История автомобиля «Чайка»: как выглядит машина, характеристики

История автомобиля «Чайка»: как выглядит машина, характеристики Новости

Все о ГАЗ-13 «Чайка»: история создания и интересные факты

В отличие от «черной воронки» сталинской эпохи, которую и желали, и боялись одновременно, «чайка» стала более ярким символом. Но это одинаково недостижимо для простых смертных

История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

Советский правительственный автомобиль класса люкс ГАЗ-13 «Чайка» на выставке в Музее военной и автомобильной техники УГМК. Верхняя Пушма, Россия (Фото: Арт Конвалов / Shutterstock / FOTODOM)

  • История автомобиля Чайка
  • Модель автомобиля «Камомэ
  • Сколько стоит машина Чайки»
  • История автомобиля «Чайка»

    Решение о создании «Чайки» созрело в середине 50-х годов, когда стало ясно, что типовой ЗИМ, производство которого началось сразу после войны, безнадежно устарел. Тяжелые и высокие автомобили казались совершенно анахронизмом на фоне маневренных и элегантных американских одноклассников. Между тем изначально конструкторы планировали лишь модернизировать старую платформу – так появился автомобиль ЗИМ-12В. Однако, несмотря на модную двухцветную окраску и фейслифтинг, лимузин так и не похудел и не стал современнее. Возможности модернизации были исчерпаны. Тогда в создании нового образа принял участие известный художник Лев Еремеев, он же «крестный отец» ЗИЛ-111 (автор стайлинга ГАЗ-21) и объяснил сходство двух моделей. Однако после многочисленных экспериментов коллектив наконец пришел к выводу, что сделать ЗИМ современнее уже невозможно, и в середине 50-х годов на заводе начались работы над темами «Чайка» и «Стрела». И нельзя сказать, что образ будущего автомобиля сформировался легко и быстро.

    История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

    «Обновленный» ЗИМ-12В. Попытки дать старой платформе второе дыхание закончились неудачей (Фото: Добровольский Н.Н./autowp.ru)

    В 1956 году НАМИ закупил для всестороннего изучения несколько образцов американских автомобилей Packard и Imperial. В их число входили Packard Caribbean и Packard Patrician, обе модели 1956 года. Легенда гласит, что Нами устроила частную выставку исключительно для членов Коммунистической партии (беспартийные советские жители «не выдержали» культурного шока, вызванного столкновениями с иномарками), и что часть машин впоследствии была передана. Отправьте его на ГАЗ для дальнейшего расследования и немного на ЗИЛ. В любом случае «Паккарды» оказываются на заводе имени Горького. А в 1957 году опытная партия из девяти «чаек» (цифры различаются в зависимости от источника) отправилась в путешествие длиной 21 000 км. Все автомобили имели популярные в то время двухцветные цвета: бежевый и красный или бежевый и светло-зеленый.

    История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

    Паккард карибский. Главный вдохновитель появления «Чайки» (Фото: autowp.ru)

    Производство «Чайки» началось в 1959 году, и вскоре после ее официального дебюта в высших эшелонах власти из-за этой машины разразилась настоящая война. Ведь объем производства предыдущего поколения (ЗИМ/ГАЗ-12) исчислялся десятками тысяч, а сам ЗИМ был автомобилем с очень распространённым названием. Чего нельзя сказать о ГАЗ-13, и такая ситуация быстро сформировала целый слой «обиженных» чиновников. Однако военные нашли выход из этой ситуации. На одном из оборонных объектов передняя и задняя части ЗИМа были приварены к корпусу «Чайки». На самом деле в результате получился довольно необычный на вид автомобиль, ласково прозванный «Ословик». Остаётся только восхищаться уровнем мастерства неизвестного героя, собравшего автомобили разных характеристик и эпох.

    Читайте также:  Французы готовят обновлённый Peugeot 308: первое изображение

    История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

    «Ословик»: гибрид темного сталинского прошлого и светлого хрущевского настоящего (Фото: autowp.ru)

    Логотип машины «Чайка»

    Заокеанским Packards наша «Чайка» обязана не только характерными утопленными под козырек фарами, повторителями поворотов и «зубчатой» решеткой радиатора. В эмблемах этих грилей также имеется явное сходство. Правда, они имеют разное значение. На модели ГАЗ это стилизованное изображение птицы, а на американском прототипе — буква V, аллегоризирующая двигатель V8.

    По поводу красивого «воздушного» названия Наталья Колесникова (директор Музея истории Горьковского автозавода) рассказала, что однажды во время экскурсии Лебедева (конструктора ГАЗа) спросили:

    —Почему эту машину назвали «Чайка»?

    На что Лебедев ответил:

    — Решение дать машине такое имя родилось очень рано. Будущие автомобили должны были быть более высокого класса, чем выпускавшиеся заводом ранее. Поэтому, если есть река Волга, над ней должны парить чайки.

    История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

    Фото: Андрей 69/Shutterstock/FOTODOM

    Конечно, официально это растение было воспроизведено в более «народном» и романтическом варианте. Цитата из официальной брошюры: «Горьковчане, то есть жители города, расположенного на Волге, часто восхищаются красивым и стремительным полетом чаек над водами тайги. Когда встал вопрос, как назвать, Горьковский автопроизводитель выбрал название «Чайка».

    С какой машины скопировали «Чайку»

    Несмотря на очевидное сходство с американскими моделями, вдохновившими ГАЗ, говорить, что Чайка — полная копия Паккарда, неверно. Несмотря на заимствование всех стилей, отечественный седан имел другой тип кузова, совершенно другую конфигурацию стекол, а также формы боковин и задней части. Оригинальным было и так называемое «складное крыло», образованное хромированной окантовкой и удлиненной формой заднего крыла. Учитывая все эти решения, ГАЗ-13 можно считать квинтэссенцией стиля «аэро» в советском автопроме, то есть первым и самым ярким его представителем.

    История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

    Без сомнения, дизайн «чайка» остается вечным (Фото: Игорь Сырбу / Shutterstock / FOTODOM)

    Модели автомобиля «Чайка»

    На базе базовой модели ГАЗ-13 мелкими сериями или экспериментально выпускались различные варианты, но самая «запутанная» история в глазах публики заключается в том, что очень похожая модель московского завода похожа на историю модели ЗИЛ. «Чайка». Характерно, что это вовсе не «чайка», но об этом ниже. Кратко остановимся на основных изменениях и «попутном» ЗИЛе.

    Читайте также:  Кроссовер Chery Tiggo 4 Pro почти не подорожал после обновления в России

    ГАЗ-13 «Чайка» седан

    История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

    ГАЗ-13 «Чайка» (Фото: autowp.ru)

    Основная модификация и главный герой статьи. Большинство автомобилей сошло с завода в кузовах седан, всего было выпущено около 3200 штук (по некоторым данным — 3179). Кажется, трудно с уверенностью назвать точные цифры. Несмотря на официальную серийность, ГАЗ-13 явно был автомобилем не для всех. Поэтому всегда были отдельные заказы. Кроме того, путаницу вызвала очень специфическая процедура капитального ремонта, поскольку помимо доработок компонентов и узлов менялся весь кузов. Как осуществлялась такая замена по заводской документации, и как те самые кузова учитывались в производственной статистике, сегодня вряд ли расскажут даже любители этой модели.

    Под капотом «Чайки» на самом деле находился грузовой бензиновый V8 одноименной модели ГАЗ-13 или ГАЗ-13Д. В зависимости от модификации V8 выдавал от 195 до 215 л.с при хорошей динамике, учитывая сухую массу автомобиля на тот момент 2100 кг. Чайка разогнался до сотни за 20 секунд и достиг максимальной скорости 160 км/ч. Крутящий момент на колеса передавался трехступенчатой ​​автоматической коробкой передач с гидротрансформатором, имевшей уникальное кнопочное переключение режимов.

    История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

    Внутри ГАЗ-13 «Чайка» (фото: autowp.ru)

    ГАЗ-13А «Чайка» лимузин

    На самом деле громкое название «Лимузин» лишь формально принадлежало версии ГАЗ-13А, из-за наличия перегородки между передним рядом и отделенным внутренним объемом. Этот автомобиль не отличался удлиненной колесной базой или какими-то особыми техническими излишествами. Однако в лимузине не было двух центральных раскладных кресел для стенографистки/охранника, как в классической «Чайке», обеспечивающих полную приватность пассажиров. Эта версия была изготовлена ​​по заказу Минобороны и увидела свет в небольшом количестве.

    ГАЗ-13С «Чайка» универсал

    История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

    Демонстрация ГАЗ-13С «Чайка» Королевских ВВС на выставке советских автомобилей. Москва, ВДНХ (Фото: KVN1777/Shutterstock/FOTODOM)

    5-дверная версия ГАЗ-13 имела дополнительную букву «С» в индексе и выпускалась в небольшом количестве, всего около 20 единиц. Производство было налажено на «дружественном» автомобильном заводе Королевских ВВС в Латвии, а дополнительные объёмы были получены путём добавления вручную надстройки к обычному кузову седана. В результате почти все из 20 экземпляров имели те или иные отличия. Универсал «Чайка» предназначался для медицинских целей Номенклатуры и ее соратников, поэтому, естественно, не имел классического креста и был окрашен исключительно в черный цвет. Однако салон автомобиля был оборудован оборудованием, аналогичным традиционному медицинскому транспорту, с местом для лежания в виде носилок. Также были построены два катафалка ГАЗ-13С.

    ГАЗ-13Б «Чайка» фаэтон

    История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

    ГАЗ-13Б (Фото: autowp.ru)

    Еще одна версия базового автомобиля, выпускаемая в очень ограниченном количестве. Как следует из названия, «Чайка» представляла собой четырехдверный автомобиль с открытым верхом. Традиционной сферой применения модификации «В», как и во всем мире, стали показы мод на официальных парадах и других публичных мероприятиях, требующих формальности и пышности. Кинематика складывания фонаря автоматизировалась с помощью двух гидроцилиндров, приводимых в действие кнопками внутри кабины.

    Читайте также:  АвтоВАЗ назвал цены на универсалы Lada Vesta со 106-сильным мотором

    Отличия ГАЗ-13 «Чайка» от ЗИЛ-111

    Что касается ЗИЛ-111, то эта модель не имела официального названия, но ее также часто ошибочно называют «Чайкой». Это происходит потому, что автомобили очень похожи. Однако они разрабатывались независимо друг от друга, а истинная идентичность изображения объясняется единым пером мастера-дизайнера Льва Еремеева. На самом деле это две совершенно разные машины. Габариты, двигатели, салоны и все остальное другое. Подробные отличия ГАЗ-13 «Чайка» от ЗИЛ-111 потребуют отдельной статьи, поэтому я их кратко поясню.

    История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

    ЗИЛ-111. Действительно, внешне они очень похожи, но по сути совершенно разные (Фото: autowp.ru)

    «Чайка» — это разновидность S-класса того времени. Несмотря на то, что он дорогой и роскошный, он по-прежнему относительно популярен и может использоваться как личный повседневный автомобиль. С другой стороны, ЗИЛ-111 – это «Аурус» государственного моторного депо. Управлять этим автомобилем могло лишь небольшое количество людей, занимавших высшие должности во всем СССР, и даже теоретически статус автомобиля не предполагал личной собственности. Поэтому ЗИЛ выпускался практически поштучно, полностью используя ручной труд, а кузовные детали также формовались по старинке, без применения прессов. В этом контексте многие панели невозможно было просто переместить из одной машины в другую в случае аварии.

    Сколько стоит машина «Чайка»

    История автомобиля Чайка: внешний вид, характеристики автомобиля

    Россия. Москва. 23 июля 2017 г. Автомобиль Чайка ГАЗ-13 участвует в ралли классических автомобилей «ГУМ-Авторалли Горькийклассик-2017» (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

    В отличие от прошлого, сейчас купить Чайку может любой желающий. В теории. Ведь одно условие остаётся прежним. Это означает, что вы должны быть как минимум состоятельным человеком. На частных рекламных площадках дошедшие до наших дней экземпляры продаются по поистине невероятным ценам. Цена самых неброских автомобилей, требующих вмешательства, составляет 3–5 миллионов рублей, а специальные версии, изготовленные по индивидуальному заказу или восстановленные специалистами, требуют десятков миллионов рублей. Средняя цена ГАЗ-13 легко превышает цену нового люксового седана, не говоря уже о «потребительской» модели. Итак, времена изменились, но «Чайка» спустя 65 лет остаётся прежней: красивой, обаятельной и совершенно недосягаемой для простых смертных.

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий