В сегодняшнюю эпоху гибридных и электромобилей, 60 лет назад было принято строить автомобили вокруг двигателя, который точно определял вес автомобиля в обществе и его популярность на рынке, кажется невероятным. Да, в американском автопроме 60-х годов было такое явление, как маслкар. Маслкары отличались от других автомобилей мощными двигателями и соответствующей динамикой. Сегодня мы вспоминаем автомобиль, который по стечению обстоятельств стал родоначальником этого класса. Герой нашего рассказа — Pontiac GTO, с которого все началось.
Начало
Еще в 30-х и 40-х годах прошлого века в США появились так называемые хот-роды, то есть автомобили с форсированными двигателями, а в любительских гонках принимали участие молодые и горячие американцы. Однако купить такую машину новой было невозможно, да и машины с подобной динамикой фактически не существовало на открытом рынке. А богатым американцам, которые хотели быстро ездить, в 1950-х годах приходилось выбирать между Ferrari и Chevrolet Corvette отечественного производства. И то, и другое стоило непомерно больших денег и было совершенно недоступно для большинства среднестатистических американцев. А «обычная» машина, даже с относительно большим объемом двигателя, не могла похвастаться ураганной динамикой.
Например, это было двухдверное заднеприводное купе Pontiac Tempest, оснащенное только четырехцилиндровым двигателем Trophy 4.
Несмотря на рабочий объем 3,1 литра, он выдавал от 110 до 168 лошадиных сил, в зависимости от степени сжатия. По стандартам SAE общая длина составляет около 5 метров, а вес автомобиля составляет около 1400 кг, что не является впечатляющей цифрой. Ведь все это величие работало в паре с двухступенчатой автоматической коробкой передач или трехступенчатой или четырехступенчатой механической коробкой передач. Так что даже при богатом воображении эту машину нельзя было назвать быстрой.
Новое сердце, новая жизнь
Это произошло не случайно. Из-за уникальной политики General Motors того времени обычным автомобилям, таким как Tempest, не разрешалось иметь «большие» двигатели. Все потому, что для магистральных седанов предназначались двигатели объемом более 5 литров.
И чтобы обойти это ограничение, Pontiac нашел хитрую лазейку. В дополнение к пакету опций Ле-Мана мы добавили опцию в форме букв GTO. Каждый вариант обходился покупателю дополнительно в 100 долларов.
За три портрета Бенджамина Франклина (стоимостью около $3000 в современных долларах) покупатели Pontiac Tempest Le Mans GTO смогут приобрести мощную V-образную 6,4-литровую «восьмерку», способную вместить 325 «лошадей». Он почти в три раза прочнее обычного капюшона Tempest.
Он был оснащен спортивными шинами US Royal Red Line 7,50×14, трехступенчатой механической коробкой передач, более жесткими стабилизаторами поперечной устойчивости и пружинами, а также иной выхлопной системой. Опции включали улучшенную систему охлаждения, повышавшую мощность двигателя до 348 лошадиных сил, самоблокирующийся дифференциал, металлизированные тормозные колодки на тормозных барабанах, а трансмиссию можно было сделать четырехступенчатой или автоматической за дополнительную плату.
Первоначально Tempest GTO был доступен как купе, так и кабриолет
Первоначально Tempest GTO был доступен как купе, так и кабриолет
Стандарт ГТО: тахометр и механика в данном случае были не только уместны, но и необходимы
Стандарт ГТО: тахометр и механика в данном случае были не только уместны, но и необходимы
Первоначальная идея GTO принадлежит Шейну Вейзеру и инженеру по двигателям Pontiac Расселу Джи. Сам Джон Делориан был человеком, разработавшим «машину времени» под своим именем и участвовавшим в проекте Uber Tempesta. Генеральный менеджер Pontiac Эллиот «Пит» Эстес одобрил новую модель, а менеджер по продажам Фрэнк Бридж ограничил первоначальное производство 5000 единиц.
Теперь, чтобы обойти вышеупомянутые ограничения, для моделей 1964 и 1965 годов GTO был дополнительным пакетом опций для Pontiac LeMans, а с 1966 по 1971 год GTO был отдельной моделью.
итак, попробуем разобраться в длинном и необычном названии модели. Итак, основное слово tempest происходит от старофранцузского tempeste, которое происходит от латинского tempestas («буря») и tempus, tempete — время, погода.
Суффикс «Ле-Ман» происходит от Ле-Мана, Франция, где проводится старейшая в мире гонка на выносливость спортивных автомобилей — «24 часа Ле-Мана», которая началась в 1923 году.
Однако аббревиатура GTO вовсе не французская. Термин Gran Turismo Omorogato означает «автомобиль, допущенный к гонкам», т.е автомобиль с техническими характеристиками, подходящими для участия в гонках класса GT.
Откуда пошла итальянская аббревиатура американских автомобилей?Все просто. Pontiac позаимствовал его у самой Ferrari, тонко намекая, что по динамике Hurricane Tempest с наддувом и двигателем V8 можно сравнить с итальянским спорткаром.
Трехкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Фил Хилл не будет лгать, что Ferrari GTO — машина для профессиональных гонщиков.
Трехкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Фил Хилл не будет лгать, что Ferrari GTO — машина для профессиональных гонщиков.
Трехкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Фил Хилл не будет лгать, что Ferrari GTO — машина для профессиональных гонщиков.
Когда была выпущена эта необычно улучшенная версия, современная автомобильная пресса тут же провела собственные испытания GTO, раскритиковав ее вялое рулевое управление и неэффективные тормоза.
Однако издание «Car and Driver» решило сыграть, «сопоставив» одинаковые аббревиатуры итальянских спортивных автомобилей и американских автомобилей на обложке мартовского номера 1964 года.
К сожалению, нам так и не удалось заполучить «живой» Ferrari GTO. Американский владелец такого автомобиля отказался от предложения предоставить свою машину для испытаний, так как гоночный GTO, который Боб Гроссман купил по сходной цене после гоночного сезона, «слишком устал». Чтобы составить конкуренцию одноименной новинке Pontiac. Но, несмотря на отсутствие, бой все же получился, тем более что Pontiac охотно согласился на такое «выступление» и предложил не одну, а сразу две машины. Причем эти автомобили имели усиленные двигатели и трансмиссии, а некоторые оснащались спортивной подвеской и гидроусилителем руля. За короткий промежуток времени журналисты проехали на этих автомобилях более 3000 миль как по дорогам общего пользования, так и по гоночной трассе Daytona International Raceway.
Результаты были, мягко говоря, впечатляющими. Первые 100 километров с места GTO преодолел менее чем за пять секунд, разогнался до 160 километров всего за 11,8 секунды, а четверть мили и максимальную скорость достиг за 13,1 секунды. Примерно 200км/ч.
Вот и получается, что Понтиак быстрее Феррари. Да и вообще это была одна из самых быстрых машин в мире того времени. Впечатленные, сотрудники журнала написали в своем последнем обзоре: «Pontiac производит лучшие американские автомобили, на которых мы когда-либо ездили, и, вероятно, входит в пятерку или шесть лучших автомобилей в мире для водителей-энтузиастов». Он зашел так далеко как сказать, что он создал
Хотя внутри машины не было никаких признаков зверя, машина привлекала восхищенные взгляды, куда бы она ни направлялась. Мы не могли понять, был ли это скромный внешний вид автомобиля или грозный рев четырех (мы насчитали четыре) блестящих выхлопных труб.
Вождение этого автомобиля — незабываемые впечатления, которые не должен пропустить ни один энтузиаст. К сожалению, очень немногие дилеры Pontiac имеют GTO для тестирования, но если вы сможете заполучить такой, как тот, который мы тестировали, его стоит украсть на несколько минут. И вы всегда слышите это вездесущее: «Боже мой, мы движемся слишком быстро». Вы ожидали, что ускорение на первой и второй передаче будет впечатляющим, но никто не ожидал, что вы почувствуете себя прижатым к сиденью, когда нажмете на газ на четвертой передаче на скорости 80. Эта машина делает то, о чем многие только говорят. Другими словами, он действительно сочетает в себе грубую, взрывную производительность с превосходным балансом и стабильностью.
Автомобили и водители, март 1964 г
Предложенный на тестирование 348-сильный автомобиль стоил 3377 долларов, а с полным набором опций цена для покупателя GTO на тот момент составляла 4500 долларов, что эквивалентно сегодняшним 43 000 долларов. И понятно, что он стоил гораздо дешевле итальянской «лошадки», которая дороже в 4 раза.
Эффект был недолгим, и согласно первоначальному плану Фрэнка Бриджа производить 5000 автомобилей в год, американцы купили 32 000 «буквенных» Pontiac. Точнее, это общий объём производства, с которым может справиться GM.
Ну а в следующем году уже собрано и продано 75 000 ГТО. И что самое необычное, один из сотрудников Pontiac действительно омологировал автомобиль FIA в 1964 году, хотя аббревиатура GTO была очевидным маркетинговым ходом, намекающим на модель Ferrari. То есть эта машина смогла официально войти в FIA. Европейские гонки на спортивных автомобилях.
Рекламным ассоциацией Pontiac выбрал тигра, свирепого и сильного зверя. Это был ГТО.
От грядок до тигров: в период своего расцвета GTO поднималась по служебной лестнице с помощью грозных хищников
От грядок до тигров: в период своего расцвета GTO поднималась по служебной лестнице с помощью грозных хищников
От грядок до тигров: в период своего расцвета GTO поднималась по служебной лестнице с помощью грозных хищников
Действительно, остроумное название вскоре было изменено на КОЗА, буквы переставили и добавили еще одну. Но есть и версия, в которой они, как и сотрудники журнала Car and Driver, расшифровали эти четыре буквы как Greatest Of All Time, или величайшую машину всех времён.
В 1965 году кузов был обновлен, а на передних крыльях появились выпуклые крылья в форме «бутылки из-под кока-колы», или бутылки кока-колы. В отличие от более ранних Tempest, четыре круглые фары были расположены вертикально, а решетка радиатора была визуально расширена, что придавало автомобилю еще более бесстрашный «вид».
Быстрая машина справится не только с любым приключением, но и с ветром
Быстрая машина справится не только с любым приключением, но и с ветром
Быстрая машина справится не только с любым приключением, но и с ветром
Быстрая машина справится не только с любым приключением, но и с ветром
Быстрая машина справится не только с любым приключением, но и с ветром
Те же «три забавных персонажа», что и механика, являются ключевыми элементами успеха GTO
В остальном GTO был верен себе, с рабочим объемом более 6 литров и мощностью более 300 «лошадей». В следующем году продажи достигли пика в 96 000 единиц. Реакция рынка на эту модель была максимально красноречивой, поэтому по приказу сверху GTO был изменен из «пакетного» улучшения на самостоятельную модель.
Тот самый GTO
GTO первого поколения, с множеством дополнений и модернизаций, всегда хорошо продавалось (1967 год – 82 000 штук), но в 1968 году было представлено второе поколение, внешне кардинально отличавшееся от оригинала. Большинство фанатов считают его «лучшим GTO всех времён» не из-за технических характеристик, а из-за внешнего вида. Длинный и буквально выраженный «нос», пара воздухозаборников в капоте, покатая линия крыши в районе багажника, отсутствующий передний бампер и, напротив, огромный задний бампер с интегрированными задними фонарями…
В конце 60-х GTO стал больше, чем просто маслкаром, он стал автомобилем мечты, автомобилем мечты, который не только очень быстро ездил, но и хорошо выглядел. Эта модель больше не скрывается под маской скромного Tempest прошлых лет. Он заявил о себе эффектным силуэтом, брутальным видом и сдержанными, но очень точными деталями. Одной из самых необычных особенностей стали фары, спрятанные под решеткой. Хотя это была опция, многие в то время считали ее стандартным оборудованием GTO.
GTO выглядел еще более брутально, когда я широко закрыл глаза
GTO выглядел еще более брутально, когда я широко закрыл глаза
GTO выглядел еще более брутально, когда я широко закрыл глаза
GTO выглядел еще более брутально, когда я широко закрыл глаза
Кабриолет второго поколения лишился характерного силуэта, одного из ключевых элементов его внешности
Кабриолет второго поколения лишился характерного силуэта, одного из ключевых элементов его внешности
У этой модели не было переднего бампера в смысле крупного хромирования, но было новшество: резиновый бампер Endura, не боявшийся мелких неровностей. Компания неоднократно использовала эту функцию в своей рекламе для атаки на невинные сегменты, но без видимого ущерба.
Самое мощное изменение называется «Судья», которое происходит из повторяющегося комедийного номера «А вот и судья» в телешоу «Роуэн и Мартин». В рекламных объявлениях использовались такие лозунги, как «Все защищают судей» и «Судей можно купить».
Не судите, да не судимы будете!
Не судите, да не судимы будете!
Не судите, да не судимы будете!
Не судите, да не судимы будете!
Не судите, да не судимы будете!
Эта версия стоила на 332 доллара дороже стандартной GTO и имела более мощный двигатель, более широкие шины, внутреннюю отделку, другие наклейки и задний спойлер, который, по словам компании, увеличил прижимную силу.
«Скамейка» здесь была еще весьма скромных размеров
Вот как выглядит пакетное предложение от Pontiac стоимостью 300 долларов
изначально Судья был доступен только в Карусели Красной, которая стала своеобразной «визитной карточкой» этого изменения. Что ж, 366 «лошадей» и скорость до 100 км/ч за 6,2 секунды — серьёзные аргументы в любых дорожных спорах.
Каждый GTO — это V8. И очень, очень быстро
Интерьер GTO второго поколения был скромным, но очень элегантным
Интерьер GTO второго поколения был скромным, но очень элегантным
Еще одна интересная особенность – тахометр, установленный прямо на капоте, в поле зрения водителя
Еще одна интересная особенность – тахометр, установленный прямо на капоте, в поле зрения водителя
Тем не менее, этот GTO превзошел по продажам как Chevrolet Chevelle SS396, так и Plymouth Road Runner: в 1969 модельном году было продано 72 000 автомобилей, около 7 000 из которых были Judges.
В 1970 году над колесными арками появились характерные выступы, а передняя часть вновь получила четыре открытые фары и выступающую решетку радиатора. Внешний вид остался брутальным, но такое решение понравилось не всем поклонникам модели.
Под капотом появился двигатель объемом 7,4 литра. Отметим, что по объему это оказалась вершина моделей GTO. Дополнительно автомобиль оснащен регулируемой выхлопной системой VOE. Использование рычага через вакуумный привод позволяет снизить противодавление выхлопных газов, но при этом существенно увеличивает шум, издаваемый двигателем. Этот вариант продлился всего несколько месяцев, с ноября 1969 года по январь 1970 года, после чего руководство GM приказало прекратить выпуск VOE.
С 70-х годов спойлеры стали похожи на книжные полки
Однако в то время у GTO была еще одна интересная система динамического нагнетания воздуха, которая могла нагнетать больше воздуха во впускной канал по мере увеличения скорости.
«Уши» вокруг воздушного фильтра являются доказательством набегающего воздуха
Из тигров – в ботаники
К сожалению, в 1971 году был издан корпоративный приказ о подготовке GM к использованию неэтилированного бензина, что потребовало гораздо более низкой степени сжатия, и в 1971 году двигатели с напорным воздухом полностью исчезли со сцены. Выходная мощность была снижена до 300 лошадиных сил. По стандартам SAE GTO все еще был способен разгоняться до 100 км/ч всего за 6 секунд. В феврале того же года Pontiac объявил, что больше не будет принимать заказы на GTO Judge, и окончательные показатели продаж оказались катастрофическими. Впервые было найдено всего 10 000 единиц этой модели.
А уже в 1972 году эта модель снова стала не чем иным, как опциональным пакетом за 354 доллара. Мощность упала уже до 250 лошадиных сил, а продажи упали еще на 45% до катастрофических 5000 экземпляров. По сути, это может означать только одно. GTO медленно, но верно умирает.
И возможно, было бы лучше, если бы он уже умер, но в следующем, 1973 году, появилось третье поколение в новом кузове, который современники практически не приняли. Более того, его подозрительный внешний вид сочетался с двигателем мощностью 230 лошадиных сил. Что ж, в конце года разразился знаменитый энергетический кризис, окончательно подорвавший интерес потребителей к этой категории автомобилей, которые не только чрезвычайно быстры, но и невероятно прожорливы.
ГТО, ты ли это? И самое худшее было еще впереди…
ГТО, ты ли это? И самое худшее было еще впереди…
ГТО, ты ли это? И самое худшее было еще впереди…
Аббревиатура набрала еще большую популярность. Всего год спустя, чтобы избежать внутренней конкуренции с Grand Am, Pontiac перенес пакет GTO 1974 года на компактный Pontiac Ventura, который имел общий кузов с Chevrolet Nova.
Я не буду комментировать его внешний вид или пропорции по сравнению с «Джаджем», достаточно сказать, что покупатели получили 5,7-литровый двигатель V8 мощностью целых 200 лошадиных сил за 461 доллар, а также другие решетки радиатора и эмблемы GTO Masu. Это позволило автомобилю разогнаться до 60 миль в час за «впечатляющие» 9,5 секунды. Это вечность по сравнению с пятью секундами, которые потребовались первому GTO. Джерри Хизли из журнала High Performance Pontiac назвал этот автомобиль «шуткой над компактной Ventura, только уродливее и глупее» в статье GTO в августе 1983 года».
7000 проданных единиц – это неплохо. Но это тоже нехорошо. Потому что нефтяное эмбарго и ужесточение норм выбросов положили конец не только ГТО, но и всему «мускулистому» корпусу».
И, возможно, ужасный финал лучше бесконечного ужаса. Потому что в последние годы некогда быстрый и брутальный GTO начал показывать свой возраст сначала внутренне, а затем и открыто.
Но на этом история не заканчивается. На Детройтском автосалоне 1999 года миру был представлен концепт-кар GTO с классической формой бутылки из-под кока-колы, решеткой радиатора и ковшом на капоте. Он включал в себя множество элементов, отдающих дань уважения всем поколениям Pontiac GTO, но серийный автомобиль так и не продолжился.
Точнее, почти нет. В 2004 году на рынок США был представлен Pontiac GTO, но на самом деле это был австралийский Holden Monaro. Возможно, Боб Лутц знал лучше, и Holden Commodore SS мог бы стать отличным донором кузова для Pontiac GTO, но этот австралийский автомобиль был построен для рынка США в Элизабет, Южная Австралия. То есть он был импортёром, а не американцем не только «по духу», но и по месту рождения. И даже тот же 5,7-литровый мотор LS1 V8 ситуацию не спас. Это был великий Холден, но это был не Понтиак. И это не что иное, как GTO.
PS По-хорошему, эту модель следовало бы «похоронить» еще до нефтяного кризиса и оставить навсегда в «кузове» второго поколения, который действительно был лучшим с виду.
Опрос Какой GTO вам больше всего нравится:
- Хотите связаться со мной?