Цена акций Fisker, американской компании, которую возглавляет датский дизайнер и предприниматель Хенрик Фискер, резко упала после публикации ее финансового отчета в прошлом году. Компания не достигает своих целей, терпит убытки и находится на грани банкротства, но сотрудничество Fisker с другими крупными автопроизводителями может спасти положение. Ходят слухи, что главным кандидатом на партнерство с Fisker является Nissan.
Хенрик Фискер, талантливый дизайнер, пока не смог самостоятельно основать успешную автомобильную компанию. Он основал Fisker Automotive в США в 2007 году и предпринял свою первую попытку, выпустив потрясающий гибридный седан Karma, но в 2013 году объявил о банкротстве из-за финансовых трудностей и проблем с качеством продукции. В 2014 году Fisker Automotive была приобретена китайским производителем запчастей Wanxiang и сменила название на Karma Automotive. Эта компания до сих пор существует, но не имеет никакого отношения к Фискеру.
В 2016 году Хенрик Фискер основал еще одну компанию, на этот раз компанию по производству электромобилей Fisker Inc. После длительного периода колебаний и нескольких изменений в планах компании удалось начать производство своей первой модели, среднеразмерного кроссовера Ocean, на заводе Magna Steyr в австрийском Граце в конце 2022 года. Если Fisker выживет, в течение следующих нескольких лет модельный ряд Fisker должен включать пикап Alaskan, пару доступных компактных кроссоверов и роскошное купе Ronin с откидным верхом.
Фискер океан
Согласно официальному отчету Fisker, в прошлом году компания выпустила всего 10 142 кроссовера Ocean по сравнению с первоначальным планом на 2023 год выпустить 42 400. В 2023 году покупателям было отправлено всего 4700 кроссоверов, но у первых экземпляров были проблемы с качеством из-за некачественного программного обеспечения, а в Интернете были опубликованы негативные отзывы. План продаж в этом году ограничен 20 000–22 000 единиц. За прошедший год чистый убыток компании увеличился с $547 млн до $762 млн, однако объем имеющихся денежных средств на счете уменьшился с $737 млн до $325 млн. Это сделало. Учитывая такие тенденции финансовых показателей, стало ясно, что компания не доживет до конца 2024 года, а после выхода отчета на прошлой неделе цена акций Fisker упала более чем на 40%, и нависла перспектива банкротства. Скептицизм инвесторов усугубляется замедлением мирового спроса на электромобили, зафиксированным в прошлом году.
Фискер Аляска
Хенрик Фискер уже принял антикризисные меры, объявив о сокращении штата на 15% и заморозке работ над новыми проектами. Кроме того, по данным Reuters, Fisker также ищет поддержки у крупного производителя: Nissan выбран из пяти кандидатов, а о партнерстве может быть объявлено уже в этом месяце. Предварительная форма сделки предполагает, что Nissan инвестирует более 400 миллионов долларов в Fisker в обмен на доступ к одной из новых моделей Nissan — пикапу Fisker Alaska. Nissan планирует начать производство Fisker Alaska и его клонов на одном из своих заводов в Северной Америке в 2026 году. Фискер и Nissan пока не прокомментировали переговоры.
Фискер Аляска
Для Фискера сделка с Nissan, безусловно, может стать спасением и помочь пережить трудные времена. На данный момент не ясно, заинтересован ли Nissan в этой сделке. Японская компания вполне способна самостоятельно разработать электрический пикап среднего размера, но Fisker, вероятно, хочет сэкономить, поскольку у нее уже есть готовая платформа. Оборудование, Море и Аляска максимально унифицированы. Кроме того, Nissan, возможно, стремится к большей автономии от Renault, чье партнерство становится все более формализованным с момента его перезапуска в прошлом году.
- Хотите связаться со мной?