С 1 апреля в России вырастут цены на многие автомобили из-за новых ограничений
Правительство запретило поставлять в Россию автомобили, растаможенные в странах-членах Евразийского экономического союза, по сниженной цене. Насколько вырастет цена и будет ли экономия
Фото: Шаттерсток
Российские власти запретили серую схему относительно параллельного ввоза автомобилей, прошедших таможенное оформление в государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Участники рынка предупреждают, что такие каналы поставок могут снизить стоимость автомобилей на 20-30% за счет экономии на таможенных пошлинах и других платежах. Новые правила не прекратят поставки иномарок в Россию, но цены существенно вырастут.
Что изменится с 1 апреля
С 1 апреля 2024 года автомобили можно будет ввозить в Россию физическими лицами напрямую через российскую таможню с уплатой всех сборов, акцизов и налогов, либо через государства-члены Таможенного союза, но с дополнительной уплатой утилизационного сбора. Все другие возможности запрещены февральским указом № 152, вносящим изменения в Правила сбора вторичной переработки 2013 года.
То, что Россия пытается каким-то образом запретить серые схемы импорта через государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), стало ясно, когда российское правительство подготовило проект директивы (копия документа доступна на Autonews.ru (доступен по адресу)) вынесено на рассмотрение Евразийского межправительственного совета в узком составе (состоялось 2 февраля).
В российском проекте мы говорили о продуктах в целом, а автомобили упоминали лишь вскользь. В частности, он прямо заявил, что электромобили, поступающие в Россию через Кыргызстан, проходят таможню и платят таможенные пошлины исходя из заниженной таможенной стоимости, что необходимо прекратить.
А в середине февраля было принято аналогичное постановление правительства №152, в котором прямо говорилось, что: к сумме будет прибавлена разница в легализации автомобилей в странах ЕАЭС при ввозе в Россию этот:
- различия в расчетах таможенных пошлин из-за занижения стоимости транспортных средств в государствах-членах ЕАЭС;
- разница в уплате НДС;
- Это разница в уплате налога на потребление.
В результате утилизационные сборы вырастут на разницу между таможенными платежами, акцизами и налогом на добавленную стоимость в России и странах ЕАЭС.
Исключение сделано для электромобилей и гибридов
Если обычные автомобили можно будет растаможить в Кыргызстане и Белоруссии, а разницу можно будет оплатить в виде повышенного сбора за утилизацию при ввозе в Россию, то можно будет ввозить электромобили и параллельные гибридные автомобили, оснащенные двигателями внутреннего сгорания. Все, что не связано с колесами, просто запрещено. Точнее, разрешено, но только в том случае, если требуется прямое таможенное оформление на территории России.
Фото: Шаттерсток
По мнению основателя Lukers Романа Расудкова, это позволит компании избежать соглашения с ЕАЭС о стандартных тарифах.
«Фактически во всех государствах-членах ЕАЭС таможенные платежи составляют 15% от стоимости транспортного средства и не могут быть изменены. С другой стороны, Россия имеет право повышать утилизационный сбор и пользуется этим», — утверждает эксперт.
Расдоков полагает, что новые правила в первую очередь коснутся электромобилей и гибридных автомобилей в Китае, которые сейчас являются лидерами рынка в сегменте от 5 до 10 млн рублей. В основном это модели брендов Zeekr, Lixiang и Aito.
Как можно ввезти машины до 1 апреля
Источники Autonews.ru на рынке рассказали нам о нескольких методах, которые до сих пор использовали поставщики автомобилей. По его словам, общий размер таможенных пошлин на ввоз автомобилей в Россию составляет 48%, но из-за особенностей законодательства стран Союза можно существенно снизить этот процент.
Во-первых, в Беларуси нет акциза или НДС на многие категории транспортных средств, особенно на электромобили. Во-вторых, процедуры таможенного оформления могут осуществляться для граждан льготных категорий. В Кыргызстане тоже есть налог на добавленную стоимость, но он составляет 12%, а не 20%, как в России. Кроме того, там из заведомо сниженной цены вычитается таможенная пошлина в размере 15%, в результате чего растаможка обходится даже дешевле, чем в Беларуси, где НДС 0%.
Насколько повысятся цены
По словам Расдокова, растаможка в Киргизии или Белоруссии может дать существенную экономию. Кроме того, в каждой стране есть свои способы снижения конечной стоимости автомобиля. Сюда входят снижение таможенных пошлин, занижение цен на товары, по которым рассчитывается процент пошлины, скидки для разных категорий граждан, а также снижение ставок НДС (которые в случае с электромобилями могут быть даже сведены к нулю) происходить. Транспортные средства и сопоставимые перезаряжаемые гибридные транспортные средства.
«По сравнению с Кыргызстаном, цена электромобилей, проходящих таможню в России, вырастет на 20-30%. Например, если сейчас в Москве цена автомобиля из Китая под ключ составляет 50 тысяч долларов, то новые меры будут приняты после принятия мер будут приняты, цена вырастет до $65 000», — подсчитал Раскудков.
Руслан Кривонос, эксперт по продаже подержанных автомобилей из Европы, сказал, что тарифные ставки в Беларуси такие же, как в России, но существует система таможенного оформления для физических лиц, которые имеют право на льготы. Также наблюдается движение за занижение суммы таможенных пошлин на ввозимые автомобили. Эксперты полагают, что в случае успеха нововведения выиграют добросовестные продавцы.
«Таможенные пошлины составляют 48%, но при ввозе физические лица, имеющие право на льготы, платят только 24%. То, что мы хотим запретить использование таких схем в коммерческих целях, в Беларуси уже давно обсуждают. Вопрос в том, как все будет быть реализованы», — сказал Кривонос.
Ирина Франк, управляющий директор компании Frank Auto, также призналась, что участники рынка увидели проект правительства РФ и из-за него начали повышать цены.
«Цена популярного электромобиля Zeekr 001 на данный момент составляет около 6 миллионов рублей. Цена автомобиля может вырасти примерно на 400 тысяч рублей. Это связано с тем, что в Кыргызстане размер таможенной пошлины увеличится на 6-7%, если хотите купить машину по максимально выгодной цене, поторопитесь и купите до 1 апреля 2024 года. Информация из правительственных документов уже повысила цены на автомобили на 3-4%. Именно так на это реагирует рынок», — Фрэнк говорит.
Geely Monjaro (Фото: Geely)
Насколько вырастет цена, можно определить, например, по Geely Monjaro. Такие автомобили ввозятся в Россию как через официальных поставщиков, так и по параллельным маршрутам импорта через Кыргызстан. При этом «киргизский» Монджаро можно отличить по сохранившимся на задних дверях иероглифам, которых нет на служебных машинах. На данный момент у дилеров можно найти объявления о продаже нового Монхаро с иероглифами за 4 050 000 рублей, но в эту цену уже включена страховка. Цена служебного автомобиля – не менее 4 544 900 рублей. С учетом действующей безусловной скидки 150 тыс руб.
Как будут считать цены по новым правилам
Главный вопрос, который сейчас волнует участников рынка, – как будут рассчитываться цены с 1 апреля. В Постановлении по этому поводу прямо указано, что расчет суммы таможенной пошлины будет осуществляться на основании данных о марке и модели автомобиля, согласно перечню, составленному Минпромторгом на основании Данные Федеральной таможенной службы.
Такие списки должны публиковаться в открытом доступе и обновляться ежеквартально. Однако пока Минпромторг ничего подобного не подготовил, и первая редакция пока находится на стадии проекта, пояснили Autonews.ru в Минпромторге, указав, что сами цены устанавливаются на основе таможенных данных.
Фото: Шаттерсток
По словам источников Autonews.ru на рынке, подобная система применялась и раньше, но с той разницей, что не было открытого доступа к таможенной базе данных, отражающей стоимость автомобилей.
«В России при растаможке использовались каталожные цены, но сам каталог никто не смотрел. В Киргизии существует определенная сетка по ценам, а в Беларуси проводится оценка. 1 апреля Никто не понимает, что будет с Россией от затем дальше», — сказал источник.
Для граждан стран ЕАЭС ничего не изменится
В проекте поручения Евразийского межправительственного совета, подготовленном правительством России отдельно, указано, что об изменении таможенных правил в странах ЕАЭС речь не идет. Существующие льготы, размеры тарифов и пошлин на ввоз транспортных средств остаются неизменными.
Однако если окажется, что таможенные сборы в государстве-члене ЕАЭС оказались ниже, чем если бы автомобиль сразу растаможил в России, ввоз такого автомобиля в РФ будет запрещен или дополнительно Это должно быть сделано за плату разница.
- Некоторые российские водители решили вернуть льготы по сбору вторсырья
- В Россию привезли новинки от Lexus, Honda и Hummer. Подробности и цены
- Как выросли цены на популярные российские автомобили с 2023 года
- Российский авторынок замедляется. Шесть основных выводов по итогам января
- Хотите связаться со мной?