Олива, танец сиртаки, древние памятники архитектуры, великолепная кухня, чистейшее Средиземноморье и прекрасные пляжи – все это Греция, которую часто называют «колыбелью цивилизации». Но термин «греческий автомобиль» для многих звучит так же странно, как молдавский виски, алжирский сыр или вьетнамский хронограф. И все же вы удивитесь: греки уже сто лет имеют собственную автомобильную промышленность, выпускающую не менее десятка интересных, но малоизвестных автомобилей. Сегодня мы вспомним историю его возникновения и развития, а также взглянем на «лучшие» автомобили из этой страны.
Начало: первая половина ХХ века
Стоит отметить, что практически неизвестную, но очень обширную автомобильную промышленность Греции сложно (и не совсем правильно) отделить от мотоиндустрии – настолько здесь переплетены двух-, трех- и четырехколесные транспортные средства.
Отправной точкой считается период после Первой мировой войны, поскольку первым официальным производителем автомобилей считается компания Никоса Теологу, греческого механика, который сначала жил в США, а затем вернулся в Афины.
Там он изготовил прототип легкового автомобиля с мотоциклетным двигателем, но сумел запустить в производство не легковой автомобиль, а автобус на импортном шасси. Но через несколько лет Теолога. сменили конкуренты! И прежде всего компания «Тангалакис», основанная в 1925 году П. Тангалакисом и Г. Турникиотисом. Это совместное предприятие двух греков также производило автобусные кузова, но в середине тридцатых годов Петрос Тангалакис отделился, а также занялся крупносерийной сборкой английских легковых автомобилей Austin Seven. Интересно, что Тангалакис продолжал выпускать автобусы на чужих шасси, но в начале шестидесятых годов компания получила название TEMAX и с тех пор известна как производитель противопожарной техники.
Другим крупным производителем автобусов до войны была компания Buhayer, производившая автобусы бронированного типа на грузовых шасси.
Автобус мальтийского Бухайера представляет собой типичное греческое сочетание собственного кузова и чужого шасси
«Отверточную» сборку автомобилей Willys 77, а также Diamond T и международных грузовиков в Греции осуществляла компания Petropoulos, сборочный завод которой располагался в городе Салоники.
Продолжение: законы мечты
В послевоенный период в стране осталось довольно много европейских мотоциклов, а также некомплектных внедорожников – например, тех же «Виллисов». Греки начали конструировать из существовавших остатков «автокомплектов» трехколесные моторизованные колесницы, что послужило движущей силой развития собственной мотоциклетной и автомобильной промышленности. Действительно, учитывая благоприятный климат и узкие улицы, грекам не были нужны мощные автомобили с закрытыми металлическими кузовами, ведь двух- и трехколесные транспортные средства прекрасно подходили для решения утилитарных задач спокойного населения.
Интересно, что в этих конструкциях примитивный двухтактный мотоциклетный двигатель часто заменялся вполне «взрослым» автомобильным двигателем, однако по греческому законодательству это оборудование по-прежнему не принадлежало автомобилям и облагалось гораздо меньшими налогами. Нетрудно догадаться, что это способствовало его огромной популярности, что, в свою очередь, привело к появлению десятков компаний, производивших трехколесные грузовые и грузопассажирские автомобили. Параллельно с ними многие компании выпускали и обычные двухколесные мопеды.
Кроме того, лояльные греческие законы шестидесятых и семидесятых годов позволяли отнести к сельскохозяйственной технике любой автомобиль, который теоретически можно было использовать в сельском хозяйстве. Это также благотворно сказалось на уровне налогообложения владельцев, стимулируя производство таких машин.
Однако «малиновая жизнь» подошла к концу в восьмидесятые годы, когда столь привлекательные для автопроизводителей законы были пересмотрены, что привело к сворачиванию практически всего производства автомобилей в Греции. Тем не менее, наиболее известные производители и их продукция заслуживают отдельного и подробного рассмотрения.
Два колеса и более: MEBEA, Альта, Аттика и Meгo
Самым известным производителем типичных трициклов (туктуков) была афинская компания MEVEA, существовавшая с 1960 по 1983 год. Она экспортировала свою продукцию даже в страны Азии, но была также повсеместно представлена на собственном рынке. Таким образом, ее мопеды использовались в качестве служебного транспорта в государственных учреждениях – особенно в полиции и на почте.
Греки знали о туктуках не хуже азиатов! И они даже экспортировали свою продукцию в страны Азии
Греки знали о туктуках не хуже азиатов! И они даже экспортировали свою продукцию в страны Азии
Мотоцикл MEVEA шестидесятых годов – дитя своего времени
Примерно в тот же период, то есть с 1962 по 1978 год, аналогичную технику выпускала компания «Альта». Первым массовым продуктом стал мопед Alta 50S с двигателем немецкой компании Sachs. В конце шестидесятых годов модельный ряд разбавился трехколесным грузовиком А700, а затем легковым автомобилем А200, созданным на базе автомобиля «Аттика-200.
Альта – три колеса, независимо от того, нужны они для перевозки грузов или пассажиров
Альта – три колеса, независимо от того, нужны они для перевозки грузов или пассажиров
Альта – три колеса, независимо от того, нужны они для перевозки грузов или пассажиров
В свою очередь, Аттика-200 представляла собой лицензионную копию моторизованной коляски Fuldamobile, а сам бренд Attica был основан в 1962 году Георгиосом Димитриадисом.
Чуть раньше он попытался заняться производством собственного малолитражного автомобиля, но затем переключился на выпуск Attica-Fuldamobile, и уже через десять лет этот автомобиль стал настоящим фаворитом среди греков. В 1968 году Димитриадису даже удалось создать на его основе грузовик «Дельта», где передней частью была корма (!) «Аттики-200.
Димитриадис не смог запустить в серию собственную малолитражку
Аттика-200 и грузовик Дельта на базе — транспорт греков конца шестидесятых
Аттика-200 и грузовик Дельта на базе — транспорт греков конца шестидесятых
Затем попытались наладить производство израильского легкового автомобиля «Кармель-12», а в самом конце, в 1977 году, попытались запустить в производство греческий автомобиль DIM-652. Однако после выпуска пилотной партии в 10 экземпляров компания «Аттика» закрылась.
Аттика-Кармель-12
DIM-652 – ноги здесь явно растут из Фиата!
Еще в 1947 году Никос Горголис основал компанию Nigo, занимавшуюся производством трициклов и трехколесных велосипедов. В 1962 году ее частично выкупила уже упомянутая здесь компания MEBEA, а компания была переименована в Mego, после чего стала вторым по величине греческим производителем мопедов. На этом перипетии не закончились: в 1967 году он полностью вернулся в собственность семьи Горголис, но сохранил название Мего.
Mego вместе с MEBEA были одним из крупнейших греческих производителей мотоциклов
Как и многие другие, это предприятие полноценно функционировало как производитель мопедов до середины 80-х годов, когда изменения в законодательстве привели к ликвидации десятков компаний, возникших двумя десятилетиями ранее. К аналогичным производителям трициклов относятся такие бренды, как Dinap, Ros, Viomot, STEEL CAR, SAM, Super Car(!), Motorcar и Pan-car.
Небольшой полноприводный грузовик EBIAM 4×4 — типичный пример автомобиля, выпускавшегося специально для «сельскохозяйственных благ» с 1979 по 1984 годы. Из той же оперы — компания AutoDiana из Салоник и модель Unicar — небольшой грузовик.
ЭБИАМ 4х4 — либо легковой автомобиль, либо трактор…
АвтоДиана Юникар – еще один «агроном»
А ведь марка Biamax была самым известным производителем классических городских автобусов в вагонной компоновке около тридцати лет, но история, вполне типичная для большинства греческих марок, закончилась в 1986 году. Чуть больше повезло самой старой компании, Saracakis, производит автобусы с 1954 года и по сегодняшний день – но сейчас производит только кузова на иностранных шасси, как это было в Греции в начале собственного автопрома.
Biamax и Saracakis — два крупных производителя автобусов, из которых сегодня сохранился только один
Еще одним примером производителя автомобилей, который якобы производил мотоциклы и сельскохозяйственную технику, является компания Motoemil из Салоник, производившая трициклы и внедорожные пикапы с 1970 по 1985 годы. Но список марок и моделей можно продолжать долго – Balkania, Agricola, Record…
Назовите это горшком: компания «Мотоэмил», как и многие другие, выпускала формальные трициклы и «сельхозтехнику» в виде пикапа, чтобы их продукция попадала под льготное налогообложение
Назовите это горшком: компания «Мотоэмил», как и многие другие, выпускала формальные трициклы и «сельхозтехнику» в виде пикапа, чтобы их продукция попадала под льготное налогообложение
На той же «аграрной волне» в 1972 году на рынке появилась марка Namco (National Motor Company) из Салоник, которой удалось остаться на плаву даже после восьмидесятых годов. Однако уже около двадцати лет она является не производителем, а импортером автомобилей в Грецию. Сначала она выпускала утилитарные открытые автомобили на базе Citroën, но с собственными кузовами.
Иностранное шасси и кузов, выполненные с учетом климата и требований, являются характерной чертой греческого автопрома с момента его зарождения.
Первой моделью стал Pony, оказавшийся весьма успешным с рыночной точки зрения – в первом поколении своих покупателей нашли 30 000 экземпляров таких автомобилей!
Второе поколение уже не базировалось на шасси Citroen, а использовало в качестве двигателей агрегаты Ford, но повторить успех предшественника ему не удалось, так как изменилось законодательство и положило конец таким автомобилям.
Neorion: греческий седан с британским акцентом
Одним из самых необычных греческих автомобилей является внедорожник-седан Neorion Chicago 4×4 1974 года выпуска. История компании Neorion началась еще в 1861 году как греческий кораблестроитель, но в начале семидесятых годов ею владел миллионер Яннис Гуландрис, который скупил компанию Британская компания Энфилд. Сначала он начал выпускать компактный электромобиль под брендом Enfield-Neorion 8000, а затем перенес в Грецию не только производство, но и дизайнерское агентство, которое возглавил грек Георгиос Микаэль. Он создал электрический пляжный автомобиль Enfield-Neorion E 8000 Bicini на базе модели 8000.
Греческий электромобиль с британскими корнями – то, о чем Илон Маск и не мечтал
Греческий электромобиль с британскими корнями – то, о чем Илон Маск и не мечтал
В 1974 году Neorion представила собственный автомобиль – это был четырехдверный полноприводный седан Chicago. Он отличался высокой посадкой, массивной решеткой радиатора, старомодными крыльями и передней частью в стиле автомобилей тридцатых годов. Технически эта сомнительного вида машина, в создании которой участвовал сам Гуландрис, базировалась на американском шасси Jeep Wagoneer SJ, а под узким и длинным капотом пряталась V-образная восьмерка AMC.
Впоследствии сам Микаэль предпочитал не афишировать, что он был главным дизайнером Чикаго, а рыночный провал эксклюзивного седана объяснялся тем же «аграрным» лобби в законодательстве, благодаря тому, что в середине семидесятых годов в Греции производство всего что можно на четырех колесах в Греции Все были заняты. В этом свете, да еще и в условиях мирового энергетического кризиса, немного неуклюжий и очень дорогой автомобиль с V8 просто не нашел покупателя, предпочитавшего утилитарные трициклы и джипы с пикапами.
Впоследствии Георгиос участвовал в проектировании автомобиля MAVA Renault Farma, производство которого началось в 1979 году. Как можно легко догадаться из названия, шасси и двигатель автомобиля были французскими.
Grezda: греческая Mazda
Правильно: название этой марки происходит от слов греческий и Mazda. Но помимо японских автомобилей завод Emporiki Autokiniton с 1968 года собирает также автомобили Opel и Alfa Romeo. Однако с 1980 по 1985 год он выпускал японский пикап B1600 под собственной маркой Grezda.
Наше время: гиперкар Chaos и джип Keraboss
Несмотря на то, что из десятков производителей мотоциклов и автомобилей до наших дней дожили лишь несколько, Греция все еще способна удивить мировое сообщество собственными автомобилями! Так компания SP Automotive представила гиперкар Chaos в 2021 году.
Довольно большое (5 метров), но легкое (1,2-1,3 тонны) купе славится тем, что многие детали напечатаны на 3D-принтере, а настоящая изюминка — четырехлитровый V10 с двойным турбонаддувом и максимальной скоростью более 12 000 в минуту. В зависимости от степени подъема греки обещают беспрецедентные 2077 л.с и 1389 Нм крутящего момента в первом случае и 3107 л.с и 1984 Нм во втором. Заявленное время разгона до 100 км/ч составляет соответственно 1,9 и 1,55 секунды, а «максималка» в любом случае превышает 500 км/ч. Представители компании заявили, что планируют выпустить около 20 экземпляров Chaos Earth Version и Zero Gravity по цене от 5,5 до 12,5 миллионов евро.
А это Korres P4: суперкар-внедорожник с запатентованной системой подвески инженера Димитриса Корреса
Ну а в прошлом году был представлен внедорожник Keraboss Super K. По словам создателей, это первый автомобиль, полностью созданный и произведенный в Греции. Но либо они плохо знают историю своей страны, либо явно ничего не рассказывают, ведь под капотом компактного пластикового автомобиля стоит двигатель Mitsubishi.
А представители Keraboss были в восторге от «производства» — речь идет об индивидуальном производстве таких машин на заказ, а ежегодно предполагается выпускать менее ста экземпляров по цене свыше двадцати тысяч евро.
Опрос Что вам показалось наиболее интересным в греческом автомобилестроении? Голосовать Ваш голос Общее количество голосов:
- Хотите связаться со мной?