Автосервисы планируют повысить цены на запчасти и услуги на 10% в 2024 году
В России становится все сложнее найти оригинальные запчасти для автомобилей, а подделок становится все больше. Что ждет рынок в 2024 году
Фото: Шаттерсток
В России по-прежнему ощущается нехватка запчастей для автомобилей старых марок, но приобрести запчасти для китайских автомобилей становится проще. В то же время эксперты отмечают рост количества подделок. Что ждет автомобилистов, когда им придется ремонтировать автомобили в 2024 году.
Ремонт машин станет дороже
По данным опроса, проведенного Союзом автосервисов России, три четверти авторемонтных организаций повысили цены на свои услуги в 2023 году. 60% признались, что цены выросли на 10-20%.
При этом 109 из 145 владельцев автосервисов, принявших участие в опросе, заявили, что в 2024 году вновь повысят цены в среднем на 10%. Речь идет о стоимости самой работы, а также запасных частей, а также расходных материалов, которые реализует сервис, и о качестве, за которое он отвечает.
Но в начале 2023 года цены на запчасти падали, особенно на ширпотреб. Такая тенденция наблюдается со второй половины 2022 года. Затем рынок скорректировался после острой потребности в потребительских товарах, которые были закуплены впрок весной 2022 года. В целом 2023 год был немного легче, чем 2022, — говорит Алексей Подщеколдин, президент Российской Ассоциации Автомобильных Дилеров (РОАД.
«В 2023 году мы наблюдали рост цен в первую очередь на кузовные детали на 30-40%, а иногда и на 100%. Это связано с усложнением логистики, ослаблением рубля, сложностями перевода средств из России в зарубежные страны банков и повышение стоимости кредитов», — признает Подщеколдин.
При этом в РОАД убеждены, что если не произойдет новых негативных событий, таких как дальнейшее ослабление рубля и повышение ключевой ставки ЦБ, то за счет оптимизации новых бизнес-схем можно ожидать снижения издержек поставок запасных частей через третьи страны на 5–10%.
Фото: Шаттерсток
Запчасти есть, но не все
Уход традиционных автомобильных марок из России, а также введенные санкции привели, прежде всего, к проблемам с поставками оригинальных запчастей умерших марок, говорит член правления Союза автосервисов Илья Плисов. По его словам, это особенно заметно во время кузовного ремонта. Дефицит уже привел к росту цен, и теперь отремонтировать машину по ОСАГО новыми оригинальными запчастями просто невозможно.
«Фактически ни один расчет не позволит нам отремонтировать автомобиль только оригинальными запчастями. Текущий расчет по каталогам RCA ориентирован в первую очередь на цены аналогов. В среднем сумма расчета составляет половину от сметы с оригинальными запчастями» , — констатирует эксперт.
По мнению Плисова, такая ситуация сохранится и в 2024 году, поскольку оснований для изменения пока нет. При этом Подщеколдин поясняет, что российские автомобилисты в 2024 году не останутся без запчастей.
«Поставки запчастей в Россию оказались очень выгодными для стран с небольшой экономикой, таких как Грузия, Армения и Киргизия. Иностранные производители на словах заявляют, что привержены санкциям, но на деле они также стараются пойти навстречу российским автомобилистам», — говорит Подщеколдин.
Контрафакта будет больше
В 2022 и 2023 годах с рынка ушли не только традиционные производители автомобилей, но и компании, поставлявшие расходные детали и материалы. Однако не все автомобилисты пока решили перейти на использование их аналогов, говорит Плисов. В результате создается основа для увеличения количества подделок заведомо низкого качества.
Фото: Шаттерсток
«Поддельные детали производятся за рубежом, а масла производятся здесь, в России. В контрафакте покупателей привлекает красивая упаковка и низкие цены», — поясняет эксперт.
В начале 2024 года, по его словам, обострилось противостояние автосервисов и маркетплейсов. Последний предлагает запчасти по привлекательным ценам, но при сборке, в случае последующей поломки, ремонт осуществляет в первую очередь сервис.
В результате автомастерские оказываются перед выбором: соглашаться обслуживать клиентов, которые привозят свои запчасти, или настаивать на покупке деталей у них самих, рискуя получить отказ и потерять возможность заработать хоть какие-то деньги на выполнении работы.
однако покупка ширпотреба в сервисе также не гарантирует спасения от подделок, признает эксперт. «Некоторые сервисы находят возможность заработать в два-три раза больше маржи», — не отрицает Плисов.
Подщеколдин подтверждает эту тенденцию и опасения коллег из Союза автосервисов. Но, по его мнению, для решения этой проблемы покупатели должны сами начать работать с продавцами.
«Действительно, условия для торговли поддельными запчастями и расходными материалами стали очень выгодными. Но клиент должен понимать, что покупая импортное моторное масло премиум-класса по цене российских бюджетных спецификаций, он обманывает себя. Кроме того, есть еще и Больше возможностей для независимой экспертизы качества продукции. Если клиенты будут обеспокоены качеством, а производители, автосервисы и автодилеры начнут сотрудничать, проблема будет сведена к минимуму, подчеркивает Подщеколдин.
Трудностей в переводе с китайского все меньше
Еще одной тенденцией 2024 года, по мнению Подщеколдина, станет заметный прогресс в сегменте запчастей для автомобилей из Китая. Эксперт напоминает, что в 2023 году продажи китайских автомобилей в России выросли в несколько раз, что привело к некоторым проблемам с поставками запчастей для ремонта.
Фото: Autonews.ru
«Оказалось, что мы и наши китайские партнеры буквально говорим на разных языках. Электронные переводчики хорошо справляются с разговорной речью, готовы перевести даже слово «колесо», но не справляются с таким термином, как мультиредуктор, — говорит руководитель РОАДа.
Подщеколдин говорит, что уже в 2023 году началась большая работа по грамотному техническому переводу с китайского каталогов запчастей и руководств по ремонту и эксплуатации китайских автомобилей. «Скоро вы сможете без проблем заказывать необходимую запчасть на таких сервисах, как AliExpress, на русском языке. Цены там невысокие, — убежден РОАД-менеджер.
Он также отмечает большой интерес со стороны китайских производителей запчастей для автомобилей к России: «Мы стали рынком номер один для китайских автомобилей. Есть много желающих привезти к ним запчасти из Китая, рассказал представитель Норвежского управления дорожного движения.
Единственной проблемой эксперт называет логистику. По его словам, железнодорожные и автомобильные транспортные коридоры из Китая в европейскую часть России уже перегружены, а морской путь через Суэцкий канал осложнен эскалацией военных конфликтов в регионе.
Количество российских марок будет увеличиваться
Уход иностранных производителей и замена их брендов контрафактной продукцией открывает новые возможности для российских производителей. Так, интерес покупателей к маслам устаревших марок за последний год снизился вдвое, а к отечественным маркам, наоборот, увеличился.
«Автосервисы еще более религиозны в выборе продукции, да и они уже во многом переориентировались на отечественную продукцию», — говорит Плисов
С ним согласен и Подщеколдин. Он отмечает, что сейчас за 30–40 руб. Например, вы можете купить банку моторного масла, использовать столько же, сколько указано на этикетке, и наполнить ее самым дешевым продуктом. В то же время отечественные производители прилагают все больше усилий для борьбы с контрафактной продукцией, доходя до того, что устанавливают чипы в каждый баррель нефти, отправляемый в розничную торговлю.
- Календарь автомобилиста: основные изменения на 2023 год
- Все об ОСАГО 2024: правила, нюансы, лайфхаки и подводные камни
- 9 самых интересных подарков автомобилистам на новый год
- Правила сдачи водительских прав изменятся в 2024 году. 5 баллов
- Хотите связаться со мной?