Пошаговая проверка аккумулятора мультиметром
Как проверить состояние радиатора автомобиля обычным бытовым мультиметром
Фото: Шаттерсток
Несмотря на то, что многие современные аккумуляторы считаются необслуживаемыми, они все равно нуждаются в периодическом уходе. В процессе эксплуатации любой автомобильный аккумулятор частично теряет свои номинальные свойства, даже если система зарядки автомобиля полностью работоспособна. Рассмотрим методы проверки состояния аккумулятора с помощью обычного бытового мультиметра.
- Что такое мультиметр
- Как проверить емкость аккумулятора мультиметром
- Как проверить утечку тока в аккумуляторе мультиметром
- Как проверить ток утечки в автомобильном АКБ
- Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром
- Замеры при неработающем двигателе
- Замеры при работающем двигателе
- Как проверить плотность электролита в аккумуляторе мультиметром
- Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора мультиметром
Что такое мультиметр
Мультиметр — это электронный прибор для измерения параметров различных электронных и электрических компонентов и систем. Основные функции мультиметра (его еще называют «тестером») — измерение напряжения, сопротивления и тока. У профессионального мультиметра гораздо больше функций, но для проверки параметров аккумулятора достаточно трех перечисленных выше. Они есть у каждого, даже у самого дешевого бытового мультиметра.
Что можно проверить мультиметром, чтобы понять состояние автомобильного аккумулятора:
- емкость;
- утечка тока;
- напряжение;
- плотность;
- внутреннее сопротивление.
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром
Емкость аккумулятора — это величина, определяющая, сколько ампер аккумулятор может выдать за один час. Измеряется в ампер-часах (Ач). Проще говоря, чем больше ампер-часов указано в списке характеристик аккумулятора, тем дольше он сможет работать (но и дольше будет заряжаться). Помимо номинального напряжения, важнейшей определяющей характеристикой любой батареи является емкость. При падении этого параметра из-за естественного износа или неисправности аккумулятор начинает быстрее разряжаться, хотя нагрузка от потребителей остается прежней. Например: если с новым аккумулятором можно было несколько часов слушать музыку при заглушенном двигателе и потом без проблем завестись, то с разряженным аккумулятором через пару часов с магнитолой можно и не уехать. Происходит это потому, что старый аккумулятор имеет гораздо меньшую емкость и «сдувается» без зарядки гораздо быстрее.
Фото: Шаттерсток
Чтобы проверить емкость аккумулятора мультиметром, сделайте следующее:
- выньте аккумулятор из автомобиля и полностью зарядите его. Для этой цели продается множество зарядных устройств любого функционала и бюджета. Вариант просто долго ездить на машине не подойдет, поскольку система зарядки не всегда работает идеально и часто не восполняет емкость аккумулятора до максимума. После зарядки необходимо оставить аккумулятор при комнатной температуре на пару часов. Это необходимо для полного исключения возникающего в процессе кипения электролита;
- найдите лампу на 12 вольт и посчитайте потребляемую мощность. Например, у нас есть лампа мощностью 60 Вт. Разделив ватты на вольты, получим ток потребления лампы в амперах – 5 А;
- подключите лампу к аккумулятору и зафиксируйте время подключения. Убедитесь, что лампа установлена надежно (она очень горячая) и что провода имеют правильный размер.
- периодически измеряйте напряжение на клеммах аккумулятора при подключенной лампочке. Как только значение окажется в пределах 10,5 Вольт, лампу можно выключать. Зафиксируйте время выключения и посчитайте, сколько часов проработала лампа;
- рассчитайте реальную емкость аккумулятора. Для этого умножьте полученное количество часов на потребление лампочки в амперах. Допустим, напряжение аккумулятора упадет до 10,5 вольт за 10 часов. Следовательно, реальная емкость аккумулятора составляет 50 Ач.
Затем расчетную емкость аккумулятора сравнивают с номинальной емкостью, указанной на этикетке. После этого делается вывод о состоянии аккумулятора. Стоит учитывать, что характерные свойства аккумулятора на практике практически недостижимы после одного-двух лет эксплуатации. Однако значительное снижение мощности также недопустимо. Например, для трехлетнего аккумулятора емкостью 60 А⋅ч реальный показатель в 50 и даже 40 А⋅ч является нормальным. Но если во время теста аккумулятор отдал всего 25-30 Ач, однозначно пора задуматься о его замене.
Фото: Шаттерсток
Как проверить утечку тока в аккумуляторе мультиметром
Ток утечки – это ток, потребляемый аккумулятором даже при отключении всех потребителей. Это неизбежно, поскольку даже когда машина ночует на улице, питание некоторых электронных компонентов и устройств сохраняется. Такие как часы, временная память блока управления двигателем (ЭБУ), сигнализация, резервный источник питания мультимедийной системы и т.д. Общий ток утечки в современном рабочем автомобиле находится в пределах 15-40 миллиампер (мА).). Если значение выше, следует искать причину в слишком «прожорливом» потребителе – вероятно, это неправильно.
Как проверить ток утечки в автомобильном АКБ
- Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора.
- Переключите мультиметр в положение измерения тока с пределом 10 А.
- Подключите положительный щуп мультиметра к отрицательной клемме, а отрицательный щуп к отрицательной клемме аккумулятора.
Если электросистема автомобиля в порядке, на дисплее отобразится значение от 15 до 40 мА. Если ток утечки больше, нужно искать причину, например, начать с удаления предохранителей по одному. У какого предохранителя значение мультиметра резко падает, в той цепи нужно искать неисправность.
Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром
проверка напряжения аккумулятора мультиметром – самый простой и быстрый способ понять состояние аккумулятора «здесь и сейчас». Именно с измерения напряжения обычно начинаются все диагностические мероприятия с аккумулятором. В общем, для этого нужно сделать следующее:
- перевести мультиметр в режим измерения напряжения постоянного тока с пределом 20 В;
- выключите все потребители автомобиля, заглушите двигатель и подождите час. Если двигатель до этого не запускался хотя бы час, подождите всего 10 минут (пока не выключатся все электронные устройства);
- подключите щупы мультиметра к клеммам аккумулятора.
Фото: Шаттерсток
Замеры при неработающем двигателе
При выключенном двигателе полностью исправный аккумулятор должен выдавать напряжение 12,5 В. Это среднее значение, которое может меняться в зависимости от ряда факторов, от температуры окружающей среды до износа аккумулятора.
Замеры при работающем двигателе
При работающем двигателе нормальное напряжение на клеммах аккумулятора будет находиться в пределах 13,5–14 В. Возможны как небольшие падения, так и подъемы с кратковременными отклонениями за пределы указанных значений, но средние значения должны быть одинаковыми. Это косвенно указывает как на исправность аккумулятора (но не всегда – требуются дополнительные измерения, о которых говорилось выше), так и на нормальную работу генератора.
Как проверить плотность электролита в аккумуляторе мультиметром
В Интернете часто можно встретить инструкции по измерению плотности электролита аккумулятора обычным мультиметром. Однако этот метод измерения неверен и не даст достоверного результата. Дело в том, что плотность – физически осязаемая величина, в отличие от напряжения, сопротивления или тока. Поэтому невозможно измерить плотность жидкости бытовым мультиметром, предназначенным для работы с электричеством. Для измерения плотности электролита используется специальный поплавковый прибор – ареометр. Он очень дешев и продается практически в каждом магазине автозапчастей.
Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора мультиметром
Как и в случае с плотностью электролита, правильно измерить внутреннее сопротивление аккумулятора, подключив к клеммам домашний мультиметр, не получится. Для таких измерений необходимо сначала рассчитать и подключить дополнительные резисторы по определенной схеме, затем выполнить серию из нескольких измерений с последующим расчетом результата по формуле. Учитывая, что внутреннее сопротивление зависит от множества дополнительных факторов (температура, уровень заряда), мы не будем приводить эту процедуру в рамках данной статьи из-за сложности процесса.
- Хотите связаться со мной?