Все о ГБЦ: Что такое ГБЦ, где она находится и для чего нужна
О прокладках ГБЦ слышал практически каждый автолюбитель, но не все знают, что означают эти буквы. AutoNews подробно разбирался в этом вопросе
Фото: Шаттерсток
- Что такое ГБЦ
- Как выглядит ГБЦ
- Где находится ГБЦ
- Устройство ГБЦ
- Прокладка ГБЦ
- Отверстия под болты
- Каналы рубашки охлаждения
- Камера сгорания
- Объем под цепь (если она есть)
- Отверстия под клапаны и свечи
- Колодцы гидрокомпенсаторов (если они есть)
- Фланцы и привалочные плоскости
- Крышка ГБЦ
- Прочие элементы ГБЦ
- Неисправности ГБЦ и как их решить
- Часто задаваемые вопросы
- Какие признаки пробитой прокладки ГБЦ?
- Как поменять прокладку ГБЦ?
- Как правильно затягивать ГБЦ?
Что такое ГБЦ
Головка блока цилиндров является одной из основных частей двигателя и фактически представляет собой верхнюю половину двигателя. Головка блока цилиндров — это аббревиатура от головки блока цилиндров.
Как выглядит ГБЦ
Ниже фото типовой головки блока цилиндров четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания. На этом снимке головка блока цилиндров перевернута. Сверху видно большое круглое отверстие для клапана, а между ними маленькое резьбовое отверстие для свечи зажигания. Нижние четыре овальных отверстия — это впускные каналы, возле которых установлены шпильки крепления впускного коллектора.
фото: ruud.ru
Теперь рассмотрим вид сверху вниз на типичную головку блока цилиндров (вид под капотом).
фото: avtostore.spb.ru
Здесь голова ВАЗ-21176 (устанавливается на Lada XRay) показана в полусобранном состоянии. Сама головка блока цилиндров показана сиреневым цветом. Синий и красный — это впускной и выпускной распредвалы соответственно. Еще можно увидеть большую синюю шестерню с фазовращателем на впускном валу. Таким же цветом рядом обозначен электронный регулирующий клапан, отвечающий за смену фазы. Широкая синяя часть, закрывающая весь «сэндвич», — это крышка подшипника ГБЦ. В корпусе ГБЦ имеется большое круглое впускное отверстие, возле которого можно увидеть небольшие отверстия для шпилек крепления форсунки и коллектора.
Где находится ГБЦ
Головка блока цилиндров является неотъемлемой частью верхней половины двигателя внутреннего сгорания. На примере 4-цилиндрового мотоциклетного двигателя Yamaha R1 хорошо видно, что «корпус» двигателя разделен на две основные половины: блок цилиндров (серебристый, снизу) и головку блока цилиндров (черную, вверху). Масу).
фото: mototribu.com
Устройство ГБЦ
Головка блока цилиндров, рассматриваемая как часть общей конструкции двигателя внутреннего сгорания, представляет собой сложный узел, состоящий из множества деталей. Описание всех из них выходит за рамки данной статьи, поэтому перечислим основные нюансы конструкции самой головы.
Прокладка ГБЦ
Хотя это отдельная деталь, ее часто подразумевают как часть головки блока цилиндров. Он расположен между блоком и головкой и выполняет роль уплотнителя. Головка блока цилиндров и блок соединены болтами.
Отверстия под болты
Это сквозное отверстие для болта головки блока цилиндров. Поэтому сам блок тоже имеет резьбовую часть.
Каналы рубашки охлаждения
Канал, по которому циркулирует охлаждающая жидкость внутри двигателя. Они проходят – и через блок цилиндров, и через головку, сообщаясь в местах соединения. За герметизацию этих соединений отвечает прокладка ГБЦ.
Камера сгорания
Камера сгорания представляет собой (обычно) куполообразный объем, в котором происходит воспламенение смеси. Количество камер сгорания соответствует количеству цилиндров.
Объем под цепь (если она есть)
Пространство, необходимое для размещения компонентов цепи ГРМ, включая саму цепь ГРМ.
фото: proaveo.ru
Отверстия под клапаны и свечи
В камере сгорания имеется отверстие для стержня клапана, место для установки направляющей и фрезеровка площадки контакта (фаски) на самом клапане. В каждой головке блока цилиндров имеется отверстие для свечи зажигания или свечи накаливания.
Колодцы гидрокомпенсаторов (если они есть)
Где установить гидрокомпенсатор, если он присутствует в конструкции двигателя.
Фланцы и привалочные плоскости
Всевозможные сопрягаемые поверхности и площадки заземления для монтажа и подключения к головке блока различных узлов и деталей, таких как подшипники скольжения, впускные коллекторы, выпускные коллекторы, датчики, термостаты, клапанные крышки и т.д.
Крышка ГБЦ
Как и прокладка, это отдельная деталь, но ее часто называют частью головки блока цилиндров. Он ввинчивается в головку блока цилиндров и закрывает весь двигатель сверху, выполняя роль «колпака». Видимая часть маслозаливной горловины находится внутри клапанной крышки.
Прочие элементы ГБЦ
Конечно, упомянутые здесь моменты являются базовыми. В зависимости от конкретного двигателя, особенно современных многоцилиндровых двигателей, это число может быть значительно выше.
фото: dr1ver.ru
Неисправности ГБЦ и как их решить
Основным условием ремонта или замены головки блока цилиндров является следующая неисправность.
- Неисправна прокладка головки блока цилиндров. Здесь также необходимо соблюдать осторожность. Однако это не повреждение самой головки, а выход из строя соседних компонентов. Однако этот момент нельзя игнорировать. Выход из строя прокладки, вероятно, является наиболее распространенной неисправностью, связанной с обсуждаемыми компонентами. Выход один: заменить прокладку ГБЦ.
- Втягивание привалочной поверхности головки блока цилиндров. Проще говоря, это искривление поверхности, где головка прилегает к блоку цилиндров через прокладку. Сама прокладка не только герметизирует стык, но и частично компенсирует несовершенства плоскостей двух соединяемых деталей, однако в некоторых случаях ГБЦ деформируется до такой степени, что прокладка уже не в состоянии это компенсировать. Вы должны что-то сделать, прежде чем продолжить. Это может произойти из-за перегрева двигателя или неправильной установки головки. Решение — отполировать головку блока цилиндров с помощью специализированных контрольно-измерительных инструментов. В худшем случае, если деформация значительна, головку блока цилиндров придется заменить.
- В другую подкатегорию также входят трещины, вызванные перегревом или чрезмерным усилием затяжки резьбовых соединений.
- Изношена постель или крышка распределительного вала. Станина является точкой опоры распределительного вала для головки блока цилиндров. Из-за естественного износа и других причин (износ, отсутствие давления масла) заводская гладкость теряется и покрывается заусенцами и полостями, меняя первоначальную сверхточную форму. Как и в рассмотренном выше случае, полировка поможет при первых признаках износа, но в некоторых ситуациях может потребоваться замена головки.
- Износ контактов клапана. Часто это является результатом постоянного перегрева внутри камеры сгорания. Эту проблему можно решить шлифовкой или, если повреждение серьезное, заменой головки блока цилиндров.
Фото: Шаттерсток
Часто задаваемые вопросы
Какие признаки пробитой прокладки ГБЦ?
Одним из признаков перегоревшей прокладки головки блока цилиндров является пузырение в бачке охлаждающей жидкости. Это происходит потому, что газ из цилиндра попадает в контур охлаждения через поврежденную прокладку. При этом в цилиндр может просачиваться сама охлаждающая вода, а из выхлопной трубы при запуске после длительной стоянки может наблюдаться белый дым. Антифриз содержит следы масла.
Как поменять прокладку ГБЦ?
Вы не сможете заменить прокладку ГБЦ без базового набора инструментов для авторемонта. Однако эта процедура выполняется из-под капота, и имея несколько дней свободного времени и руководство по ремонту, вы сможете заменить прокладку ГБЦ у себя во дворе. В этом случае наличие в арсенале динамометрического ключа является обязательным условием. Без этого инструмента вы не сможете затянуть головку с нужным моментом. В противном случае затяжка будет неравномерной и новая прокладка, скорее всего, будет повреждена с последствиями в виде повторной замены в обозримом будущем.
Как правильно затягивать ГБЦ?
Затяжка ГБЦ – важнейший этап процедуры замены прокладки или самой головки. Всасывание двух основных половин двигателя осуществляется с большой силой и максимальной равномерностью. Для этого производитель предоставляет специальные инструкции по затяжке болтов ГБЦ, которые указаны в руководстве по ремонту. Болты необходимо затягивать в несколько приемов в определенном порядке и с определенной силой на каждом этапе. Все необходимые условия выполняются только при наличии динамометрического ключа с подходящей динамометрической вилкой.
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?