 43269. Но эти показатели для меня немного непривычны. Мы, дизайнеры, пользуемся универсальными классификаторами, и привычный мне номер автомобиля сильно отличается от его «мирского» названия. Например, модель 43509 в проектной документации называется 49111, но на этапе сертификации другое ведомство присваивает машине знакомый любителям номер, на выбор которого влияет множество факторов, среди которых: Самый главный – закон. В некоторых случаях случается, что два совершенно разных автомобиля имеют практически одинаковый индекс, только с одним изменением в конце. 

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

КАМАЗ-43509

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

КАМАЗ-4326-9 ВК ‘2010–2012 гг

К.: А автомобиль «КАМАЗ Мастер» имеет что-то общее с серийным автомобилем, например спорт 43509 и заводской номер 4350?

Е.Я.: Автомобиль 43509 наследует от модели 4350 только общие геометрические параметры (колесную базу и колесную формулу), но не более того. Примерно до 2010 года действовало довольно архаичное правило FIA, согласно которому спортивные автомобили должны строиться на основе серийных автомобилей. Однако механизмы создаются под конкретные задачи. Если вам нужна мясорубка и вы хотите приготовить ее в тостере, возможно, вам это сойдет с рук, но вряд ли это будет хорошая мясорубка. То же самое проецируется и на автомобили. Грузовики изначально предназначались для перевозки грузов, а не для быстрой езды. Легковые автомобили уже давно перешли в прототипы. Например, Toyota Hilux, используемая в ралли-рейдах, сохраняет лишь внешний дизайн коммерческого автомобиля. В автоспорте автомобили являются спортивным товаром. Инженерные компоненты не статичны. У каждого свои приемы, как сделать машину маневреннее и быстрее. У каждого своя фишка. Автоспорт развивается, используются новые материалы, автомобили становятся быстрее. Все это приводит к тому, что коммерческие автомобили невозможно использовать для наших целей. Нам нужно создать что-то новое.

Читайте также:  Mazda CX-4 и компания: выбираем кросс-купе до 3 миллионов рублей

Теперь, когда действуют новые технические регламенты, регулирующие изменения, произошедшие за последнее десятилетие, спортивные грузовики с большей вероятностью попадут в категорию «прототипов». Поэтому нет необходимости иметь базовую модель массового производства. Однако остается много требований к серийному производству конкретных агрегатов. Также при разработке автомобиля нельзя использовать комплектующие от военных или машин общего назначения. 

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

КАМАЗ-43509

К.: Как вы думаете, через сколько лет одна модель КАМАЗа сможет соответствовать всем требованиям и принести победу?

Е.Я.: Примерно каждые три года мы представляем новую модель, многие из которых являются результатом глубокой модернизации предыдущих моделей. Допустим, вы строите новую машину. Спустя год дизайн уже претерпел множество изменений. Второй год будет еще больше. Поскольку третья машина существенно отличается от исходной конфигурации, создать новую машину проще, чем модернизировать ее. Например, машина 2007 года выпуска сильно отличается от той же машины 2011 года выпуска, хотя номерной знак тот же. Эти две машины внешне неотличимы, но внутри они претерпели 70 процентов изменений, а при переходе на новую модель практически не модернизируют старую модель. 

К.: Получается, что происходит «плавный переход» от одной машины к другой, да? Является ли КАМАЗ-435091, на котором сейчас ездит команда, преемником 43509?

Е.Я.: Да, автомобиль 435091 (мы называем его К5) построен на шасси предыдущей модели 43509. Многие элементы и решения заимствованы. Однако из-за изменений в салоне приходится корректировать многие параметры, поэтому на данный момент автомобиль К5 уже существенно отличается по своим характеристикам от своего предшественника. 

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

КАМАЗ-435091

К.: Что ты думаешь о капотных грузовиках?

Е.Я.: Расположение капота подходящее для спортивного использования, особенно для ралли-рейдов. Капотный грузовик — это увеличенная версия внедорожника. Мы начали производить капотные автомобили в 2015 году, а в 2016 году наши сотрудники уже участвовали в гонках на них. Целью проекта было изучить, насколько быстрыми могут быть грузовики. Однако на автомобиле используется кабина Даймлера, а не КАМАЗа, а по требованиям сертификации гоночных автомобилей марка автомобиля определяется маркой кабины, поэтому он не может участвовать в международных соревнованиях.Я не смог этого сделать.

В период пандемии была проделана большая работа по адаптации этой кабины к серийному шасси, а в сотрудничестве с Научно-техническим центром «КАМАЗ» создан прототип серийного грузовика и присвоен специфический индекс. Эту кабину затем включили в спецификацию и появились все юридические основания для того, чтобы машина называлась КАМАЗом во всех гоночных рангах. Всего у команды есть два поколения капотных машин, и они сильно отличаются друг от друга.

Читайте также:  Honda CR-V IV(RM) c пробегом: точечная ржавчина, неубиваемый салон и вечная электрика

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

КАМАЗ-435092

К.: Какой самый «странный» провал в вашей карьере? 

Е.Я.: В 2015 году «Дакар» стартовал в Аргентине, и первый спецучасток был в поле. Примерно за 3 км до финиша мы догнали одну из машин Де Роя и были вынуждены следовать за ним в облаке пыли. На следующем повороте налево видимость стала плохой, и я был разочарован. Мы вылетели с дороги, перелезли через что-то похожее на забор и врезались правым колесом в яму диаметром менее метра. Удар был несильным, поэтому гонка продолжилась без досмотра, однако машина начала странно вести себя на трассе, а руль перестал реагировать. Я решил подождать, пока все закончится, прежде чем принять решение.

Когда мы подошли к финишу рядом с бивуаком и вышли наружу, лица приветствовавших нас исказились до неузнаваемости. Некоторые люди качают головы, другие раскидывают руки и закрывают глаза. Мы подошли к нашей палатке. Реакция там такая же. Выйдя из машины, я вижу, что кронштейн передней пружины оторван и держится буквально честным словом. Лонжерон был погнут. Зрелище не очень приятное, но ощущение становится еще хуже, когда понимаешь, что завтра начнётся в 5 утра. Нагрузка огромна, а время уходит.

Механики тут же атаковали машину. Ночью, пока велись работы, пришел судья и осмотрел машину, чтобы узнать, можно ли ее завтра выпустить на трассу. Ситуация была очень напряженной. Другие команды также пришли посмотреть и помочь, чем могли. Утро наступило. Лагерь был окутан предрассветным туманом. Последний шов на машине был сварен буквально за пять минут до старта. Свежая краска уже шипела. Мы подъехали к месту старта вместе с другими командами, и все, кто нас видел, аплодировали. Мы аплодируем команде и механикам, которые всего за несколько часов совершили почти невозможное. Кстати, после этого я много раз ездил на этом Спуре без каких-либо проблем. Можно сказать, что он закален в боях. 

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

Богдан Каримов, Евгений Яковлев, Эдуард Николаев

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

Богдан Каримов, Евгений Яковлев, Эдуард Николаев

К.: Какой самый запоминающийся ремонт вы затеяли сами?

Е.Я.: Ремонтов было много!Например, в Боливии бивуаки располагались на плато высотой более 3000 метров над уровнем моря. Весь день шел дождь, и лагерь превратился в большое озеро глубиной по колено. Температура не превышала 10℃. В таких ситуациях очень сложно провести сложный ремонт, предполагающий сварку. 

Еще один случай уже произошел в Африке. Однажды в июле в Марокко было испытание. Температура проникала через крышу и достигала 45 градусов по Цельсию. Постоянно дул сухой ветер, а пыль была настолько мелкой, что мне было трудно держать глаза открытыми. В таких условиях двигатель выйдет из строя. Пришлось провести довольно сложный ремонт и сохранить стерильность, чтобы не допустить попадания пыли. А здесь целая пустыня! На улице 45 градусов, кабина откинута назад, солнцезащитная шторка включена, чтобы не попадала пыль, а горячий двигатель ремонтируют. Под тенью нечем дышать. Вам придется постоянно его пить, так как вся жидкость вскоре выйдет вместе с потом. Это было невероятное испытание! Но мы сделали ремонт.

Читайте также:  Польский коммерсант: как появился микроавтобус Nysa и при чем здесь Победа

К.: На бивуаке проводится капитальный ремонт. А если что-то сломается по пути? Есть ли в вашей машине какая-то аптечка, которую вам нужно носить с собой?

Е.Я.: Да, такие комплекты есть. Это зависит от нашего мнения о надежности конкретного узла. Здесь играют роль как тактика, так и стратегия. Как правило, каждый автомобиль комплектуется определенным набором запчастей, которые можно легко заменить «в полевых условиях», без которых машина работать не будет. В этот список входят различные трубы, хомуты, специфический крепеж, болты, турбины и рулевые тяги. Существует также набор специфических химикатов, таких как очистители, герметики и т д. В некоторых случаях я корректирую этот список, чтобы предвидеть, что принесет гонка.

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

КАМАЗ-435092

К.: Что такое «быстрая техника» и как она работает?

Е.Я.: Раньше у команд была одна конкретная машина, которая на протяжении всей гонки служила быстрой техничной машиной. Теперь у нас есть новая стратегия, и эта роль стала «подвижной». Как правило, автомобили, начиная с финального этапа, должны быть оснащены определенными расширенными запчастями. В некоторых случаях вам может потребоваться скорректировать эту стратегию, чтобы «разбить» запчасть на две части. Каждый вечер перед сценой мы обсуждаем, кто в какой стартовой позиции и у кого последнее время. На основании этих факторов определяется роль специалиста по высокоскоростным операциям. Во время гонки каждая машина в команде может в некотором роде действовать как «быстрый техник». Если вдруг кто-то переедет, нагружать его дополнительными запчастями нет смысла. Поскольку мы не связаны друг с другом, запчасти должен возить тот, кто идет в ногу со всеми. 

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

К.: Какой машиной ты особенно гордишься? 

EY: Я горжусь всеми своими машинами. Мы гордимся всеми автомобилями, над которыми я работал более 15 лет. У каждого своя уникальная история. Разумеется, чем новее машина, тем она технологичнее. Однако это не мешает ко всем предыдущим моделям относиться с теплотой. Во все эти машины вложено много сил и души. Автомобили для нас как дети, и мы никогда ими не гордимся.

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

Евгений Яковлев, Богдан Каримов, Эдуард Николаев

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

КАМАЗ-435091

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

Богдан Каримов, Евгений Яковлев, Эдуард Николаев

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

КАМАЗ-435091

КАМАЗ-мастер Евгений Яковлев: Капотный грузовик марки КАМАЗ готов к международным гонкам

КАМАЗ-435092

К.: Что бы вы пожелали тем, кто мечтает стать мастерами КАМАЗа»? 

ЭЮ: Будьте настойчивее и постучите в дверь. Это зависит от человека. Если у вас есть мечта, идите к ней. Если на вашем пути встречаются препятствия, прыгайте, чтобы их преодолеть! двигаться дальше! нет ничего невозможного.

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий