Ренессанс российского автобизнеса: как дилеры сертифицируют машины

Ренессанс российского автобизнеса: как дилеры сертифицируют машины Новости

Эксперты авторынка нашли новые способы сертификации подержанных автомобилей

За последние два года российский авторынок претерпел революционные изменения. Это было трудно для всех; дилеры были вынуждены перестроиться и изменить принципы своей работы

Ренессанс российского автобизнеса: как дилеры сертифицируют автомобили

Haval Jolion (Фото: Haval)

За последние два года российский авторынок претерпел революционные изменения. Это было трудно для всех; дилеры были вынуждены перестроиться и изменить принципы своей работы. Но со временем рынок изменился. Как проходило возрождение российского авторынка, есть ли сейчас программы сертификации подержанных автомобилей и поддержки сделок trade-in и как это работает — в материале Autonews.ru.

Всего четыре года назад китайские компании занимали около 3% рынка новых автомобилей. Например, в первой половине 2019 года в нашей стране было представлено 13 китайских марок легковых автомобилей, но один дилер продавал в среднем всего 3,5 автомобиля в месяц. Это было примерно в 20 раз меньше, чем в среднем по рынку. Например, тогда дилеры Lada продавали 90 автомобилей в месяц, Kia – 80 машин, Renault, а Hyundai и Toyota – по 70 машин.

140 моделей, лидеры известны

Но после ухода европейских, американских и азиатских компаний ситуация резко изменилась. В России стали появляться новые китайские бренды, а уже известные бренды быстро начали увеличивать продажи. Сейчас в России около 40 китайских брендов, которые продают около 140 различных моделей.

Причем речь идет о брендах, которые продаются через сеть официальных дилеров. Кроме того, многие бренды представлены благодаря параллельному импорту — например, бренд Zeekr сейчас является лидером в сегменте электромобилей (Zeekr — 2752 шт за 11 месяцев, Volkswagen — 1859 шт., Evolute — 1795 шт., Tesla — 1180 шт, Воях — 612 единиц, данные агентства «Автостат»).

Ренессанс российского автобизнеса: как дилеры сертифицируют автомобили

Зикр 001 (Фото: Зикр)

Доля китайских брендов на российском авторынке сейчас составляет 58%. Однако абсолютным лидером на данный момент является Lada, продажи которой составляют треть продаж (32,6 тыс машин в ноябре 2023 года). Однако следуют только китайские бренды: Haval (14,4 тыс шт.), Chery (11,3 тыс шт.), Geely (10,5 тыс шт.), Changan (6,6 тыс шт.), Omoda (4,1 тыс шт.) и EXEED (4 тыс шт.). И только тогда была размещена ранее очень популярная Kia (всего 2 тыс единиц в ноябре, которые были поставлены благодаря параллельному импорту).

Читайте также:  Aston Martin представил самую мощную модель Vantage

От официальных продаж к выкупу с рук и обратно

Уход известных компаний с российского рынка привел не только к дефициту моделей, который наблюдался в 2022 году, но и к тому, что дилерам пришлось серьезно перестроить свою работу: чтобы не обанкротиться и продать хотя бы что-то, стали активно покупать автомобили на вторичном рынке (эта тенденция началась еще во время карантина, но в 2022 году она начала расти еще активнее).

При этом дилеры столкнулись с большой проблемой: раньше у многих брендов были свои программы сертификации и рейтинга подержанных автомобилей (подержанные Audi: plus, Citroen Select, Mazda Next, Nissan Intelligent Choice, Das WeltAuto от Volkswagen и так далее). Более того, на автомобили, прошедшие сертификацию, продавец обычно даже давал гарантию, что нравилось покупателям.

Ну а дилерам было удобно иметь проверенный и простой инструмент, позволяющий изучить автомобили по необходимым параметрам, предложить адекватную цену выкупа и спрогнозировать цену продажи. Российские дилеры работали по бизнес-моделям европейских или японских автогигантов. А логика работы с дистрибьюторами была построена по международным шаблонам, все использовали общие IT-решения от производителей и понимали друг друга.

Правда, некоторые дилеры также использовали в работе собственные IT-разработки. Рольф и Мейджор, например, разработали собственные программы для работы с подержанными автомобилями и активно развивали эти направления, что обеспечило автоматизацию процессов покупки автомобилей, управления запасами, ценообразования, маркетинга и прочего.

Но после ухода европейских, американских и азиатских концернов дилеры не только лишились поддержки производителей, но и лишились инструментов для своей работы. В то же время китайские компании, пришедшие на смену Volkswagen, Toyota, Nissan и другим, пошли по оптимальному пути – создать локализованное ИТ-решение для России.

Ренессанс российского автобизнеса: как дилеры сертифицируют автомобили

Chery Tiggo 7 Pro Max (Фото: Андрей Любимов/РБК)

Сертификация по-новому

Китайские компании быстро осознали новые возможности, которые предлагает им российский авторынок. А еще у дилеров возник запрос на современные IT-решения для работы с подержанными автомобилями, ведь теперь перед ними стоит задача «бесшовного» перехода владельцев европейских, японских и корейских автомобилей на китайские марки. А для этого необходимо не только наличие новых современных моделей (они существуют), но и всей остальной инфраструктуры, включая сертификацию и продажу моделей на вторичном рынке.

Chery стала одной из первых китайских компаний, создавших подобную инфраструктуру. Эта компания, продающая в России автомобили Chery, Omoda, EXEED и Jaecoo, взяла курс на создание глобального продукта с нуля, но начала использовать доступное в России IT-решение. Китайцы заключили соглашение о сотрудничестве с компанией Pango Cars, у которой есть продукт Pango Select.

Читайте также:  Китайский HiPhi приостановил производство автомобилей

Это программа сертификации транспортных средств, подходящая для всех марок и моделей. В ходе проверки автомобиль проверяется по 129 пунктам, дается оценка его состояния и ориентировочной стоимости, проводится техническое обслуживание автомобиля и проведение необходимого ремонта. Кроме того, сертифицированные автомобили оснащены так называемой постгарантийной поддержкой сроком на один год (или 30 тыс км).

«Мы отталкивались от накопленного опыта европейских и японских брендов, но максимально расширили охват программы. Наша сертификация сегодня распространяется на автомобили всех марок со сроком эксплуатации до 20 лет и 250 тысяч километров, мы работаем не только с китайскими брендами, — рассказал Autonews.ru руководитель проекта Pango Cars Антон Ганжа.

Pango Select создан на базе IT-решения CM Expert (разработка «Авто.ру», входит в Яндекс). При этом CM Expert — это не просто программа, помогающая сертифицировать и оценивать подержанные автомобили. Это скорее экосистема реселлеров, которая позволяет компаниям поддерживать все свои процессы. «Платформа CM Expert была выбрана партнером проекта по результатам тендера, так как смогла доказать, что способна обеспечить тот функционал, который нужен бренду. В будущем мы планируем сотрудничать со всеми крупными игроками e-com», — пояснил Антон Ганжа.

Ренессанс российского автобизнеса: как дилеры сертифицируют автомобили

Geely Coolray (Фото: Geely)

Технологии и аналитика в помощь менеджеру

С помощью CM Expert дилер может покупать на рынке самые выгодные автомобили, оценивать их, управлять продажами во всех регионах присутствия, анализировать эффективность ценообразования и собирать данные о коммерческих и маркетинговых показателях в режиме онлайн.

Предлагаемое ИТ-решение интересно и автопроизводителям: с помощью экосистемы для дилеров ускоряется и упрощается процесс получения бонусов за продажу новых автомобилей. Ведь автодилеры теперь могут работать с дистрибьютором в формате «единого цифрового окна» — им больше не нужно вводить данные об автомобиле несколько раз в различных формах и тратить на это массу времени.

Технологическая инфраструктура CM Expert также позволяет оценивать автомобили с помощью искусственного интеллекта. По предварительным данным, выгода дилера от использования только ИИ может составить дополнительные 3-4% от цены автомобиля.

Производители автомобилей также могут быстро и эффективно наладить взаимодействие с крупными автоцентрами нескольких марок, которые одновременно работают с несколькими брендами. Точно так же это работает и в обратную сторону: дилеры смогут быстро подключиться для работы с дистрибьютором (производителем).

«Когда мы создавали технологическое решение для АО «Черри Автомобили Рус», ее брендов и дилерской сети, мы постарались создать практичную, простую, масштабируемую и высокоэффективную систему для рынка. Такой подход и партнерство между нашими компаниями позволяют нам совершенствовать стандартов взаимодействия импортеров и переговоров, цифровизации и совершенствования глубоких бизнес-процессов в отрасли.Кроме того, SM Expert сегодня является частью нашей новой платформы и бренда «Авто.ру Бизнес».А это значит, что мы будем предлагать рынку больше и еще лучшие продуктовые и технологические решения», — Вячеслав Никонов, директор по продукту «Авто.ру».

Читайте также:  Forthing T5 Evo на российском рынке получит новые варианты внешности и иной салон

Свежая статистика от «Авто.ру Бизнес» о продаже машин

По данным «Авто.Ру Бизнес», на начало декабря 2023 года доля китайских брендов в структуре предложений новых автомобилей на сервисе достигла 77%. Несмотря на то, что в начале года она не превышала 33%. На втором месте находятся автомобили отечественного производства – чуть более 10% сегодняшнего предложения в секретном списке.

Самыми продаваемыми моделями (по количеству регистраций) являются (по состоянию на конец ноября) – то есть шесть из десяти самых продаваемых моделей автомобилей – китайские автомобили и четыре – отечественные.

  • Лада Гранта (универсал + седан + универсал) – 179 954.
  • Хавал Джолион – 48,108.
  • Лада Нива – 42 278.
  • Чери Тигго 7 Про Макс — 36 023.
  • Лада 4х4 – 34 523.
  • Джили Кулрей – 34 074.
  • Лада Веста – 33 523.
  • Омода С5 – 32 911.
  • Чери Тигго 4 Про – 28 770.
  • Джили Атлас Про — 15 991.
  • Бренды являются лидерами продаж по итогам ноября 2023 года.

  • Лада – 31%.
  • Хавал — 13%.
  • Чери — 10%.
  • Джили – 10%.
  • Чанган — 6%.
  • Омода — 4%.
  • Эксид — 4%.
  • Киа — 2%.
  • Москвич – 2%.
  • Танк — 2%.
  • Общая информация о текущем состоянии рынка новых автомобилей.

    На начало декабря доля китайских автомобилей составляет 50-52%, доля отечественных машин — 33%, а остальные составляют в общей сложности 13-15%.

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий