Польский коммерсант: как появился микроавтобус Nysa и при чем здесь Победа

Польский коммерсант: как появился микроавтобус Nysa и при чем здесь Победа Статьи

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

В Советском Союзе и других социалистических странах микроавтобус был, как часто говорят, важен сам по себе. Да, вы помните отечественный РАФ-2203 (и его предшественников), «Гедер» Баркас, советский «Пан», но по сравнению с количеством обычных «легковушек» это капля в море. Более того, он не был продан простым людям, а предназначался для того, что сейчас обычно называют «коммерческой эксплуатацией». Однако в условиях отсутствия легальной торговли в социалистических странах эти автомобили служили небольшим транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров в «общественно-полезных» целях. В конце пятидесятых годов такие автомобили появились и у поляков. Речь идет о модели Nysa N58 и ее «преемнике» под индексом 501. Но сегодня мы вспомним более поздние маршрутки с индексом 521/522. Завод работал на конвейере до 1994 года, пережив и саму ПНР, и социалистическую систему.

Nysa из Нысы

Производство первых микроавтобусов, начавшееся в 1958 году, располагалось в городе Ныша на юго-западе Польши (отсюда и название модели), а ранее компания занималась производством мебели. Автомобиль создан на базе Варшавской части и является развитием советской Победы, отличающейся типом кузова (седан).

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Окна ранних микроавтобусов Nysa N58 не были панорамными, а передняя часть неуловимо напоминала Mercedes

Автомобиль нашел покупателей не только в родной Польше, но и на большинстве континентов, включая Европу, Азию, Африку и Америку. Однако основными потребителями польских микроавтобусов в Европе были, конечно, социалистические страны, такие как Венгрия, Румыния, Болгария и Албания. А среди всех 38 стран крупнейшим покупателем «Нисы» оказался СССР, хотя спрос на такую ​​машину не был удовлетворен ни ульяновским УАЗом, ни латвийским «Рафиком».

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Обратите внимание: наша победа видна на фоне служебного микроавтобуса Nysa первого поколения Венгерского радио и это символично

Первоначально завод-производитель назывался Zaklady Budvy Nadvady Samochodović, аббревиатура от «Завод автомобильных кузовов», но чуть позже он был переименован в Завод коммерческих автомобилей (Fabrika Samochodov Dostačić), и компания вошла в состав Ассоциации Polmo.

А уже в середине 60-х годов поляки говорили о полноценной модернизации «501-го», который не соответствовал тенденциям новой эпохи с точки зрения эргономики, комфорта, безопасности и даже уровня технологий начал думать. Десять лет.

В результате прототип новой Nysa с ​​индексом 521 был представлен на Международной выставке в Познани в 1968 году, а годом позже началось серийное производство нового микроавтобуса.

Достаточно одного взгляда на совершенно другую переднюю часть Nysa 521, и можно сказать, что кузов автомобиля претерпел значительные улучшения. Кроме того, в нем были панорамные окна, простирающиеся во все стороны. При этом передняя стойка была перенесена назад примерно по тому же принципу, что и на советских грузовиках ЗИЛ-130.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

При этом общая площадь остекления увеличилась примерно на 30%, что также положительно сказалось на внешнем виде автомобиля. Интересно, что капот новой модели, в отличие от 501, традиционно был распашным и открывался из салона, тогда как раньше он был съемным и делалось это с помощью пары ключей.

Необычной особенностью такой компоновки с точки зрения обслуживания является то, что после снятия крышки между передними сиденьями перед салоном размещаются масляный и воздушный фильтры, радиатор и насос системы охлаждения, двигатель и некоторые аксессуары лобовое стекло.Доступ обеспечен внутри салона. Доступ к бачку омывателя, механизму стеклоочистителей, звуковому сигналу и рулевому механизму можно было получить через капот. Поэтому большая часть работ по техническому обслуживанию проводилась так же, как и для обычных легковых автомобилей, а вот для микроавтобусов с аналогичной компоновкой двигателя ремонт приходилось проводить традиционным способом.

В дополнение к выдающемуся «носу» автомобиль был оснащен новыми передним и задним бамперами, а также вертикальными дворниками с возвратным механизмом типа пантографа, обычно встречающимся на «больших» автобусах.

Читайте также:  Мобильный выездной шиномонтаж: плюсы и особенности услуги

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Ниса 521 на улице в Польше

Большой вентиляционный люк в крыше выполнен из пластика, а еще одним важным отличием фургона Nysa 521F/521T от микроавтобуса является то, что правая дверь теперь сдвижная, а не распашная.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Область заднего номерного знака была перенесена под заднюю дверь и была рассчитана на прямоугольные номера, но в СССР черные номера были в две строки, затем квадратные, а не в одну строку, как в Европе. По этой причине многие водители меняли номера местами и ставили «квадрат» спереди, так как во время движения неизбежно будет затронут задний номер, если номер установлен правильно. К счастью, под решеткой радиатора было достаточно места.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Примечание: под решеткой радиатора расположен задний квадратный номерной знак СССР нового образца (1982 года выпуска), который следует установить сзади

Дизайн автомобиля был традиционным, даже старомодным. Несущий элемент — рама из коробчатых секций, кузов с каркасом из труб был обшит металлическими листами, собирательная база сохранена — двигатель с коробкой передач, мост и ходовая часть остались прежними и связи с автомобилем не было. Не только в Варшаве, но и в нашем ГАЗ М-20. То есть это низкоклапанный двигатель мощностью 50 лошадиных сил. «Победовский» повторил, но только экспортная модификация оснащалась более мощным 70-сильным двигателем С-21. Как нетрудно догадаться по названию и мощности, его прямым «предком» был агрегат ГАЗ М-21.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Это микроавтобус или рекламно-заводская машина? Все было возможно с 521

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Это микроавтобус или рекламно-заводская машина? Все было возможно с 521

По сравнению с моделью 501 в интерьере было внесено немало изменений. Сейчас может показаться иронией, что он чем-то напоминает металлический ящик, обшитый кожзамом, но по сравнению с предшественником салон, что называется, становится приличнее. Ведь появились более удобные сиденья и место для крепления передних ремней безопасности, повысилась эффективность отопителя, стала заметнее шумоизоляция двигателя. Интересно, что кузов был не только фосфатирован, но и имел четыре (!) слоя краски для защиты от коррозии.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

После презентации микроавтобуса на брюссельской выставке западноевропейские потребители всерьез заинтересовались практичными и недорогими автомобилями, и немцы начали строить не только кузов типа фургон, но и пятиместную кабину, и внутриавтомобиль. Платформа. Год спустя поляки представили такую ​​версию с индексом 521R.

Всего через два года после начала производства с конвейера Nysa сошел 100-тысячный автомобиль Nysa. При этом лишь около 25% произведенных к этому времени микроавтобусов и фургонов осталось в Польше, а остальная продукция FSD ушла за границу. И это были не только Советский Союз, Чехословакия, Болгария, Венгрия и Восточная Германия; основными покупателями Nysa также были экзотические страны, такие как Куба, Вьетнам, Северная Корея и Монголия.

Читайте также:  Передовое детектирование и съемка: обзор комбо-устройства Neoline DEEPSCAN

Вагончик №522

Возможно, именно ориентация на зарубежные рынки вдохновила поляков на модернизацию своих микроавтобусов начала 70-х годов. Планы были настолько грандиозными, что для «Нисы» решили даже использовать передний привод. К сожалению, замахнувшись на злотые, уперлись в копейку и остановились на варианте увеличения грузоподъемности автомобиля.

При этом было создано несколько прототипов с увеличенной площадью кузова и более мощным двигателем С-21М, носящим индекс 523, а в следующей версии с номером 524 был добавлен и силовой агрегат легкового автомобиля Fiat 125p, Та эксперимент.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Прототип, созданный на базе агрегатов от легкового автомобиля Polsky Fiat, имел интегрированное непанорамное лобовое стекло, сдвижное лобовое стекло и низкую крышу

Поэкспериментировав с компоновкой и комплектующими, инженеры FSD вернулись к исходной конструкции, но обязательными изменениями стали высокая крыша и двухконтурная тормозная система, надежно останавливающая автомобиль даже в случае повреждения тормозной магистрали.

