Дилеры и страховщики признали дефицит запчастей для китайских автомобилей
Увеличение продаж автомобилей китайской марки и появление новых моделей привели к дефициту запчастей. Дилеры объясняют это «болью роста», а страховщики предупреждают, что подробностей придется подождать 30-40 дней
Фото: Шаттерсток
В России действительно ощущался дефицит запчастей для китайских автомобилей. Это признали Ассоциация автодилеров России (РОАД) и Российский союз автостраховщиков (РСА). В разговоре с Autonews.ru дилеры назвали ситуацию временной и заверили, что нерешенных проблем с поставками деталей нет. При этом эксперты предупредили, что отдельные детали автомобилей лучше особенно беречь — когда возникает необходимость их замены, это может занять месяцы.
Китайских машин стало слишком много
Проблема нехватки запчастей связана, прежде всего, с резким ростом продаж автомобилей из Китая, рассказал Autonews.ru руководитель ДОРОГИ Алексей Подщеколдин. По данным агентства «Автостат», доля рынка китайских автомобилей в России выросла с 9% в феврале 2022 года до 54% в октябре 2023 года.
Автомобили китайских производителей перед погрузкой на экспорт в порту (Фото: ТАСС)
За это время не только выросли продажи, но и увеличилось разнообразие марок и моделей машин. Фактически, всего за один год на рынке появилось несколько десятков моделей автомобилей, ранее не продававшихся в России.
Так, только в 2023 году на рынок официально вышли китайские бренды Kaiyi, BAIC, Tank, Jetour, Jaecoo, SWM, Hongqi, Livan, а бренды, уже работавшие в стране, значительно расширили ассортимент своих моделей. По словам Подщеколдина, все необходимые детали для них не могли появиться с такой же оперативностью.
«Если разобрать современный автомобиль, получится примерно 10 000 деталей. Однако только 100 из них будут наиболее распространенными. И эти детали почти наверняка будут на складе дилера или их можно будет оперативно получить на российском складе представителей бренда. Проблемы возникают, если требуется одна из оставшихся 9900 деталей. И дефицит реальный, мы это признаем», — говорит эксперт.
При этом в РОАД подчеркивают, что проблемы с запчастями время от времени возникали у автомобилей любой марки. Иногда редкую деталь приходилось ждать 30-40 дней, но это были единичные случаи, и в большинстве ситуаций ожидание не превышало 2-3 дней, так как детали заранее хранились либо у самого дилера, либо на центральном складе в г. Россия.
Теперь разница лишь в том, что количество запчастей, которых нет в России и которые нужно заказывать из Китая, выросло в несколько раз, а время ожидания может достигать нескольких месяцев.
О том, что в наличии «сильно не хватает» запчастей для китайских автомобилей на пресс-конференции Российского союза автостраховщиков (РСА) его главы Евгения Уфимцева.
«Мы хотим, чтобы рынок автозапчастей для китайских автомобилей увеличивался. Сейчас составляем новые справочники запчастей для ремонта по ОСАГО. Правительные марки автомобилей в справочнике составляют 1,5-2 миллиона записей по видам запчастей. А на стандартную китайскую марку — 30 тысяч записи, — сказал Уфимцев. — В наличии в школе есть только прополярные расподные запчасти, много запчатей доставляются с доставкой».
Это объясняется тем, что в руководствах РСА содержится информация как об оригинальных запчастях, так и об их аналогах, в том числе от очень известных производителей. А вот для китайских машин на рынке сейчас очень ограниченное количество аналогов, по крайней мере, в России.
Такая ситуация, по мнению Уфимцева, приводит к тому, что в случае сложного ремонта и после досадной аварии автомобилистам приходится ждать необходимые детали по 30-40 дней.
«Логистика чрезвычайно сложна. И для нас сейчас ведение рынка новых запчастей — одна из важнейших задач. Мы являемся косвенными участниками этой сферы, работаем с дилерами, производителями, но пока динамика недостаточная — запчастей на китайские автомобили недостаточно».
Трудности с переводом
Определенной проблемой является нежелание самих китайских автопроизводителей заниматься обслуживанием своего автопарка. В тех странах, чьи автоконцерны покинули Россию, давно создана система электронных каталогов, в которых можно ввести VIN-номер автомобиля, а затем выбрать из списка необходимую запчасть, после чего оформить заказ.
Автомобиль в автосервисе (Фото: Shutterstock)
Подобные электронные каталоги у китайских автопроизводителей могут вообще не быть, а могут и не быть, или, как это чаще всего бывает, есть, но нет грамотного перевода на английский, не говоря уже о русском языке.
«Думаешь, что заказал одно, а програмить в наше время. Доходит до того, что проще отправить китайским партнерам фотографии деталей, требующих замены, чем указывать ее название и надеяться, что в процессе перевода детали на китайский язык деталь не превратится во что-то совсем иное», — говорит Подщеколдин.
Проблему с каталогами называет один из главных и член правления Союза автосервисов России Илья Плисов. По его словам, независимые автосервисы и магазины запчастей только начинают получать к ним доступ.
«Каталоги сначала появились у дилеров, и только сейчас пиратскими методами попали к нам. С предыдущими брендами таких проблем не было, у всех был доступ и возможность подобрать нужную запчасть», — говорит Плисов.
Плисов рассказывает и о еще более анекдотических случаях заказа деталей для фотографий: «Колледжам приходилось снимать запчасть с ремонтной машины, отправлять ее в Китай, чтобы на месте разбирались, что это такое, и присылали часть таковой».
Еще одна проблема, специфичная для китайских автомобилей, — очень быстрое обновление модельного ряда. Китайские автопроизводители сейчас модернизируют свои модели быстрее всех в мире, и это хорошо только с одной стороны, предупреждает Подщеколдин.
«При наличии корейского автомобиля мы могли прогнозировать, что эта модель с минимальными изменениями выйдет через 5-6 лет и будет продаваться в значительных объемах. И заранее заполнить склады запчастями. Китайская новинка уже через год может быть заменена на более свежую версию, но сколько ее будет продано за этот год в России, сказать сложно, поэтому заранее покупать много запчастей для нее невыгодно», — — говорит глава РОАД.
В отзывах о китайских машинах пишут об отсутствии запчастей и нежелании дилеров ремонтировать китайские автомобили даже по гарантии. Autonews.ru изучил отзывы пользователей десяти популярных моделей китайских брендов, и почти в каждом удалось найти негативный комментарий о нежелании сервисов ремонтироваться под самыми разными предлогами для отказа.
При этом отзывов о сложностях с техническим обслуживанием китайской машины нам найти не удалось. «Все расходные детали, недвижимость для перевода ТО, печатаются в перчую проекцию и не не не проблемы с ними», — подтверждает Подщеколдин.
Берегитесь аварий
Несчастный случай (Фото: Shutterstock)
По мнению экспертов, основная сложность сейчас связана с кузовными деталями, которые необходимо заменить при ремонте после аварии. Если детали для проведения ТО всегда имеются в наличии, то просто купить фару или бампер не всегда возможно. В качестве примера в ряде сервисных центров «Евроавто» подсчитали стоимость запчастей для популярного китайского кроссовера стоимостью около 2,5 млн рублей, 2022 года сборки и на заводе в России, потерпевшего лобовое ДТП.
Оригинал
запчасть, цена, руб.
Аналог, цена, руб.
Б/У запчасть,
цена, руб.
Цена в справочнике РСА, руб. Фара левая 54 540 21 612 56 174 23 630 Фара правая 54 540 20 804 56 174 42 690 Капот 37 456 19 400 Нет в
в наличии 21 631 Бамперы 29 972 9 897 6 560 5 704 Крыло переднее левое
Нет в
доступный
7 779 6 499 7 606 Крыло переднее правое Нет в
в наличии 7 779 Нет в
в наличии 8 569 Стекло лобовое Нет в
в наличии 11 099 Нет в
в наличии 11 948 Передняя речетка 10 630 10 695 Нет в
доступно 8,313
Данные ЕвроАвто на 8 ноября 2023 г
Из таблицы видно, что некоторых позиций на рынке сейчас просто нет, есть аналоги или ранее использованные детали от других машин. С моделями, которые поступили в продажу только в 2023 году, ситуация с кузовными деталями еще сложнее.
При этом Плисов жалуется на сложность подбора аналогов. Производители деталей из других стран наносят идентичную маркировку аналогичных деталей, чтобы всегда можно было понять, к какой машине подходит конкретный компонент. В Китае пока нет такой единой маркировки.
Параллельный импорт в зоне риска
Если поставка запчастей для машин, официально представленных в России, осуществляется представителями бренда, то покупатель моделей из параллельного импорта рискует столкнуться с нехваткой необходимых деталей в еще большей степени.
Все новые представительства, открывшиеся в России в 2023 году, объявили о начале формирования центральных складов запчастей. У брендов, давно присутствующих на рынке, такие склады уже есть, и сейчас их ассортимент расширяется.
Производитель автомобильных запчастей, Китай (Фото: ТАСС)
Через год-два это приведет к тому, что ситуация с запчастями придет в равновесие и будет напоминать то, как все было устроено до начала 2022 года, заверил Подщеколдин. А вот с машинами, завезенными из Китая методом параллельного импорта, ситуация сложнее, предупреждает эксперт.
«В этом случае дилер, к которому клиент обратится за ремонтом, должен самостоятельно заняться поставкой запчастей из Китая. И здесь все зависит от того, что это за дилер. Крупные холдинги уже сейчас фактически выступают в роли дистрибьюторов и работают не хуже представителей, формируя свои склады. А мелкие продавцы могут оказаться не такими уж хорошими», — сказал Подщеколдин.
При этом он подчеркнул, что даже крупнейший дилерский холдинг в России не будет иметь такой развитой региональной сервисной сети, как официальное представительство бренда. А если машина куплена в Москве и там используется, то проблему с запчастями можно решить. А если привезти ее в регион, где такая марка не жалуйстав, то не ремонтом от ремонта вечером всещаться в столису.
В чем собеседники Autonews.ru сходятся, так это то, что сейчас не решаются логистические проблемы с поставками запчастей из Китая. Другими словами, вы можете получить любую запчасть, это займет всего несколько месяцев.
- Число китайских автомобильных брендов в России достигнет 41 в 2024 году
- В Россию привезли партию «лучших автомобилей года в Китае
- В начале года россияне купили читательских машин на ₽1 трлн
- Хотите связаться со мной?