Как Генри Форд создал конвейер и правда ли, что он был первым

Как Генри Форд создал конвейер и правда ли, что он был первым Новости

1 декабря 2023 года исполняется 110 лет с тех пор, как на заводе Ford в Хайленд-Парке заработала первая в мире движущаяся линия сборки автомобильных компонентов. Именно эта технология сделала автомобиль массовым продуктом

Как Генри Форд создал конвейер и правда ли, что он был первым

Фото: Ford Motor Company

  • Что это
  • Кто изобрел
  • История
  • Дизайн

Что такое конвейер

Конвейер – конвейер, предназначенный для непрерывной подачи товаров или деталей. Сборочная линия разделена на участки-прутки, где детали последовательно собираются в более крупные блоки, из которых получают конечный продукт.

Кто придумал конвейер

Перевозчик имеет богатую историю:

  • Устройства конвейерного типа использовались в Древнем Египте, Месопотамии, Китае и Индии для непрерывной подачи воды
  • Конвейерные ленты систематически использовались для перемещения сыпучих грузов с конца 18 века
  • В 1868 году в Великобритании для придания прочности конвейерным лентам их стали делать из прорезиненной ткани
  • Четверть века спустя там появился подвесной конвейер с тележками, оснащенными удерживающими устройствами, которые двигались по закрытому подвесному монорельсу
  • В автомобильной промышленности сборочную линию впервые применил Рэнсом Эли Олдс при производстве Oldsmobile Curved Dash 1901 года
  • Конвейер Генри Форда: история создания

    Как Генри Форд создал конвейер и правда ли, что он был первым

    Генри Форд перед штаб-квартирой компании, 1907 год (Фото: Ford Motor Company)

    Вряд ли Генри Форд не знал об опыте использования олдсмобильного конвейера, но, по легенде, создатель синего овального знака был впечатлен технологией, наблюдавшейся в 1903 году на скотобойнях Чикаго, где перемещали подвешенные на цепях туши между станциями для постепенной резки. Это натолкнуло Генри Форда на мысль разбить процесс сборки агрегатов на отдельные простые операции, выполнение которых требовало минимальной квалификации. Это обеспечило резкий рост производительности труда и снижение себестоимости конечной продукции.

    Читайте также:  Как отогреть машину зимой: советы экспертов

    Практически повсеместно принятый метод тупиковой сборки на универсальных станциях, где весь цикл необходимых операций выполнялся одной бригадой высококвалифицированных рабочих, позволял производить лишь штучные модели для высших слоев общества. Использование конвейера сделало автомобиль продуктом, доступным гораздо более широкому среднему классу.

    Конструкция первого конвейера Генри Форда

    1 декабря 1913 года на первом заводе Форда в Хайленд-Парке в Мичигане (США) впервые была введена в эксплуатацию непрерывная сборочная линия по производству автомобилей. Эта дата стала отправной точкой для развития массового производства автомобилей во всем мире.

    Фактически, Форд постепенно ввел метод конвейерного производства. Все началось несколькими годами ранее с эксперимента, когда детали разложили на полу в нужном порядке и стали натягивать веревкой раму, чтобы рабочие прикрутили к ней нужные детали. Это сразу сократило время сборки с нескольких недель до двух дней. Генри Форд видел в результатах эксперимента будущее автомобильной промышленности.

    Затем Генри Форд усовершенствовал систему конвейерной сборки автомобилей. Например, если детали Oldsmobile Curved Dash рабочие перемещали с поста на пост на специальных тележках, то на заводе Форда в Хайленд-Парке в пригороде Детройта 7 октября 1913 года начала действовать первая в мире непрерывная линия поставок автомобильных комплектующих.

    Как Генри Форд создал конвейер и правда ли, что он был первым

    В 1913 году Генри Форд представил на заводе в Хайленд-Парке первую движущуюся сборочную линию автомобилей. За 18 месяцев был достигнут потрясающий результат – постройка Модели Т заняла всего 1,5 рабочего часа. Так родилась современная автомобильная промышленность (Фото: Ford Motor Company)

    Изначально система тросов и лебедок выглядела довольно примитивно, но от этого она не стала менее эффективной. Использование конвейера для пробной сборки магнето (разновидность генератора) позволило увеличить производительность труда на одного рабочего почти в два с половиной раза. Постепенно этот метод был перенесен и на сборку других узлов автомобиля. В результате, если в 1908 году завод Форда Пикетта, на котором работало 405 рабочих, выпустил 10607 автомобилей, то в 1921 году в Хайленд-Парке было собрано 933722 автомобиля с 32679 рабочими.

    Читайте также:  Новый внедорожник Tank 700: раскрыта версия попроще, скоро в продаже

    Это существенно повлияло на цену. Так, если в 1908 году легендарная «Жестянная Лиззи», Ford Model T, стоила 850 долларов, то уже после запуска конвейера она была 550 долларов, в 1916 году — 360 долларов, а в 1926 году еще на 70 долларов дешевле. С учетом инфляции стоимость Ford Model T за несколько лет упала до сегодняшних 4,5 тысяч долларов США! Поточное производство, повышение производительности и резкое снижение стоимости автомобилей дали Форду огромное конкурентное преимущество. Если в 1908 году доля марки в США составляла 9,4%, то в 1914 году она уже составляла 48%. Началась эра массовой автомобилизации.

    В начале 1920-х годов доля Форда в мире превышала 50%. В любой стране вы можете поспорить, что следующей машиной, которая выйдет из-за поворота, будет Модель Т, и с ошеломляющей вероятностью выигрыша. Всего было произведено и продано более 15 миллионов автомобилей Ford Model T — результат, который во второй половине XX века превзошли только такие бестселлеры, как Volkswagen Beetle, Toyota Corolla и советские «Жигули».

    Как Генри Форд создал конвейер и правда ли, что он был первым

    Эдсель Форд вывозит своего отца Генри с завода Ford в Хайленд-Парке на последней когда-либо построенной модели T, 111 (Фото: Ford Motor Company)

    Еще одним последствием внедрения крупноконвейерного производства стал переход от сдельной оплаты труда к почасовой. Фактически в новых условиях от большинства рабочих уже требовалось не наличие высокой квалификации, а лишь выполнение «осевого плана». По данным Генри Форда, продолжительность обучения у 43% рабочих составляла один день, у 36% — от дня до недели, у 6% — 1-2 недели и только у 14% — от месяца до года. Процесс превращения рабочего в придаток на конвейере прекрасно изображен в фильме Чарли Чаплина «Новые времена» (1936). Осознавая влияние монотонного, сверхинтенсивного труда на рабочих, Генри Форд долгое время сопротивлялся созданию профсоюзов на своих фабриках. В качестве пряников предлагались:

    Читайте также:  Dodge Challenger завершил карьеру: с конвейера сошёл последний масл-кар SRT Demon 170
  • повышенные ставки заработной платы
  • Сокращенная (до 40 часов) рабочая неделя
  • Возможность, при наличии определенного длительного опыта, участвовать в прибыли компании
  • Такая система социально-экономических отношений в компании получила название «фордизм». Хотя сегодня этот термин в значительной степени вышел из употребления, система, созданная Генри Фордом, продолжает функционировать более чем через 100 лет после начала эпохи конвейерного производства автомобилей.

    Читайте также наш материал «Кто такой Генри Форд и как ему удалось построить автомобильную империю».

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий