История первого автомобиля: фото, подробности, даты
29 января автолюбители всего мира отмечают «день рождения автомобиля». Каким он был и почему именно моторизованная карета Карла Бенца заслужила это почетное звание, хотя были и другие кандидаты
Фото: Мерседес-Бенц
Любители истории автомобилестроения до сих пор спорят о титуле первенца, родившегося с двигателем внутреннего сгорания. Ведь наряду с трехколесным велосипедом (а первым автомобилем в мире был трехколесный велосипед) Карла Бенца почти одновременно миру была представлена очень похожая по конструкции коляска Готлиба Даймлера. Но весь фокус в том, что Daimler рассматривал свой образец исключительно как демонстрационный стенд. В то время как Бенц всерьез планировал продать свое творение. И, кстати, в конце концов ему это удалось. Поэтому первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается автомобиль Карла Бенца — Benz Patent-Motorwagen.
Первый автомобиль в мире — Benz Patent-Motorwagen
Название буквально переводится как «Запатентованный автомобиль Бенца». И, как ни странно, трехколесная повозка модели почти 140-летней давности во многом была достаточно близка к современному автомобилю. Судите сами.
Карл Фридрих Бенц управлял своим первым трехколесным автомобилем в 1885 году на параде Allgemeine Schnauferl Club в Мюнхене в 1925 году (Фото: Scherl/Global Look Press)
«Под капотом» (а фактически непосредственно за водителем) устанавливался одноцилиндровый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания объемом один литр мощностью около одной лошадиной силы. Его питание осуществлялось примитивным испарительным карбюратором, в котором бензин выпаривался из мокрой тряпки для приготовления смеси. В конструкцию двигателя, как и любого бензинового двигателя внутреннего сгорания, входили свеча зажигания, индукционная катушка, трамблер, аккумулятор и газовый клапан в виде ручного крана. Также имелась простая система водяного охлаждения. Правда, он был открытого типа, и воду приходилось постоянно доливать. Система смазки также была не слишком сложной: резервуар, по каплям добавлявший масло в несколько наиболее важных трущихся деталей. Регистрация операции — ремень.
Крутящий момент от двигателя передавался на задние колеса посредством сложной системы шкивов, шестерен и ремней. Еще была коническая главная передача (без дифференциала), рядом располагался тормозной барабан, а также полуоси и примитивная подвеска на двойных полуэллиптических рессорах. Переднее колесо не имело подвески. Роль сцепления в автомобиле выполнял простой двухпозиционный переключатель, а огромный горизонтальный маховик служил еще и ручным стартером. На Benz Patent-Motorwagen не было ни генератора, ни коробки передач. О топливном насосе также не было и речи: топливо подавалось самотеком из бака, располагавшегося над силовым агрегатом.
Фактически, Benz Patent-Motorwagen был первым автомобилем с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, который был обнародован. Но когда мы говорим об изобретении Бенца, нельзя не упомянуть главного конкурента – Daimler Motorkutsche («Моторизованная карета Даймлера»). Эта конструкция, очень похожая на Motorwagen, вышла буквально через год и также претендовала на лавры революционной новинки. Однако Motorkutsche представлял собой демонстрационный стенд для рекламы самого двигателя, а не готового продукта с целью коммерческого производства.
Берта Бенц, жена изобретателя автомобилей Карла Бенца, в сопровождении своих сыновей Ойгена и Рихарда, отправилась в первое в истории автомобилестроения путешествие на дальние расстояния (Фото: Mercedes-Benz)
Кто изобрел автомобиль: история создания
Как следует из названия, главным и единственным конструктором Benz Motorwagen был Карл Бенц родом из Германии. Все началось с того, что он основал небольшую велосипедную мастерскую. Однако мускулистого усилия педали изобретателю оказалось недостаточно, и он начал работать над созданием двигателя внутреннего сгорания, который можно было бы установить практически на любой тип колесных шасси.
Важно отметить, что известный сегодня двигатель с классическим циклом сгорания не был изобретен Бенцем. Основоположником бензиновых двигателей внутреннего сгорания был Николаус Отто, получивший патент на свое изобретение еще в 1866 году. И именно правовые ограничения не позволяли Бенцу публично заявить о своем новом продукте до 1878 года. Тогда, буквально в день получения патента Отто истек, 31 декабря, был зарегистрирован новый патент, уже на имя Бенца. Вообще, права на громкие изобретения всегда были непростыми, и среди исследователей регулярно возникают споры о том, кого считать пионером в той или иной области.
Карл Фридрих Бенц управлял своим первым трехколесным автомобилем в 1885 году (Фото: Шерл/Global Look Press)
От первых испытательных образцов двигателей до постройки опытного образца прошло несколько лет. К 1885 году ходовая модель была готова, а в 1886 году Карл Бенц получил свой основной патент под номером 37435 — на сам автомобиль Benz Patent-Motorwagen. А в 1888 году покупателю стал предлагаться первый в мире автомобиль. Этот же год можно считать и днем рождения первой автомобильной рекламы. Когда жена изобретателя и ее сыновья совершили показательный променад на самоходной повозке между двумя немецкими городами.
Как выглядел первый автомобиль: фото и описание
Benz Patent-Motorwagen (Фото: Mercedes-Benz)
Несмотря на множество сходств с современными автомобилями с точки зрения общей технической концепции, Benz Patent-Motorwagen внешне больше напоминал большой трехколесный велосипед. Ну или открытая конная повозка без одного колеса. Ведь основой всего была пространственная рама наподобие рамы велосипеда. Позже Бенц открыто признался, что макет и многие детали для своей идеи он взял от саней-повозок, и испытания двигателя проводились на таком же простом оборудовании. Что вполне логично: другой крупной колесной техники тогда, по сути, не существовало.
К раме крепилось широкое трехместное сиденье с подставкой для ног, за ним располагался мотоблок с системой передачи крутящего момента на колеса и простой зависимой подвеской. Переднее колесо не имело упругих элементов и по сути представляло собой обычную велосипедную вилку. В системе поворота использовалась лишь пара конических шестерен и промежуточная тяга между валом рычага управления в «салоне» и вилкой, крепящей колесо к раме. Все три колеса были многоспицевыми, как на велосипеде, а в качестве покрышки использовалось цельное резиновое кольцо.
Benz Patent-Motorwagen (Фото: Mercedes-Benz)
Первый автомобиль в России
Что касается нашей страны, то по одной из версий (она считается самой важной) первый автомобиль появился в России в 1891 году. Это был Панар-Левассор, привезенный из Франции. Однако, согласно альтернативной интерпретации событий, российская публика увидела чудо-технику в 1895 году, и это был не Panhard, а Benz Velo. Кстати, последний представляет собой глубоко модернизированную версию упомянутого выше Benz Patent-Motorwagen и считается первым в мире серийным четырехколесным автомобилем.
Развитие автомобильной культуры в царской России подробно описано в этом материале.
• Двигатель внутреннего сгорания: что это такое и как он работает. 5 интересных фактов
• Как Генри Форд создал конвейер и правда ли, что он был первым
• Кто такой Генри Форд и как ему удалось построить автомобильную империю
- Хотите связаться со мной?