Производство Nysa 522 началось в 1976 году и через два года достигло максимального уровня производства: было выпущено более 18 000 автомобилей.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Страница 1 октябрьского номера журнала «За рулем» за 1977 год — и польская Ниса, и советский РАФ-2203

Увы, к этому моменту основные покупатели, в первую очередь Советский Союз, начали потихоньку переходить на новейшие РАФ-2203 производства Елгавы, производство которых только началось, и к началу 80-х годов политические и экономические события внутри Польши сложились сам тоже пострадал. Все стало настолько плохо, что это затронуло и Нису.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Производство автомобилей упало с 11 000 до 12 000, и даже некоторые «обновления», такие как изменение панели приборов, не смогли спасти ситуацию. Однако до 1991 года поляки смогли стабильно выпускать 10-11 тысяч автомобилей, однако само предприятие попало в зону смуты. Фактически, в 1986 году он был объединен с заводом легковых автомобилей FSO и переименован в Подразделение коммерческих автомобилей Nysie (Zaklad Samochodow Dostawczych w Nysie). Там, помимо самого «Ниших», планировалось выпускать и грузовики на базе «Полонеза.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)

В период популярности и расцвета модели Тип 522 в конце 1970-х годов покупателей примерно из 40 стран мира привлекала простота, неприхотливость, низкая стоимость и относительно превосходное качество изготовления, несравнимое с советскими автомобилями. РАФ и ЕрАЗ.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

На Нисси совершались длительные научные экспедиции в Индию, Средиземноморье и Африку. Эта машина хорошо зарекомендовала себя не только в холодном СССР, но и в тропической жаре

Кроме того, 522 предлагался не только как базовый фургон и грузопассажирский микроавтобус, но и как изотермический фургон, двухкабинный пикап, «санитарка», полицейская версия, туристический микроавтобус и даже микроавтобус. «Киноноситель», оснащенный проектором и звуковоспроизводящей аппаратурой.

Читайте также:  Видеть всё и всегда: обзор и тест комбо-устройства X-Can Condor COB 3 WiFi Duo

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Какое занятие пробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Какое занятие пробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Какое занятие пробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Какое занятие пробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Какое занятие пробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Какое занятие пробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Какое занятие пробовал этот микроавтобус

Это не все. В начале 80-х годов на базе Nysa 522, разработанной польской компанией ELWRO, была создана передвижная микролаборатория качества воды. Такие мобильные лаборатории могут контролировать и оценивать состояние питьевой воды, сточных вод и поверхностных вод путем автоматического измерения основных физических и химических параметров.

Однако не все потребители были довольны, а многие весьма критично относились к польским автомобилям. Многие советские водители справедливо считали, что этот автомобиль на голову выше ереванской «поделки», но при интенсивной эксплуатации на практике через 3-4 года многие экземпляры появлялись на публике и начинали «разваливаться». Также было немало претензий к устойчивости и управляемости машины, что также послужило поводом для проведения лабораторных и дорожных испытаний на полигоне НАМИ под Дмитровом.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

их результаты были поистине разочаровывающими. Автомобиль был склонен к опрокидыванию и имел плохую управляемость на скорости выше 70 км/ч. Однако, несмотря на выводы советских испытателей, в конструкции машины ничего не изменилось. Однако на количестве «Нис», закупленных Советским Союзом, это особо не отразилось, и к 1988 году было закуплено 100 000 автомобилей этой марки.

В 1988 году на моторном заводе в Андриухове (Польша) началось производство дизельного двигателя Andria 4C90, что побудило Nysa принять решение о переходе на тяжелое топливо. К сожалению, количество автомобилей с дизельными двигателями было очень небольшим и к концу 80-х годов сам 522-й катастрофически устарел. Он был практически идентичен фургону ЕрАЗ.

К началу 90-х годов акцент производства ЗСД окончательно сместился на грузовые переделки на базе Полонов, а выпуск микроавтобусов увеличился до значительных 3658 единиц в 1991 году, 2720 единиц в 1992 году и, наконец, в 1993 году снизился всего до 1800 единиц. По сути, это была клиническая смерть автомобиля. И ровно 30 лет назад, 3 февраля 1994 года, с конвейера сошел последний бело-зеленый микроавтобус с надписью «Остатня Ныса 380 575» на лобовом стекле».

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Саму компанию в 1996 году приобрели корейцы, которые начали выпуск различных моделей Daewoo на производстве FSO.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус «Ныса» и какое отношение он имеет к Победе

Опрос Считаете ли вы этот микроавтобус лучше советского Рафика Голосовать Всего голосов:

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий