Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает Новости

Все о датчиках положения заслонок: назначение, поломка, ремонт

Датчик положения дроссельной заслонки напрямую влияет на работу двигателя. Способ подтверждения

Датчик положения дроссельной заслонки (TPS): что это такое и как он работает

Фото: Шаттерсток

  • какова его ответственность
  • как это работает
  • Симптомы проблемы
  • Как проверить мультиметром
  • Часто задаваемые вопросы
  • За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки

    Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) – это датчик, измеряющий текущее открытие дроссельной заслонки и отправляющий измеренное значение в блок управления. Это один из управляющих элементов системы управления впрысковым двигателем.

    На основании (и не только) показаний датчика положения дроссельной заслонки блок управления регулирует обороты как на холостом ходу, так и под нагрузкой. TPS является «глазами» ЭБУ наряду с другими датчиками (положения коленвала, детонации, расхода воздуха и т д.) и обеспечивает обратную связь при нажатии педали газа. Во многих современных двигателях TPS также отвечает за обороты холостого хода, поскольку вместо традиционных регуляторов холостого хода используются электронные дроссели. По понятным причинам датчики положения дроссельной заслонки устанавливаются только на автомобили с электронной системой впрыска топлива.

    Как работает датчик положения дроссельной заслонки

    TPS является частью дроссельной заслонки, но его также можно заменить отдельно. Это потенциометр, соединенный с валом демпфера. При движении заслонки при управлении газом (механически — тросом или, если газ «электронный», серводвигателем), на этот же угол поворачивается и потенциометр. Соответственно изменяется сопротивление, и фактический угол, на который в данный момент открыта заслонка, передается обратно в блок управления. На основании этих данных и данных других датчиков ЭБУ корректирует смесь и контролирует скорость согласно запрограммированной программе.

    Читайте также:  Hyundai и Kia опять изобрели колесо: на сей раз с эффектом цепей противоскольжения

    Датчик положения дроссельной заслонки (TPS): что это такое и как он работает

    фото: lcard.ru

    Многие современные ДПДЗ имеют более надежные бесконтактные схемы и используют датчики Холла вместо потенциометров с резистивными дорожками.

    Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

    Как и почти во всех современных сложных неисправностях двигателя, точную причину невозможно определить без использования OBD-сканера. Однако есть два основных признака, которые могут указывать на неисправность датчика положения дроссельной заслонки.

  • плавающие обороты холостого хода.
  • Недостаточная реакция на движения педали акселератора. Двигатель может среагировать на действие поздно или, наоборот, быстро. Также для него характерна нестабильная скорость и тяга при определенных уровнях газа, особенно при типичном (среднем) положении педалей.
  • Опять же, описанные симптомы могут быть следствием других неисправностей, но они всегда возникнут, если работа ДПДЗ будет прервана.

    Проверка датчика положения дроссельной заслонки мультиметром

    Метод индивидуальной проверки ДПДЗ с помощью мультиметра подходит не для всех моделей, но в обычных случаях возможен и дает весьма четкий диагностический результат. Алгоритм работы следующий.

    Способ 1 — по напряжению

  • Установите мультиметр в режим измерения напряжения постоянного тока с пределом 20 Вольт.
  • Выключите зажигание.
  • Отсоедините разъем, снимите датчик и проверьте его контакты. Классический 3-контактный TPS имеет положительные, отрицательные и сигнальные клеммы. Обозначение может присутствовать на самом датчике или на проводке счетчика к датчику. Часто это «А», «В» и «С» соответственно.
  • Подсоедините провод к сигнальной клемме «С» на чипе и снова вставьте чип в датчик (так, чтобы провод остался снаружи).
  • Подсоедините положительный щуп мультиметра к проводу, отсоединенному от сигнальных контактов, а отрицательный щуп к «массе» автомобиля (находящейся рядом металлической детали).
  • Включите зажигание и вручную поверните дроссельную заслонку, если привод тросовый. Если дроссельная заслонка электронная, попросите партнера нажать на газ. Следите за показаниями вашего оборудования. Если датчик в состоянии покоя работает правильно (педаль отпущена), мультиметр должен показывать напряжение от 0,3 до 0,5 В. Максимальное значение (при полном сжатии газа) составляет от 4,5 до 5 вольт.
  • Читайте также:  Электрический минивэн Haima EX00 метит в лидеры китайского рынка такси

    Датчик положения дроссельной заслонки (TPS): что это такое и как он работает

    Фото: Шаттерсток

    В данном случае важны не только крайние значения, но и плавное увеличение напряжения по мере нажатия на газ. Изменение напряжения должно происходить плавно и равномерно, точно соответствуя движениям педали. Если начальное или конечное напряжение существенно отличается от напряжений, перечисленных выше, и наблюдаются скачки напряжения, не соответствующие движению педали, возможно, ДПДЗ неисправен. Самым идеальным вариантом было бы выполнить эту проверку с помощью аналогового (стрелочного) вольтметра для максимальной четкости измерений, но сегодня это встречается крайне редко.

    Если на экране всегда отображается «0», следует искать отклонение от нормы опорного напряжения на датчике (на клеммах «А» и «В» микросхемы при срабатывании всегда должно быть 5 Вольт).

    Способ 2 — по сопротивлению

    Тесты на толерантность TPS проводятся аналогичным образом. Только мультиметр переводится в режим измерения сопротивления (пределы до 20 кОм), а щупы подключаются к сигнальному и минусовому разъемам датчика, которые отсоединены от проводки. Если дроссельная заслонка имеет механический привод, вы можете оставить TPS на месте и перемещать дроссельную заслонку вручную. Если он с электрическим приводом, вам нужно будет снять датчик и повернуть его ось с помощью карандаша или чего-то подобного.

    при отпускании педали мультиметр должен показывать значение около 1-2 кОм, а при полном нажатии — около 8-10 кОм. Если на экране нет значений (всегда отображается одно), датчик неисправен. Если значение меняется постепенно, колеблется или значительно отличается от заданного предела, датчик не будет работать должным образом.

    Датчик положения дроссельной заслонки (TPS): что это такое и как он работает

    Фото: Шаттерсток

    Часто задаваемые вопросы

    Может ли автомобиль передвигаться при отказе датчика положения дроссельной заслонки?

    Да. Несмотря на важность информации от TPS, блок управления вполне способен поддерживать относительно стабильную работу двигателя и без TPS. Но, конечно, вскоре водитель почувствует побочные эффекты: снижение устойчивости на холостом ходу, ограничение скорости, провалы при разгоне, потерю мощности и т д

    Читайте также:  Дилеры предупредили о падении продаж автомобилей из-за ключевой ставки

    Трудно ли поменять ДПДЗ своими руками?

    нет. В большинстве случаев датчик дроссельной заслонки находится под капотом с прямым доступом и крепится к корпусу дроссельной заслонки парой болтов.

    Возможна ли регулировка или ремонт датчика положения дроссельной заслонки?

    В общем, нет. Конструкция и работа ДПДЗ не предполагает какого-либо вмешательства, кроме процедуры адаптации (для некоторых двигателей) с помощью OBD-сканера. На практике многие умельцы разбирают корпус с целью чистки или перенастройки потенциометра, но такие случаи выходят за рамки стандартного обсуждения функций TPS.

    Также читайте:

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий