В Советском Союзе и других социалистических странах микроавтобус был, как часто говорят, важен сам по себе. Да, вы помните отечественный РАФ-2203 (и его предшественников), «Гедер» Баркас, советский «Пан», но по сравнению с количеством обычных «легковушек» это капля в море. Более того, он не был продан простым людям, а предназначался для того, что сейчас обычно называют «коммерческой эксплуатацией». Однако в условиях отсутствия легальной торговли в социалистических странах эти автомобили служили небольшим транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров в «общественно-полезных» целях. В конце пятидесятых годов такие автомобили появились и у поляков. Речь идет о модели Nysa N58 и ее «преемнике» под индексом 501. Но сегодня мы вспомним более поздние маршрутки с индексом 521/522. Завод работал на конвейере до 1994 года, пережив и саму ПНР, и социалистическую систему.
Nysa из Нысы
Производство первых микроавтобусов, начавшееся в 1958 году, располагалось в городе Ныша на юго-западе Польши (отсюда и название модели), а ранее компания занималась производством мебели. Автомобиль создан на базе Варшавской части и является развитием советской Победы, отличающейся типом кузова (седан).
Окна ранних микроавтобусов Nysa N58 не были панорамными, а передняя часть неуловимо напоминала Mercedes
Автомобиль нашел покупателей не только в родной Польше, но и на большинстве континентов, включая Европу, Азию, Африку и Америку. Однако основными потребителями польских микроавтобусов в Европе были, конечно, социалистические страны, такие как Венгрия, Румыния, Болгария и Албания. А среди всех 38 стран крупнейшим покупателем «Нисы» оказался СССР, хотя спрос на такую машину не был удовлетворен ни ульяновским УАЗом, ни латвийским «Рафиком».
Обратите внимание: наша победа видна на фоне служебного микроавтобуса Nysa первого поколения Венгерского радио и это символично
Первоначально завод-производитель назывался Zaklady Budvy Nadvady Samochodović, аббревиатура от «Завод автомобильных кузовов», но чуть позже он был переименован в Завод коммерческих автомобилей (Fabrika Samochodov Dostačić), и компания вошла в состав Ассоциации Polmo.
А уже в середине 60-х годов поляки говорили о полноценной модернизации «501-го», который не соответствовал тенденциям новой эпохи с точки зрения эргономики, комфорта, безопасности и даже уровня технологий начал думать. Десять лет.
В результате прототип новой Nysa с индексом 521 был представлен на Международной выставке в Познани в 1968 году, а годом позже началось серийное производство нового микроавтобуса.
Достаточно одного взгляда на совершенно другую переднюю часть Nysa 521, и можно сказать, что кузов автомобиля претерпел значительные улучшения. Кроме того, в нем были панорамные окна, простирающиеся во все стороны. При этом передняя стойка была перенесена назад примерно по тому же принципу, что и на советских грузовиках ЗИЛ-130.
При этом общая площадь остекления увеличилась примерно на 30%, что также положительно сказалось на внешнем виде автомобиля. Интересно, что капот новой модели, в отличие от 501, традиционно был распашным и открывался из салона, тогда как раньше он был съемным и делалось это с помощью пары ключей.
Необычной особенностью такой компоновки с точки зрения обслуживания является то, что после снятия крышки между передними сиденьями перед салоном размещаются масляный и воздушный фильтры, радиатор и насос системы охлаждения, двигатель и некоторые аксессуары лобовое стекло.Доступ обеспечен внутри салона. Доступ к бачку омывателя, механизму стеклоочистителей, звуковому сигналу и рулевому механизму можно было получить через капот. Поэтому большая часть работ по техническому обслуживанию проводилась так же, как и для обычных легковых автомобилей, а вот для микроавтобусов с аналогичной компоновкой двигателя ремонт приходилось проводить традиционным способом.
В дополнение к выдающемуся «носу» автомобиль был оснащен новыми передним и задним бамперами, а также вертикальными дворниками с возвратным механизмом типа пантографа, обычно встречающимся на «больших» автобусах.
Ниса 521 на улице в Польше
Большой вентиляционный люк в крыше выполнен из пластика, а еще одним важным отличием фургона Nysa 521F/521T от микроавтобуса является то, что правая дверь теперь сдвижная, а не распашная.
Область заднего номерного знака была перенесена под заднюю дверь и была рассчитана на прямоугольные номера, но в СССР черные номера были в две строки, затем квадратные, а не в одну строку, как в Европе. По этой причине многие водители меняли номера местами и ставили «квадрат» спереди, так как во время движения неизбежно будет затронут задний номер, если номер установлен правильно. К счастью, под решеткой радиатора было достаточно места.
Примечание: под решеткой радиатора расположен задний квадратный номерной знак СССР нового образца (1982 года выпуска), который следует установить сзади
Дизайн автомобиля был традиционным, даже старомодным. Несущий элемент — рама из коробчатых секций, кузов с каркасом из труб был обшит металлическими листами, собирательная база сохранена — двигатель с коробкой передач, мост и ходовая часть остались прежними и связи с автомобилем не было. Не только в Варшаве, но и в нашем ГАЗ М-20. То есть это низкоклапанный двигатель мощностью 50 лошадиных сил. «Победовский» повторил, но только экспортная модификация оснащалась более мощным 70-сильным двигателем С-21. Как нетрудно догадаться по названию и мощности, его прямым «предком» был агрегат ГАЗ М-21.
Это микроавтобус или рекламно-заводская машина? Все было возможно с 521
Это микроавтобус или рекламно-заводская машина? Все было возможно с 521
По сравнению с моделью 501 в интерьере было внесено немало изменений. Сейчас может показаться иронией, что он чем-то напоминает металлический ящик, обшитый кожзамом, но по сравнению с предшественником салон, что называется, становится приличнее. Ведь появились более удобные сиденья и место для крепления передних ремней безопасности, повысилась эффективность отопителя, стала заметнее шумоизоляция двигателя. Интересно, что кузов был не только фосфатирован, но и имел четыре (!) слоя краски для защиты от коррозии.
После презентации микроавтобуса на брюссельской выставке западноевропейские потребители всерьез заинтересовались практичными и недорогими автомобилями, и немцы начали строить не только кузов типа фургон, но и пятиместную кабину, и внутриавтомобиль. Платформа. Год спустя поляки представили такую версию с индексом 521R.
Всего через два года после начала производства с конвейера Nysa сошел 100-тысячный автомобиль Nysa. При этом лишь около 25% произведенных к этому времени микроавтобусов и фургонов осталось в Польше, а остальная продукция FSD ушла за границу. И это были не только Советский Союз, Чехословакия, Болгария, Венгрия и Восточная Германия; основными покупателями Nysa также были экзотические страны, такие как Куба, Вьетнам, Северная Корея и Монголия.
Вагончик №522
Возможно, именно ориентация на зарубежные рынки вдохновила поляков на модернизацию своих микроавтобусов начала 70-х годов. Планы были настолько грандиозными, что для «Нисы» решили даже использовать передний привод. К сожалению, замахнувшись на злотые, уперлись в копейку и остановились на варианте увеличения грузоподъемности автомобиля.
При этом было создано несколько прототипов с увеличенной площадью кузова и более мощным двигателем С-21М, носящим индекс 523, а в следующей версии с номером 524 был добавлен и силовой агрегат легкового автомобиля Fiat 125p, Та эксперимент.
Прототип, созданный на базе агрегатов от легкового автомобиля Polsky Fiat, имел интегрированное непанорамное лобовое стекло, сдвижное лобовое стекло и низкую крышу
Поэкспериментировав с компоновкой и комплектующими, инженеры FSD вернулись к исходной конструкции, но обязательными изменениями стали высокая крыша и двухконтурная тормозная система, надежно останавливающая автомобиль даже в случае повреждения тормозной магистрали.
Производство Nysa 522 началось в 1976 году и через два года достигло максимального уровня производства: было выпущено более 18 000 автомобилей.
Страница 1 октябрьского номера журнала «За рулем» за 1977 год — и польская Ниса, и советский РАФ-2203
Увы, к этому моменту основные покупатели, в первую очередь Советский Союз, начали потихоньку переходить на новейшие РАФ-2203 производства Елгавы, производство которых только началось, и к началу 80-х годов политические и экономические события внутри Польши сложились сам тоже пострадал. Все стало настолько плохо, что это затронуло и Нису.
Производство автомобилей упало с 11 000 до 12 000, и даже некоторые «обновления», такие как изменение панели приборов, не смогли спасти ситуацию. Однако до 1991 года поляки смогли стабильно выпускать 10-11 тысяч автомобилей, однако само предприятие попало в зону смуты. Фактически, в 1986 году он был объединен с заводом легковых автомобилей FSO и переименован в Подразделение коммерческих автомобилей Nysie (Zaklad Samochodow Dostawczych w Nysie). Там, помимо самого «Ниших», планировалось выпускать и грузовики на базе «Полонеза.
Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)
Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)
Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)
Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)
Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)
Масштабная модель из серии «Автолегенды СССР» автора ДеАгостини (1:43) (2015 г)
В период популярности и расцвета модели Тип 522 в конце 1970-х годов покупателей примерно из 40 стран мира привлекала простота, неприхотливость, низкая стоимость и относительно превосходное качество изготовления, несравнимое с советскими автомобилями. РАФ и ЕрАЗ.
На Нисси совершались длительные научные экспедиции в Индию, Средиземноморье и Африку. Эта машина хорошо зарекомендовала себя не только в холодном СССР, но и в тропической жаре
Кроме того, 522 предлагался не только как базовый фургон и грузопассажирский микроавтобус, но и как изотермический фургон, двухкабинный пикап, «санитарка», полицейская версия, туристический микроавтобус и даже микроавтобус. «Киноноситель», оснащенный проектором и звуковоспроизводящей аппаратурой.
Какое занятие пробовал этот микроавтобус
Какое занятие пробовал этот микроавтобус
Какое занятие пробовал этот микроавтобус
Какое занятие пробовал этот микроавтобус
Какое занятие пробовал этот микроавтобус
Какое занятие пробовал этот микроавтобус
Какое занятие пробовал этот микроавтобус
Это не все. В начале 80-х годов на базе Nysa 522, разработанной польской компанией ELWRO, была создана передвижная микролаборатория качества воды. Такие мобильные лаборатории могут контролировать и оценивать состояние питьевой воды, сточных вод и поверхностных вод путем автоматического измерения основных физических и химических параметров.
Однако не все потребители были довольны, а многие весьма критично относились к польским автомобилям. Многие советские водители справедливо считали, что этот автомобиль на голову выше ереванской «поделки», но при интенсивной эксплуатации на практике через 3-4 года многие экземпляры появлялись на публике и начинали «разваливаться». Также было немало претензий к устойчивости и управляемости машины, что также послужило поводом для проведения лабораторных и дорожных испытаний на полигоне НАМИ под Дмитровом.
их результаты были поистине разочаровывающими. Автомобиль был склонен к опрокидыванию и имел плохую управляемость на скорости выше 70 км/ч. Однако, несмотря на выводы советских испытателей, в конструкции машины ничего не изменилось. Однако на количестве «Нис», закупленных Советским Союзом, это особо не отразилось, и к 1988 году было закуплено 100 000 автомобилей этой марки.
В 1988 году на моторном заводе в Андриухове (Польша) началось производство дизельного двигателя Andria 4C90, что побудило Nysa принять решение о переходе на тяжелое топливо. К сожалению, количество автомобилей с дизельными двигателями было очень небольшим и к концу 80-х годов сам 522-й катастрофически устарел. Он был практически идентичен фургону ЕрАЗ.
К началу 90-х годов акцент производства ЗСД окончательно сместился на грузовые переделки на базе Полонов, а выпуск микроавтобусов увеличился до значительных 3658 единиц в 1991 году, 2720 единиц в 1992 году и, наконец, в 1993 году снизился всего до 1800 единиц. По сути, это была клиническая смерть автомобиля. И ровно 30 лет назад, 3 февраля 1994 года, с конвейера сошел последний бело-зеленый микроавтобус с надписью «Остатня Ныса 380 575» на лобовом стекле».
Саму компанию в 1996 году приобрели корейцы, которые начали выпуск различных моделей Daewoo на производстве FSO.
Опрос Считаете ли вы этот микроавтобус лучше советского Рафика Голосовать Всего голосов:
- Хотите связаться со мной?