Все об аккумуляторах AGM: отличия, способы зарядки, плюсы и минусы
Давайте рассмотрим подтипы аккумуляторов, вызывающие больше всего вопросов. Что такое аккумулятор AGM
Фото: Шаттерсток
Что такое AGM аккумулятор
Аккумуляторы AGM — это аккумуляторы со специальными токопроводящими абсорбционными пластинами вместо жидкого электролита. Аббревиатура AGM означает Absorbent FiberGlass Mat. Дословный перевод – «впитывающий мат из стекловолокна». В общем, это довольно буквальное описание особенностей технологии. В традиционных свинцово-кислотных аккумуляторах роль электролита выполняет жидкость — раствор дистиллированной воды и серной кислоты. Между свинцовыми пластинами жидкость отсутствует, ее уровень можно контролировать. В аккумуляторах AGM электролит впитывается в специальный пористый мат из стекловолокна, который заполняет пространство между пластинами вместо жидкости. Подробнее о плюсах и минусах этого решения мы поговорим ниже. В остальном процессы, происходящие в аккумуляторах с технологией AGM, ничем не отличаются от тех, что происходят в обычных аккумуляторах.
Обратите внимание, что батареи AGM часто называют гелевыми для обозначения этих типов. Это не верно. Так называемые «гелевые» аккумуляторы производятся по другой технологии и не имеют ничего общего с AGM.
Где используются AGM аккумуляторы
Четко определенной ниши для использования технологии AGM не существует. Этот тип аккумулятора считается универсальным и может заменить заводской аккумулятор в большинстве обычных автомобилей. Однако установлено обратное свойство. AGM рекомендуется для автомобилей, оснащенных системой старт/стоп. Это связано с особенностями процесса зарядки и высоким пусковым током, что показывает, что «стеклопластиковые» аккумуляторы значительно превосходят обычные аккумуляторы.
Отличие AGM аккумулятора от других типов
Разобранная батарея, изготовленная по технологии AGM (Фото: Лукас А., Чехия/CC BY-SA 4.0 Deed/Wikipedia Commons)
Кратко перечислим особенности физического устройства AGM по сравнению с основными подтипами автомобильных аккумуляторов.
- AGM отличается от традиционных аккумуляторов, в которых используется жидкий электролит наличием перфорированного мата из стекловолокна, заполняющего пространство между свинцовыми пластинами. То есть электролит тоже есть (без которого работа аккумулятора в принципе невозможна), но технически они устроены иначе.
- AGM отличаются от гелевых аккумуляторов форм-фактором и состоянием сцепления электролита. В гелевой модели между пластинами впрыскивается силикагель (твердый и нетекучий после изготовления аккумулятора), а его поры содержат электролит. В AGM, напротив, электролит скрыт внутри мата, пропитанного электролитом.
- AGM отличаются от кальциевых батарей во многом так же, как и традиционные свинцово-кислотные батареи. Здесь уместнее говорить о разнице между «кальциевыми» и классическими батарейками. Во-первых, свинцовая пластина легирована кальцием, а не сурьмой. В остальном внутренняя структура та же.
Плюсы и минусы AGM аккумулятора
Несмотря на появление упомянутых выше современных вариантов, большинство аккумуляторов в нашей стране по-прежнему представляют собой наиболее распространенные аккумуляторы с жидким электролитом и свинцово-сурьмяными пластинами. Поэтому ниже будут рассмотрены все преимущества и недостатки AGM по отношению к «классике» с некоторыми пояснениями.
Фото: Шаттерсток
Плюсы AGM аккумулятора
- Никакого обслуживания, даже минимального, не требуется.
Здесь необходимы некоторые пояснения. С точки зрения обывателя это плюс. Однако есть и недостатки. Хотя в формально необслуживаемом аккумуляторе при необходимости можно добавить перегонку с помощью раствора (или полностью заменить электролит), с AGM это не работает. Как только этот тип батареи станет менее эффективным, вы ничего не сможете с этим поделать.
- Меньше саморазряда. Аккумуляторы AGM дольше сохраняют свою емкость в неактивном состоянии.
- Аккумулятор можно установить в любом положении. Это связано с тем, что в конструкции отсутствуют какие-либо жидкие компоненты. Теоретически можно установить AGM и в перевернутом положении, но такое положение пока не рекомендуется производителем.
- Легко выдерживает глубокий саморазряд (даже неоднократно). В этом отношении технология AGM намного превосходит традиционные технологии, особенно кальциевую технологию. В последнем случае несколько раз оставление аккумулятора на морозе приведет его в полную негодность.
- Он работает более эффективно при более низких температурах, в среднем до -30 градусов.
- АГМ имеет более высокую пожаробезопасность. Это связано с тем, что химический процесс представляет собой полностью замкнутый цикл, в результате чего в процессе зарядки во внешнюю среду не выделяются газы. По этой же причине AGM считается менее вредным для человека.
- Возможность быстрой зарядки и предотвращения потери ресурсов из-за постоянного отсутствия зарядки. Эти две характеристики делают технологию AGM практически не заменой систем старт/стоп. Когда огромное количество циклов запуска двигателя (и, следовательно, высокая пиковая выходная мощность) сочетаются с непродолжительной ездой по городу (и, следовательно, недостаточной зарядкой). В таких ситуациях долго «выжить» смогут только AGM-аккумуляторы.
Фото: Шаттерсток
Минусы AGM аккумулятора
- Требования к системе зарядки. Это обратная сторона таких преимуществ, как прием быстрой зарядки и возможность длительной работы с неполной емкостью. Поэтому автомобили с простой системой регулирования заряда AGM могут не увидеть рассчитанный ресурс на аккумуляторе.
По этой же причине мы настоятельно рекомендуем заряжать такие аккумуляторы отдельно, используя специальные интеллектуальные зарядные устройства с режимом зарядки AGM. Если запустить цикл зарядки на обычном дешевом автомате «со стрелками» или аналогичном старом устройстве, то можно с первого раза серьезно повредить аккумулятор.
- Дорогой. В среднем аккумуляторы AGM стоят в 1,5–2 раза дороже обычных аккумуляторов.
Как зарядить AGM аккумулятор
Невозможно дать конкретные инструкции по зарядке AGM-аккумулятора. Все зависит от используемого вами устройства. Как уже говорилось выше, прежде всего надо понимать, что заряжать аккумуляторы такого типа примитивными советскими стартёрными зарядными устройствами (да и аналогами, выпускаемыми по сей день) необходимо. Для эффективного и безопасного процесса в характеристиках устройства должен быть предусмотрен режим использования AGM. Тогда просто следуйте инструкциям. Устройство делает все автоматически. Однако можно написать общий алгоритм действий при подготовке к процессу выставления счетов на годовом общем собрании.
- Аккумулятор должен нагреться (или остыть) до комнатной температуры. Это обеспечивает наиболее эффективный прием зарядки.
- Также не рекомендуется включать зарядное устройство сразу после того, как оно осталось в холодном месте или под солнцем. Если он ранее был установлен на открытом воздухе во влажной среде, или если температура существенно отличается от комнатной, вам придется подождать в среднем 30 минут.
- При подключении разъема зарядного устройства к разъему ABK убедитесь, что он надежно закреплен. Плохой контакт может исказить данные о напряжении, которые интерпретирует процессор зарядного устройства во время работы. Это приведет к неправильному режиму зарядки.
- Обязательно завершите процесс зарядки. Только полностью завершенный цикл (при условии исправности самой батареи) гарантирует полную емкость батареи.
• Что такое аккумулятор? Об автомобильных аккумуляторах
• Зарядка аккумулятора: как правильно его зарядить, ничего не повредив
• Какие типы автомобильных аккумуляторов существуют
• Как проверить работоспособность аккумулятора, заряд и ток утечки с помощью мультиметра
- Хотите связаться со мной?