Проверить аккумулятор мультиметром: подробная инструкция

Проверить аккумулятор мультиметром: подробная инструкция Новости

Пошаговая проверка аккумулятора мультиметром

Как проверить состояние радиатора автомобиля обычным бытовым мультиметром

Проверка аккумулятора мультиметром: подробная инструкция

Фото: Шаттерсток

  • Что такое мультиметр
  • Как проверить емкость
  • Как проверить утечку тока
  • Как проверить напряжение
  • Как проверить плотность электролита
  • Как измерить внутреннее сопротивление
  • Несмотря на то, что многие современные аккумуляторы считаются необслуживаемыми, они все равно нуждаются в периодическом уходе. В процессе эксплуатации любой автомобильный аккумулятор частично теряет свои номинальные свойства, даже если система зарядки автомобиля полностью работоспособна. Рассмотрим методы проверки состояния аккумулятора с помощью обычного бытового мультиметра.

    Что такое мультиметр

    Мультиметр — это электронный прибор для измерения параметров различных электронных и электрических компонентов и систем. Основные функции мультиметра (его еще называют «тестером») — измерение напряжения, сопротивления и тока. У профессионального мультиметра гораздо больше функций, но для проверки параметров аккумулятора достаточно трех перечисленных выше. Они есть у каждого, даже у самого дешевого бытового мультиметра.

    Что можно проверить мультиметром, чтобы понять состояние автомобильного аккумулятора:

    • емкость;
    • утечка тока;
    • напряжение;
    • плотность;
    • внутреннее сопротивление.

    Как проверить емкость аккумулятора мультиметром

    Емкость аккумулятора — это величина, определяющая, сколько ампер аккумулятор может выдать за один час. Измеряется в ампер-часах (Ач). Проще говоря, чем больше ампер-часов указано в списке характеристик аккумулятора, тем дольше он сможет работать (но и дольше будет заряжаться). Помимо номинального напряжения, важнейшей определяющей характеристикой любой батареи является емкость. При падении этого параметра из-за естественного износа или неисправности аккумулятор начинает быстрее разряжаться, хотя нагрузка от потребителей остается прежней. Например: если с новым аккумулятором можно было несколько часов слушать музыку при заглушенном двигателе и потом без проблем завестись, то с разряженным аккумулятором через пару часов с магнитолой можно и не уехать. Происходит это потому, что старый аккумулятор имеет гораздо меньшую емкость и «сдувается» без зарядки гораздо быстрее.

    Читайте также:  Электромобиль Apple отложен до 2028 года и стал ещё более заурядным

    Проверка аккумулятора мультиметром: подробная инструкция

    Фото: Шаттерсток

    Чтобы проверить емкость аккумулятора мультиметром, сделайте следующее:

    • выньте аккумулятор из автомобиля и полностью зарядите его. Для этой цели продается множество зарядных устройств любого функционала и бюджета. Вариант просто долго ездить на машине не подойдет, поскольку система зарядки не всегда работает идеально и часто не восполняет емкость аккумулятора до максимума. После зарядки необходимо оставить аккумулятор при комнатной температуре на пару часов. Это необходимо для полного исключения возникающего в процессе кипения электролита;
    • найдите лампу на 12 вольт и посчитайте потребляемую мощность. Например, у нас есть лампа мощностью 60 Вт. Разделив ватты на вольты, получим ток потребления лампы в амперах – 5 А;
    • подключите лампу к аккумулятору и зафиксируйте время подключения. Убедитесь, что лампа установлена ​​надежно (она очень горячая) и что провода имеют правильный размер.
    • периодически измеряйте напряжение на клеммах аккумулятора при подключенной лампочке. Как только значение окажется в пределах 10,5 Вольт, лампу можно выключать. Зафиксируйте время выключения и посчитайте, сколько часов проработала лампа;
    • рассчитайте реальную емкость аккумулятора. Для этого умножьте полученное количество часов на потребление лампочки в амперах. Допустим, напряжение аккумулятора упадет до 10,5 вольт за 10 часов. Следовательно, реальная емкость аккумулятора составляет 50 Ач.

    Затем расчетную емкость аккумулятора сравнивают с номинальной емкостью, указанной на этикетке. После этого делается вывод о состоянии аккумулятора. Стоит учитывать, что характерные свойства аккумулятора на практике практически недостижимы после одного-двух лет эксплуатации. Однако значительное снижение мощности также недопустимо. Например, для трехлетнего аккумулятора емкостью 60 А⋅ч реальный показатель в 50 и даже 40 А⋅ч является нормальным. Но если во время теста аккумулятор отдал всего 25-30 Ач, однозначно пора задуматься о его замене.

    Читайте также:  Падение продаж ожидается на мировом авторынке в 2022 году

    Проверка аккумулятора мультиметром: подробная инструкция

    Фото: Шаттерсток

    Как проверить утечку тока в аккумуляторе мультиметром

    Ток утечки – это ток, потребляемый аккумулятором даже при отключении всех потребителей. Это неизбежно, поскольку даже когда машина ночует на улице, питание некоторых электронных компонентов и устройств сохраняется. Такие как часы, временная память блока управления двигателем (ЭБУ), сигнализация, резервный источник питания мультимедийной системы и т.д. Общий ток утечки в современном рабочем автомобиле находится в пределах 15-40 миллиампер (мА).). Если значение выше, следует искать причину в слишком «прожорливом» потребителе – вероятно, это неправильно.

    Как проверить ток утечки в автомобильном АКБ

    • Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора.
    • Переключите мультиметр в положение измерения тока с пределом 10 А.
    • Подключите положительный щуп мультиметра к отрицательной клемме, а отрицательный щуп к отрицательной клемме аккумулятора.

    Если электросистема автомобиля в порядке, на дисплее отобразится значение от 15 до 40 мА. Если ток утечки больше, нужно искать причину, например, начать с удаления предохранителей по одному. У какого предохранителя значение мультиметра резко падает, в той цепи нужно искать неисправность.

    Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром

    проверка напряжения аккумулятора мультиметром – самый простой и быстрый способ понять состояние аккумулятора «здесь и сейчас». Именно с измерения напряжения обычно начинаются все диагностические мероприятия с аккумулятором. В общем, для этого нужно сделать следующее:

    • перевести мультиметр в режим измерения напряжения постоянного тока с пределом 20 В;
    • выключите все потребители автомобиля, заглушите двигатель и подождите час. Если двигатель до этого не запускался хотя бы час, подождите всего 10 минут (пока не выключатся все электронные устройства);
    • подключите щупы мультиметра к клеммам аккумулятора.

    Проверка аккумулятора мультиметром: подробная инструкция

    Фото: Шаттерсток

    Замеры при неработающем двигателе

    При выключенном двигателе полностью исправный аккумулятор должен выдавать напряжение 12,5 В. Это среднее значение, которое может меняться в зависимости от ряда факторов, от температуры окружающей среды до износа аккумулятора.

    Замеры при работающем двигателе

    При работающем двигателе нормальное напряжение на клеммах аккумулятора будет находиться в пределах 13,5–14 В. Возможны как небольшие падения, так и подъемы с кратковременными отклонениями за пределы указанных значений, но средние значения должны быть одинаковыми. Это косвенно указывает как на исправность аккумулятора (но не всегда – требуются дополнительные измерения, о которых говорилось выше), так и на нормальную работу генератора.

    Читайте также:  Череда премьер Stellantis: теперь обновлённые пассажирские Opel Combo Life и Zafira Life

    Как проверить плотность электролита в аккумуляторе мультиметром

    В Интернете часто можно встретить инструкции по измерению плотности электролита аккумулятора обычным мультиметром. Однако этот метод измерения неверен и не даст достоверного результата. Дело в том, что плотность – физически осязаемая величина, в отличие от напряжения, сопротивления или тока. Поэтому невозможно измерить плотность жидкости бытовым мультиметром, предназначенным для работы с электричеством. Для измерения плотности электролита используется специальный поплавковый прибор – ареометр. Он очень дешев и продается практически в каждом магазине автозапчастей.

    Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора мультиметром

    Как и в случае с плотностью электролита, правильно измерить внутреннее сопротивление аккумулятора, подключив к клеммам домашний мультиметр, не получится. Для таких измерений необходимо сначала рассчитать и подключить дополнительные резисторы по определенной схеме, затем выполнить серию из нескольких измерений с последующим расчетом результата по формуле. Учитывая, что внутреннее сопротивление зависит от множества дополнительных факторов (температура, уровень заряда), мы не будем приводить эту процедуру в рамках данной статьи из-за сложности процесса.

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий