Добавим мощности: как заставить работать бесполезный 12-вольтовый автопылесос

Добавим мощности: как заставить работать бесполезный 12-вольтовый автопылесос Статьи

Добавим мощности: как заставить работать бесполезный автомобильный пылесос на 12 Вольт

Вы купили автомобильный пылесос на 12 Вольт (или его подарили) – но он глупый и слабый? Неудивительно: так и должно быть, физику не обманешь! Теперь его можно просто за гроши выставить на доску объявлений или бросить в пыльный угол на вечный покой… Однако есть один способ заставить даже такой пылесос работать лучше и приносить пользу.

Давненько у нас не было ничего практичного! Хотя Wheels не является ресурсом DIY, наши читатели не новички в ремонте автомобилей своими руками, и иногда мы даем вам несколько не слишком сложных, но полезных идей, чтобы ваши руки не заскучали. И вот вам как раз такая история.

Ни для кого не секрет, что автомобильный пылесос на 12 Вольт — один из самых тупых и бесполезных гаджетов в мире. Причина в том, что из гнезда прикуривателя, защищенного предохранителем на 10-15 ампер, просто невозможно получить нормальный ток, достаточный для более-менее эффективного всасывания песка и грязи из ворса ковра. Физику не обманешь, и типичный автомобильный пылесос развивает максимальную мощность 100 Вт, тогда как обычный бытовой пылесос на 220 В развивает от 1,5 киловатта и выше. Понятно, что дешевый автомобильный агрегат в лучшем случае способен поглотить столб сигаретного пепла и тополиный пух. Да и то, если они еще не успели на них наступить…

Добавим мощности: как заставить работать бесполезный автомобильный пылесос на 12 Вольт

А вышеупомянутые 100 Вт – это, кстати, благо для автомобильного пылесоса! Ведь на самом деле большинство представленных в продаже моделей работают на мощности 60-80 Вт… Почему? Да потому, что электродвигатель пылесоса имеет номинальный ток, который он использует во время работы, и есть пусковой ток, который появляется в цепи на короткое время при запуске. А этот пусковой ток в полтора-два раза превышает номинальный, а потому легко перегорает предохранитель в цепи прикуривателя. Если номинальный ток пылесоса достигает 10 А, разрешенных для гнезда прикуривателя, максимальное значение составляет ок. 15, и предохранитель неизбежно перегорит. Поэтому производители стараются выбирать двигатели, у которых пусковой ток не превышает 10-12 ампер, а рабочего тока в этом случае вообще нет — 6-7 медленных ампер, а то и меньше… Поэтому, даже если вы добьетесь энергопотребления на уровне заявленных 10 ампер пылесос уже преобразится и хотя бы начнет работать.

Читайте также:  Бессмертные: самые старые автомобили, которые выпускаются до сих пор

Добавим мощности: как заставить работать бесполезный автомобильный пылесос на 12 Вольт

Есть ли перспективы у автомобильных пылесосов в свете вышесказанного? На самом деле это так. Постепенно (хотя и очень медленно) в продаже появляются модели с бесщеточными двигателями. В них за запуск двигателя отвечает электронный драйвер, поэтому рабочий и пусковой токи у такого двигателя одинаковы. Нет стартового толчка, который грозил бы перегоранием предохранителя. Соответственно, с такими гаджетами уже можно полностью использовать возможности прикуривателя и брать с него максимальный ток – 10-15 ампер. Это уже что-то, и такие пылесосы могут сделать что-то хорошее и принести пользу автобизнесу. 

Нет, почистить пораженный чумой автомобиль должным образом, конечно, не получится, но поддерживать в чистоте салон, по сути, ухоженный, несложно. Но бесщеточные автомобильные пылесосы пока дороговаты и спрос на них невелик. Тем более, что эти устройства вообще уже давно ассоциируются у многих автовладельцев с негативной репутацией как бестолковое украшение, а это, следовательно, замыкает круг. Нет интереса – нет ассортимента. Нет ассортимента – нет снижения цен на бесщеточные модели…

Но пока китайцы раскачиваются выпуском дешевых, но в то же время более-менее мощных моделей, мы и сами можем что-то сделать своими руками. Ведь парк 12-вольтовых пылесосов традиционной конструкции в руках автовладельцев велик, и отправлять их на утилизацию жалко. Кто-то поддался рекламе и купил его сам, кто-то кому-то подарил (это, кстати, популярный подарок к праздникам) — но в итоге украшение, невостребованное из-за неэффективности, гудит раз-два и уходит в негодность ссылку в дальний угол гаража или багажника.

Однако есть способ повысить эффективность дешевых автомобильных пылесосов. Этот метод заключается в увеличении напряжения питания. Если увеличить его процентов на 30-40, то даже копеечная «модель пылесоса» заметно увеличится! 

Но как повысить напряжение питания, если в бортовой сети автомобиля всего 12 Вольт, а даже если завести двигатель и увеличить обороты, оно будет максимум 13,5-14? Это легко можно сделать с помощью дешевого электронного преобразователя с «Алиэкспресс», который превратит 12 Вольт в нужное нам напряжение. А нужно около 17-18 вольт. На интернет-барахолках есть много вариантов повышения напряжения инверторов, и конечно лучше иметь запас мощности с запасом, но вполне подойдет и самый обычный 150-ваттный рубль за двести. Ищем то, что нам нужно, используя поиск «DC-DC Boost Converter Step Up Power Supply Module».

Читайте также:  Горячая штучка: что такое датчик температуры отработавших газов и зачем он нужен

Необходимые электромонтажные работы чрезвычайно просты. У инвертора есть вход и выход: на вход подаем 12 вольт, на выход подключаем пылесос. Вращая подстроечный резистор на плате с помощью тонкой плоской отвертки выставляем на выходе нужное напряжение и контролируем его мультиметром.

Добавим мощности: как заставить работать бесполезный автомобильный пылесос на 12 Вольт

Если есть возможность, лучше всего разместить плату преобразователя непосредственно внутри пылесоса – во многих моделях места внутри достаточно. Этот вариант идеален с точки зрения компоновки и особенно хорош при использовании недорогих маломощных инверторов, радиаторы которых при большой нагрузке могут сильно нагреваться. Но установив их внутри пылесоса, вы сможете поместить электронику в сильный поток воздуха и тем самым обеспечить идеальное охлаждение. Если внутри пылесоса нет места, более мощную и большую плату (с более развитыми радиаторами) можно легко разместить на линии электропередачи в подходящей пластиковой коробке – из ассортимента коробок для сборки кабеля в любом строительном магазине.

Добавим мощности: как заставить работать бесполезный автомобильный пылесос на 12 Вольт

Еще один нюанс: модули преобразователей обычно не имеют защиты от переполюсовки, и если смешать плюс и минус, они сразу сгорают. Если пылесос питается от прикуривателя, то нет необходимости реализовывать защиту от переполюсовки, поскольку штекер прикуривателя несимметричен и не позволяет перепутать контакты. А вот если подключить пылесос с «крокодилом» напрямую к аккумулятору (более электрически правильно, но несколько менее комфортно в использовании из-за необходимости лезть под капот), то проблема переполюсовки возникает в полную силу. В этом случае желательно предусмотреть защиту. Можно просто поставить диод (мощный, с током не менее 20 ампер и напряжением не менее 30-40 вольт) в плюсовой провод, либо использовать комбинацию любого маломощного диода и реле. В последнем случае диод пропускает ток только при правильном подключении «крокодила» к аккумулятору и питании реле через него. А реле, в свою очередь, подает питание на инвертор.

Читайте также:  Не навреди: 10 популярных ошибок зимней эксплуатации автомобиля

Добавим мощности: как заставить работать бесполезный автомобильный пылесос на 12 Вольт

Что получится в итоге?

Само собой разумеется, но на всякий случай уточним, что с пылесосом на 220 В эффективность получаемого «Франкенштейна» несравнима. И даже 12-вольтовый автомобильный пылесос с бесщеточным двигателем будет мощнее. Но результат такой «настройки» пылесоса все равно очевиден и фактически позволяет заставить гаджет работать осязаемо, что придает чистоту салону автомобиля, а не просто гудение. Песок, грязь и пыль исчезают, а пылесборник заметно заполняется. 

И наконец, о безопасности такой модификации для пылесоса (опасности для электросистемы автомобиля она в любом случае не представляет). Наверное, у кого-то возникнут сомнения в долговечности мотора пылесоса, когда, скажем честно, он работает при такой перегрузке. Но ничего страшного здесь нет, как ни посмотри. Практика показывает, что портативный бытовой автомобильный пылесос на 12 В редко используется часто и долго – обычно изредка и ненадолго. А срок службы установленного там коллекторного двигателя (по конструкции и мощности он аналогичен двигателям недорогих шуруповертов) очень велик и избыточен для пылесоса. Так что, даже если ресурс «заряженного» пылесоса упадет в два-три раза, для пользователя это может не иметь заметной разницы. Более того, с помощью этой модификации мы как минимум возвращаем пылесос в эксплуатацию и делаем его полезным – иначе он продолжал бы сохранять 100% своего ресурса, просто валяясь в пыльном углу гаража и за его пределами, бесполезный и невостребованный.

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий