Все о контрактном движке: плюсы, минусы, как записаться
Вопрос о том, что вы предпочитаете – покупать контрактный двигатель или ремонтировать то, что под капотом, всегда будет вызывать споры. Рассматриваем разумность «договора» и нюансы легализации таких субъектов
Фото: Шаттерсток
- Что такое контрактный двигатель
- Плюсы контрактных двигателей
- Минусы контрактных двигателей
- Непредсказуемость остаточного ресурса
- Отсутствие истории технического обслуживания
- Что лучше: контрактный двигатель или капитальный ремонт
- Контрактный мотор против капремонта в идеальной теории
- Контрактный мотор против капремонта — практика
- Общий вывод
- Замена двигателя на контрактный: оформление в ГИБДД
- Какие документы нужны
- Как зарегистрировать
Что такое контрактный двигатель
Контрактный двигатель – это б/у силовой агрегат, приобретенный по официальному документу (контракту) у компании, специализирующейся на подобных услугах. При этом комплект документов на такой двигатель требует не только оформления купли-продажи, но и наличия сопроводительной технической документации. В договоре должны быть указаны данные автомобиля-донора, с которого был снят агрегат, и подтвержденный пробег. Профильные компании, специализирующиеся на подобных услугах и заботящиеся о своей репутации, часто добавляют подробную информацию об основном техническом состоянии двигателя.
Однако наличие всех вышеперечисленных данных – это стандартная опция, которая в нашей стране встречается крайне редко. Как правило, «контрактный двигатель» означает любой двигатель, который был установлен на автомобиль вместо вышедшего из строя исходного двигателя. Иными словами, в России «контрактный» двигатель может быть абсолютно любого происхождения – даже тот, что найден на свалке и продан предприимчивыми конторами под видом восстановленного.
Плюсы контрактных двигателей
- Цена. Самое очевидное преимущество «контракта» по сравнению с покупкой нового двигателя или полным капремонтом. В зависимости от состояния цена б/у двигателя может быть в десятки раз меньше нового.
- Не обязательно заезжать. К любому б/у двигателю (конечно, если он в хорошем состоянии) применяется правило «сел и поехал».
- прозрачность истории права. Если покупка совершается через проверенную компанию, владелец может быть уверен, что двигатель не снимался с угнанного, заложенного или затонувшего автомобиля. Но, как уже говорилось выше, этот пункт актуален только в том случае, если он куплен у надежной компании с хорошей репутацией.
Фото: Шаттерсток
Минусы контрактных двигателей
Непредсказуемость остаточного ресурса
Этот момент является очевидным следствием главного преимущества – низкой цены. Любой контрактный двигатель, даже купленный «белый» от известного бренда для имиджевой сборки, остается подержанным агрегатом. И даже если при регистрации честно была проведена предварительная оценка, тщательную диагностику продавец не сделает. Многие нюансы, оставшиеся от предыдущих лет эксплуатации, могут обнаружиться в любой момент и совершенно внезапно. Да, многие продавцы дают гарантию на привлечение клиента. Но стоит понимать, что условия подобных обещаний зачастую крайне расплывчаты, а гарантийный срок редко превышает пару месяцев.
Отсутствие истории технического обслуживания
Покупая контрактный двигатель, первое, что вам нужно сделать, это поменять все жидкости и расходники. Но даже самое тщательное обслуживание перед установкой на машину не поможет узнать, как, кем и где эксплуатировалось устройство. Например, какое масло использовалось и каковы были интервалы обслуживания; проводился ли частичный капитальный ремонт (например, меняли комплект ГРМ); на каком бензине эксплуатировался автомобиль и так далее.
Решив купить контрактный двигатель, следует как можно тщательнее изучить компанию и реальные отзывы о ней. В худшем случае, если продавец откровенно обманывает, дилеры могут легко обмануть двигатель перед его продажей, следуя той же логике, что и при продаже автомобилей. Отремонтировав внешний вид и заменив некоторые из самых дешевых и явно дефектных деталей (например, потрескавшиеся трубы). А на деле после покупки оказывается, что силовой агрегат отрабатывает последние моточасы, и по сути ничем не лучше того, который был установлен на его место.
Что лучше: контрактный двигатель или капитальный ремонт
Эту дискуссию имеет смысл разделить на две части: теоретическую и практическую. Первый означает, как должна выглядеть покупка контракта или капитальный ремонт двигателя в идеальных условиях. На самом деле найти их крайне сложно, но игнорировать их вообще нельзя.
Фото: Шаттерсток
Контрактный мотор против капремонта в идеальной теории
Если положить исходную информацию, где продавец полностью честен, двигатели действительно имеют чистую историю и небольшой пробег, и гарантия хоть и небольшая, но работает как надо – лучше выбирать контрактный двигатель. Это однозначно будет дешевле, чем полный капитальный ремонт силового агрегата, отслужившего свой срок. При капитальном ремонте, опять же, следует понимать стандартные действия «по инструкции»: замер всех необходимых зазоров, допусков и посадочных размеров; используйте оригинальные комплектующие (или качественные брендовые аналоги); с профессиональным, вдумчивым подходом мастера к самому процессу ремонта и сборки. В данном случае, учитывая, что контрактные агрегаты закупаются для достаточно старых и недорогих автомобилей, замена неисправного двигателя на б/у выглядит более рациональным решением.
Контрактный мотор против капремонта — практика
На самом деле, когда мы говорим конкретно о российских реалиях, все может оказаться совсем иначе. В подавляющем большинстве случаев контрактный двигатель оказывается обычным, отмытым от грязи (а зачастую и не мытым) агрегатом с совершенно неясной историей и состоянием. К сожалению, понятие «контракт», укоренившееся в повседневной жизни, на протяжении трех десятилетий оказывает почти магическое воздействие на среднестатистического автолюбителя. Любой изношенный двигатель, снятый со списанной машины и продаваемый со словом «контракт» в объявлении, зачастую воспринимается как идеальный вариант «купить почти новый дешево». По сути, он не имеет ничего общего с первоначальной концепцией проверенного и находчивого агрегата. Результат такой покупки зачастую печален и заставляет владельца к новому подходу: либо снова попытать счастья с тем же непонятным двигателем без истории, либо искать надежного мастера для нормального ремонта.
Однако капитальный ремонт двигателя не следует считать простым вариантом. Найти сервис или частного мастера, который со всем вниманием отнесется к процессу, задача не проще, чем выбрать честного поставщика б/у двигателей. При этом, если сделать настоящий «капитал», а не просто заменить цепь и провести декарбонизацию, то в подавляющем большинстве случаев вы потратите существенно больше денег, чем на контрактный двигатель.
Фото: Шаттерсток
Общий вывод
Как вы понимаете, в вечной битве между контрактным двигателем и капитальным ремонтом явного победителя быть не может. Все зависит исключительно от исходных условий – в первую очередь, сколько денег и времени автовладелец готов потратить на этот процесс. Однако общий вывод можно сформулировать следующим образом.
- Если владелец рассматривает автомобиль как долгосрочный актив и вы не против потратить деньги на качественный ремонт, лучше сделать капитальный ремонт. Тщательно подойдя заранее к выбору услуги. Потому что никакая диагностика без полной разборки двигателя не даст 100% полную картину о состоянии (это к вопросу о контрактах). Не говоря уже о ремонте, который следует за разбором. Что если и не делает двигатель совершенно новым, то уж точно дает ему новую жизнь на многие десятки тысяч километров.
- Если автомобиль не рассчитан на длительную эксплуатацию, рыночная стоимость невысока, а состояние (кроме двигателя) далеко от идеального, вряд ли имеет смысл рассматривать полный ремонт. Качественный капитал двигателя иногда можно сравнить со стоимостью всего автомобиля. И даже если цена на контрактный двигатель будет в 2-3 раза ниже, это все равно повод задуматься об экономической значимости таких вложений. В этом случае проще заменить весь двигатель, даже если состояние далеко от стандартного. Главное, чтобы он точно оказался лучше того, который ему пришел на смену.
Замена двигателя на контрактный: оформление в ГИБДД
Если двигатель заменен на точно такой же, никаких особых действий со стороны владельца не требуется. Зарегистрировать изменение номера двигателя необходимо только, но это можно сделать и в плановом порядке, при последующих регистрационных действиях с автомобилем – например, продаже.
Фото: Шаттерсток
Кстати, в определение идентичного двигателя входит, например, агрегат того же семейства, но предназначенный для другой комплектации или рынка. Он может отличаться по мощности и другим параметрам, но если глобальных отличий нет, а документация производителя позволяет устанавливать его на автомобиль вместе с тем, который он заменяет, проблем не возникнет. По крайней мере в теории.
Совсем другое дело, когда обмен (замена) осуществляется на контрактный двигатель другой модели. Это уже рассматривается для внесения изменений в конструкцию и требует определенного алгоритма действий. В целом процедура выглядит так.
Какие документы нужны
- В ГИБДД потребуют как минимум оригинальные ПТС и СТС.
- Договор купли-продажи двигателя. Также лучше взять с собой все прилагаемые к нему бумаги (если они есть) и квитанции.
- Было бы полезно иметь страховку и полис на сам автомобиль.
- Если автомобиль используется не только для личных нужд, к переносному пакету документов стоит добавить диагностическую карту.
К сожалению, алгоритм любого взаимодействия с Норвежским дорожным управлением, выходящий за рамки стандартной процедуры снятия/регистрации автомобиля, может преподнести сюрпризы. Поэтому, чтобы сэкономить время и нервы на протяжении всего процесса легализации двигателя, лучше иметь при себе все имеющиеся у вас документы как на машину, так и на двигатель.
Фото: Александр Авилов/Агентство «Москва
Как зарегистрировать
- Необходимо обратиться в ГИБДД для получения разрешения на внесение изменений.
- С разрешения ГИБДД отправляйтесь в сертифицированную лабораторию. Там проведут предварительное расследование и решат, возможна ли в принципе установка на автомобиль нового двигателя. «Компетентность» в данном случае — понятие весьма относительное; на самом деле никто не будет проверять ни двигатель, ни машину досконально. Однако этот пункт является обязательным.
- Снова свяжитесь с Норвежским транспортным управлением и предъявите положительное заключение лаборатории. ГИБДД даст разрешение на внесение изменений в конструкцию автомобиля.
- Замените двигатель в сервисном центре, официально аккредитованном на выполнение подобных работ. Затем служба выдаст владельцу заявление-декларацию — этот документ понадобится на следующих этапах.
- Пройти техосмотр.
- Зарегистрируйте факт замены двигателя в Ростехнадзоре.
- Получите новое ПТС на свой автомобиль в ГИБДД.
Помимо сложного алгоритма, который в зависимости от региона и даже отдельно взятой местности может существенно различаться, нужно быть готовым к серьезным финансовым затратам. Конкретную сумму назвать невозможно, но в среднем вам придется заплатить от 20 до 100 тысяч рублей. И именно финансовый аспект, если все делать официально и строго по правилам, может стать для многих непреодолимым барьером. Ведь вся процедура по легализации нового двигателя вполне может превысить стоимость покупки.
• Техосмотр 2024: все, что нужно знать водителям
• Как сменить двигатель и зарегистрировать его в ПТС
• Самые надежные двигатели на вторичном рынке: оценка экспертов
- Хотите связаться со мной?