С сегодняшнего дня вступают в силу новые правила расчета таможенных пошлин на автомобили, ввозимые из стран ЕАЭС. Эти правила значительно увеличивают цены на многие новые автомобили. Давайте посмотрим, что изменилось, почему покупка автомобиля обходится дороже и какие автомобили затронуты больше всего.
Что вступило в силу 1 апреля?
На самом деле о предстоящих изменениях было известно еще с середины февраля. 1 апреля 2024 г., 13 февраля 2024 г вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации N 152 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291». Данное постановление меняет правила расчета и взимания платы за утилизацию транспортных средств.
Сумма утилизационного сбора будет рассчитываться по следующей новой формуле:
США = Б/у + КТП + КНДС + Ка
где:
USED фактически занимается сбором вторичной переработки;
Ктп — разница между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из цены автомобиля по документам Минпромторга, и таможенной пошлиной, указанной в фактической таможенной декларации автомобиля;
КНД — разница между НДС, рассчитанным по документам Минпромторга, и фактически уплаченным НДС, указанным в декларации на товары;
Ка – разница между суммой акциза, рассчитанной исходя из мощности ОТТС или СБЦТС, и фактически уплаченной суммой акциза, указанной в декларации на товары.
Эта формула по своей сути странная. Фактически утилизационная плата будет равна утилизационной плате плюс любые неоплаченные акцизы, пошлины и налоги. Ну, проще говоря, в утилизационный сбор включены все «недоплаты», понесенные при растаможке автомобиля в странах ЕАЭС.
Второе изменение в правилах ввоза автомобилей касается электромобилей. С 1 апреля в перечень причин возврата документов и отказа в ввозе включено «отсутствие формы декларации (формы пассажирской таможенной декларации) на транспортные средства, получившие статус товаров Евразийского экономического союза, и решение об ее отмене». Так и стало. В том числе при ввозе в Российскую Федерацию транспортных средств, оснащенных электродвигателями, в том числе транспортных средств, оснащенных последовательными гибридными силовыми установками, за исключением транспортных средств, оснащенных гибридами других типов, документы, оформляемые Таможней Российской Федерации. Электростанция. «Проще говоря, в настоящее время электромобили и секвентальные гибриды могут проходить таможню только непосредственно внутри России, а ввоз таких автомобилей из других стран (даже стран-членов ЕАЭС) запрещен.
Почему мы сэкономили?
Суть экономии заключалась в том, что суммы таможенных пошлин, взимаемых при оформлении автомобилей, различались от участника к члену таможенного союза. При этом растаможка автомобиля в странах ЕАЭС сделала его продуктом Таможенного союза. Это означает, что теперь его можно продавать и эксплуатировать в этих странах без уплаты дополнительных пошлин.
Это позволило ввозить в Россию автомобили, прошедшие таможню Беларуси, Киргизии, Казахстана, Армении и других стран, по более низкой ставке, чем ставка, действующая в Российской Федерации. Например, в Белоруссии действуют льготы по уплате налога с продаж и налога на добавленную стоимость на электромобили, а в Кыргызстане налог на добавленную стоимость составляет 12% вместо 20% в России%.
Причем, помимо этой «честной» экономии, перекупщики использовали и еще более хитрые уловки. Например, при ввозе через Кыргызстан существует практика занижения стоимости автомобиля в таможенной декларации, а при ввозе через Беларусь автомобиль оформляется как льготная категория для граждан, особенно инвалидов и многодетных имеют следующие права: Вы получите скидку 50% на оплату таможенных пошлин. В результате автомобили, ввезенные через третьи страны, оказываются дешевле, чем автомобили, проходящие таможню непосредственно в РФ, а разница может составлять от нескольких сотен тысяч рублей до более миллиона рублей. По этой причине официальные импортеры в России оказались в невыгодном положении по сравнению с теми, кто ввозит автомобили путем параллельного импорта, в том числе индивидуального оформления, через страны ЕАЭС.
Что будет дальше?
Новые правила импорта никоим образом не запрещают и не ограничивают ввоз автомобилей. То есть это никак не влияет на функциональность или ассортимент. Однако цена на некоторые новые автомобили увеличивается просто из-за разницы между «льготным» и формальным способами растаможки. Это означает, что вы больше не будете экономить, ввозя свой автомобиль через Кыргызстан или Беларусь. Это фактически ставит брокеров, частных импортеров, реселлеров и других бизнесменов на равные права с авторизованными импортерами и авторизованными дилерами. Это означает, что новая машина будет стоить столько же. Например, раньше «серый» Geely Monjaro можно было купить за $500 000–800 000, что примерно на 1 миллион иен дешевле, чем официально ввозимый в Россию дилерский Monjaro. Ну а с учетом того, что при импорте экономить невозможно, цена на «параллельные» машины будет одинаковой.
Отдельного упоминания заслуживают электромобили и серийные гибриды. Напомним, вторым вступившим в силу изменением является запрет на ввоз для перепродажи электромобилей и секвентальных гибридов, растаможенных в странах, отличных от РФ. Это означает, что электромобили, зарегистрированные по льготным тарифам в других государствах-членах ЕАЭС, теперь совершенно невозможно ввезти в Россию. С 1 апреля все такие транспортные средства должны будут проходить через российскую таможню, а их ввоз будет запрещен без декларации таможенных органов РФ. Это означает, что электромобили, ввозимые частным образом посредством параллельного импорта или третьих стран, исчезнут с рынка, а цена электромобилей, ввозимых по новым правилам, также вырастет или снизится до «дилерских цен», которые станут эквивалентными. Причем для дорогих электро- и гибридных автомобилей вроде Lixiang и Zeekr прибавка может составить более миллиона рублей, а не сотни тысяч рублей.
- Хотите связаться со мной?