В Греции всё есть? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

В Греции всё есть? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили Статьи

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Олива, танец сиртаки, древние памятники архитектуры, великолепная кухня, чистейшее Средиземноморье и прекрасные пляжи – все это Греция, которую часто называют «колыбелью цивилизации». Но термин «греческий автомобиль» для многих звучит так же странно, как молдавский виски, алжирский сыр или вьетнамский хронограф. И все же вы удивитесь: греки уже сто лет имеют собственную автомобильную промышленность, выпускающую не менее десятка интересных, но малоизвестных автомобилей. Сегодня мы вспомним историю его возникновения и развития, а также взглянем на «лучшие» автомобили из этой страны.

Начало: первая половина ХХ века

Стоит отметить, что практически неизвестную, но очень обширную автомобильную промышленность Греции сложно (и не совсем правильно) отделить от мотоиндустрии – настолько здесь переплетены двух-, трех- и четырехколесные транспортные средства.

Отправной точкой считается период после Первой мировой войны, поскольку первым официальным производителем автомобилей считается компания Никоса Теологу, греческого механика, который сначала жил в США, а затем вернулся в Афины.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Там он изготовил прототип легкового автомобиля с мотоциклетным двигателем, но сумел запустить в производство не легковой автомобиль, а автобус на импортном шасси. Но через несколько лет Теолога. сменили конкуренты! И прежде всего компания «Тангалакис», основанная в 1925 году П. Тангалакисом и Г. Турникиотисом. Это совместное предприятие двух греков также производило автобусные кузова, но в середине тридцатых годов Петрос Тангалакис отделился, а также занялся крупносерийной сборкой английских легковых автомобилей Austin Seven. Интересно, что Тангалакис продолжал выпускать автобусы на чужих шасси, но в начале шестидесятых годов компания получила название TEMAX и с тех пор известна как производитель противопожарной техники.

Другим крупным производителем автобусов до войны была компания Buhayer, производившая автобусы бронированного типа на грузовых шасси.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Автобус мальтийского Бухайера представляет собой типичное греческое сочетание собственного кузова и чужого шасси

«Отверточную» сборку автомобилей Willys 77, а также Diamond T и международных грузовиков в Греции осуществляла компания Petropoulos, сборочный завод которой располагался в городе Салоники.

Продолжение: законы мечты

В послевоенный период в стране осталось довольно много европейских мотоциклов, а также некомплектных внедорожников – например, тех же «Виллисов». Греки начали конструировать из существовавших остатков «автокомплектов» трехколесные моторизованные колесницы, что послужило движущей силой развития собственной мотоциклетной и автомобильной промышленности. Действительно, учитывая благоприятный климат и узкие улицы, грекам не были нужны мощные автомобили с закрытыми металлическими кузовами, ведь двух- и трехколесные транспортные средства прекрасно подходили для решения утилитарных задач спокойного населения.

Интересно, что в этих конструкциях примитивный двухтактный мотоциклетный двигатель часто заменялся вполне «взрослым» автомобильным двигателем, однако по греческому законодательству это оборудование по-прежнему не принадлежало автомобилям и облагалось гораздо меньшими налогами. Нетрудно догадаться, что это способствовало его огромной популярности, что, в свою очередь, привело к появлению десятков компаний, производивших трехколесные грузовые и грузопассажирские автомобили. Параллельно с ними многие компании выпускали и обычные двухколесные мопеды.

Кроме того, лояльные греческие законы шестидесятых и семидесятых годов позволяли отнести к сельскохозяйственной технике любой автомобиль, который теоретически можно было использовать в сельском хозяйстве. Это также благотворно сказалось на уровне налогообложения владельцев, стимулируя производство таких машин.

Читайте также:  Патрубок интеркулера – как устранить неполадки?

Однако «малиновая жизнь» подошла к концу в восьмидесятые годы, когда столь привлекательные для автопроизводителей законы были пересмотрены, что привело к сворачиванию практически всего производства автомобилей в Греции. Тем не менее, наиболее известные производители и их продукция заслуживают отдельного и подробного рассмотрения.

Два колеса и более: MEBEA, Альта, Аттика и Meгo

Самым известным производителем типичных трициклов (туктуков) была афинская компания MEVEA, существовавшая с 1960 по 1983 год. Она экспортировала свою продукцию даже в страны Азии, но была также повсеместно представлена ​​на собственном рынке. Таким образом, ее мопеды использовались в качестве служебного транспорта в государственных учреждениях – особенно в полиции и на почте.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Греки знали о туктуках не хуже азиатов! И они даже экспортировали свою продукцию в страны Азии

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Греки знали о туктуках не хуже азиатов! И они даже экспортировали свою продукцию в страны Азии

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Мотоцикл MEVEA шестидесятых годов – дитя своего времени

Примерно в тот же период, то есть с 1962 по 1978 год, аналогичную технику выпускала компания «Альта». Первым массовым продуктом стал мопед Alta 50S с двигателем немецкой компании Sachs. В конце шестидесятых годов модельный ряд разбавился трехколесным грузовиком А700, а затем легковым автомобилем А200, созданным на базе автомобиля «Аттика-200.    

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Альта – три колеса, независимо от того, нужны они для перевозки грузов или пассажиров

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Альта – три колеса, независимо от того, нужны они для перевозки грузов или пассажиров

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Альта – три колеса, независимо от того, нужны они для перевозки грузов или пассажиров

В свою очередь, Аттика-200 представляла собой лицензионную копию моторизованной коляски Fuldamobile, а сам бренд Attica был основан в 1962 году Георгиосом Димитриадисом.

Чуть раньше он попытался заняться производством собственного малолитражного автомобиля, но затем переключился на выпуск Attica-Fuldamobile, и уже через десять лет этот автомобиль стал настоящим фаворитом среди греков. В 1968 году Димитриадису даже удалось создать на его основе грузовик «Дельта», где передней частью была корма (!) «Аттики-200.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Димитриадис не смог запустить в серию собственную малолитражку

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Аттика-200 и грузовик Дельта на базе — транспорт греков конца шестидесятых

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Аттика-200 и грузовик Дельта на базе — транспорт греков конца шестидесятых

Затем попытались наладить производство израильского легкового автомобиля «Кармель-12», а в самом конце, в 1977 году, попытались запустить в производство греческий автомобиль DIM-652. Однако после выпуска пилотной партии в 10 экземпляров компания «Аттика» закрылась.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Аттика-Кармель-12

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

DIM-652 – ноги здесь явно растут из Фиата!

Еще в 1947 году Никос Горголис основал компанию Nigo, занимавшуюся производством трициклов и трехколесных велосипедов. В 1962 году ее частично выкупила уже упомянутая здесь компания MEBEA, а компания была переименована в Mego, после чего стала вторым по величине греческим производителем мопедов. На этом перипетии не закончились: в 1967 году он полностью вернулся в собственность семьи Горголис, но сохранил название Мего.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Mego вместе с MEBEA были одним из крупнейших греческих производителей мотоциклов

Как и многие другие, это предприятие полноценно функционировало как производитель мопедов до середины 80-х годов, когда изменения в законодательстве привели к ликвидации десятков компаний, возникших двумя десятилетиями ранее. К аналогичным производителям трициклов относятся такие бренды, как Dinap, Ros, Viomot, STEEL CAR, SAM, Super Car(!), Motorcar и Pan-car.

Читайте также:  Попытка – не пытка: можно ли победить масложор сменой марки моторного масла

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Небольшой полноприводный грузовик EBIAM 4×4 — типичный пример автомобиля, выпускавшегося специально для «сельскохозяйственных благ» с 1979 по 1984 годы. Из той же оперы — компания AutoDiana из Салоник и модель Unicar — небольшой грузовик.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

ЭБИАМ 4х4 — либо легковой автомобиль, либо трактор…

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

АвтоДиана Юникар – еще один «агроном»

А ведь марка Biamax была самым известным производителем классических городских автобусов в вагонной компоновке около тридцати лет, но история, вполне типичная для большинства греческих марок, закончилась в 1986 году. Чуть больше повезло самой старой компании, Saracakis, производит автобусы с 1954 года и по сегодняшний день – но сейчас производит только кузова на иностранных шасси, как это было в Греции в начале собственного автопрома.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Biamax и Saracakis — два крупных производителя автобусов, из которых сегодня сохранился только один

Еще одним примером производителя автомобилей, который якобы производил мотоциклы и сельскохозяйственную технику, является компания Motoemil из Салоник, производившая трициклы и внедорожные пикапы с 1970 по 1985 годы. Но список марок и моделей можно продолжать долго – Balkania, Agricola, Record…

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Назовите это горшком: компания «Мотоэмил», как и многие другие, выпускала формальные трициклы и «сельхозтехнику» в виде пикапа, чтобы их продукция попадала под льготное налогообложение

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Назовите это горшком: компания «Мотоэмил», как и многие другие, выпускала формальные трициклы и «сельхозтехнику» в виде пикапа, чтобы их продукция попадала под льготное налогообложение

На той же «аграрной волне» в 1972 году на рынке появилась марка Namco (National Motor Company) из Салоник, которой удалось остаться на плаву даже после восьмидесятых годов. Однако уже около двадцати лет она является не производителем, а импортером автомобилей в Грецию. Сначала она выпускала утилитарные открытые автомобили на базе Citroën, но с собственными кузовами.

Иностранное шасси и кузов, выполненные с учетом климата и требований, являются характерной чертой греческого автопрома с момента его зарождения.

Первой моделью стал Pony, оказавшийся весьма успешным с рыночной точки зрения – в первом поколении своих покупателей нашли 30 000 экземпляров таких автомобилей!

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Второе поколение уже не базировалось на шасси Citroen, а использовало в качестве двигателей агрегаты Ford, но повторить успех предшественника ему не удалось, так как изменилось законодательство и положило конец таким автомобилям.

Neorion: греческий седан с британским акцентом

Одним из самых необычных греческих автомобилей является внедорожник-седан Neorion Chicago 4×4 1974 года выпуска. История компании Neorion началась еще в 1861 году как греческий кораблестроитель, но в начале семидесятых годов ею владел миллионер Яннис Гуландрис, который скупил компанию Британская компания Энфилд. Сначала он начал выпускать компактный электромобиль под брендом Enfield-Neorion 8000, а затем перенес в Грецию не только производство, но и дизайнерское агентство, которое возглавил грек Георгиос Микаэль. Он создал электрический пляжный автомобиль Enfield-Neorion E 8000 Bicini на базе модели 8000.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Греческий электромобиль с британскими корнями – то, о чем Илон Маск и не мечтал

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Греческий электромобиль с британскими корнями – то, о чем Илон Маск и не мечтал

В 1974 году Neorion представила собственный автомобиль – это был четырехдверный полноприводный седан Chicago. Он отличался высокой посадкой, массивной решеткой радиатора, старомодными крыльями и передней частью в стиле автомобилей тридцатых годов. Технически эта сомнительного вида машина, в создании которой участвовал сам Гуландрис, базировалась на американском шасси Jeep Wagoneer SJ, а под узким и длинным капотом пряталась V-образная восьмерка AMC.

Читайте также:  Евгений Яковлев, КАМАЗ-мастер: капотный грузовик под маркой КАМАЗ готов к международным гонкам

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Впоследствии сам Микаэль предпочитал не афишировать, что он был главным дизайнером Чикаго, а рыночный провал эксклюзивного седана объяснялся тем же «аграрным» лобби в законодательстве, благодаря тому, что в середине семидесятых годов в Греции производство всего что можно на четырех колесах в Греции Все были заняты. В этом свете, да еще и в условиях мирового энергетического кризиса, немного неуклюжий и очень дорогой автомобиль с V8 просто не нашел покупателя, предпочитавшего утилитарные трициклы и джипы с пикапами.

Впоследствии Георгиос участвовал в проектировании автомобиля MAVA Renault Farma, производство которого началось в 1979 году. Как можно легко догадаться из названия, шасси и двигатель автомобиля были французскими.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Grezda: греческая Mazda

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Правильно: название этой марки происходит от слов греческий и Mazda. Но помимо японских автомобилей завод Emporiki Autokiniton с 1968 года собирает также автомобили Opel и Alfa Romeo. Однако с 1980 по 1985 год он выпускал японский пикап B1600 под собственной маркой Grezda.

Наше время: гиперкар Chaos и джип Keraboss

Несмотря на то, что из десятков производителей мотоциклов и автомобилей до наших дней дожили лишь несколько, Греция все еще способна удивить мировое сообщество собственными автомобилями! Так компания SP Automotive представила гиперкар Chaos в 2021 году.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Довольно большое (5 метров), но легкое (1,2-1,3 тонны) купе славится тем, что многие детали напечатаны на 3D-принтере, а настоящая изюминка — четырехлитровый V10 с двойным турбонаддувом и максимальной скоростью более 12 000 в минуту. В зависимости от степени подъема греки обещают беспрецедентные 2077 л.с и 1389 Нм крутящего момента в первом случае и 3107 л.с и 1984 Нм во втором. Заявленное время разгона до 100 км/ч составляет соответственно 1,9 и 1,55 секунды, а «максималка» в любом случае превышает 500 км/ч. Представители компании заявили, что планируют выпустить около 20 экземпляров Chaos Earth Version и Zero Gravity по цене от 5,5 до 12,5 миллионов евро.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

А это Korres P4: суперкар-внедорожник с запатентованной системой подвески инженера Димитриса Корреса

Ну а в прошлом году был представлен внедорожник Keraboss Super K. По словам создателей, это первый автомобиль, полностью созданный и произведенный в Греции. Но либо они плохо знают историю своей страны, либо явно ничего не рассказывают, ведь под капотом компактного пластикового автомобиля стоит двигатель Mitsubishi.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

А представители Keraboss были в восторге от «производства» — речь идет об индивидуальном производстве таких машин на заказ, а ежегодно предполагается выпускать менее ста экземпляров по цене свыше двадцати тысяч евро.

Есть ли в Греции все это? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили

Опрос Что вам показалось наиболее интересным в греческом автомобилестроении? Голосовать Ваш голос Общее количество голосов:

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий