Блокировка дифференциала: чтобы ехать увереннее и быстрее

Блокировка дифференциала: чтобы ехать увереннее и быстрее Новости

Autonews.ru рассказал, как работает блокировка дифференциала

Любой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, кроме картинга, имеет стандартный дифференциал, но наличие блокировки дифференциала говорит о повышенном внедорожном потенциале модели

Блокировка дифференциала: езда безопаснее и быстрее

Фото: Шаттерсток

  • Что это
  • Принцип
  • Добрый
  • Как включить
  • Ошибка

Что такое блокировка дифференциала

Блокировка дифференциала – это устройство, которое устраняет/смягчает основной недостаток свободного дифференциала. Последний является частью трансмиссии и позволяет колесам на ведущем мосту (осям в полном приводе) вращаться с разной скоростью при наезде на неровности или в поворотах, когда колеса движутся по траекториям разной длины. Без дифференциала(ов) в таких ситуациях ведущее колесо(а) с одной стороны будет буксовать, что отрицательно скажется на управляемости автомобиля и приведет к преждевременному износу шин.

Основной недостаток свободного дифференциала состоит в том, что при пробуксовке одного из ведущих колес (или обоих на общей оси в автомобилях с полным приводом) такой дифференциал направляет на него основную мощность (крутящий момент) от ДВС их, в результате чего автомобиль теряет способность двигаться или недостаточно активно разгоняется на выходе из поворота, когда ведущее колесо(а) с одной стороны из-за крена разгружается и начинает буксовать.

включение блокировки дифференциала создает жесткое соединение между ведущими колесами/осями, что позволяет эффективно реализовывать мощность, передаваемую от двигателя. Это может быть полезно, когда:

  • Преодолейте сложный участок местности.
  • На скользкой дороге при заносе.
  • При активном стиле вождения по извилистым дорогам.
  • Для чего нужна блокировка дифференциала

    Чтобы заблокировать дифференциал, необходимо сделать одно из двух:

  • Подсоедините корпус дифференциала к одному из приводных валов коробки передач.
  • Ограничьте вращение сателлитов, которые являются составными частями дифференциала.
  • Блокировка дифференциала: езда безопаснее и быстрее

    Фото: Шаттерсток

    Виды блокировок дифференциала

    Степень блокировки

    По степени блокировки различают две группы дифференциалов:

  • Они обеспечивают полную блокировку дифференциала с возможностью передачи всей мощности от ДВС на колесо, сохраняющее сцепление с поверхностью. Замки этого типа активируются как вручную, так и автоматически.
  • Они обеспечивают частичную блокировку дифференциала и позволяют автомобилю двигаться до тех пор, пока разница сцепления колес с поверхностью не превысит определенный предел. Такие замки активируются только автоматически.
  • Читайте также:  Сбер предложил внедрить в Lada свои разработки на основе ИИ

    Степень блокировки демонстрирует соответствующий коэффициент, выражающий соотношение силы на колесе, удерживающей контакт с поверхностью, и силы на скользящем колесе. Для симметричного свободного дифференциала коэффициент блокировки равен единице, т.е крутящий момент на колесах на оси всегда делится поровну. Ставка возникает только тогда, когда что-то используется. Нет прикладного объекта, нет усилий. Если одно из колес буксует/болтается, крутящий момент на нем стремится к нулю или равен ему, что автоматически существенно снижает/обнуляет мощность на другом колесе. Блокировка позволяет нарушить эту симметрию. Чем выше коэффициент блокировки, тем больше мощности передается на колесо, сохраняющее тягу, и тем лучше автомобиль справляется с заносом.

    Блокировка дифференциала: езда безопаснее и быстрее

    Фото: Шаттерсток

    Способы реализации блокировки дифференциала

    Блокировка дифференциала реализуется двумя основными способами:

  • Использование специализированных устройств разных типов. Такие дифференциалы используются как в качестве поперечных межколёсных дифференциалов, особенно на одноприводных «заряженных» хэтчбеках (VW Golf GTI), так и в качестве межосевых на настоящих внедорожниках (Mercedes-Benz Gelandewagen).
  • Как функция системы контроля тяги автомобиля. По сигналу датчиков тормоза автоматически включают пробуксовывающее колесо(а), в результате чего усилие от него(ий) перенаправляется на колесо(а) с лучшим сцеплением. В этом случае принято говорить об электронной имитации блокировки межколесного дифференциала. Эффективность во многом определяется степенью сложности программного обеспечения блока управления тягой и состоянием тормозных механизмов автомобиля. Данная функция PBS реализована на многих современных внедорожниках, в том числе на одноприводных кроссоверах, таких как Peugeot 5008.
  • Виды специализированных устройств блокировки дифференциала

    Имеется большой выбор специализированных блокировок дифференциалов. По способу активации выделяют две группы:

  • Дифференциалы с принудительной блокировкой, которая активируется водителем. Они оснащены приводным узлом (вакуумным, гидравлическим, механическим, пневматическим, электрическим, электромагнитным) исполнительного механизма, которым обычно является кулачковая муфта, обеспечивающая жесткое соединение корпуса дифференциала с одним из приводных валов трансмиссии, за счет чего достигается полная блокировка. Такие дифференциалы характерны для настоящих внедорожников, таких как Jeep Wrangler Rubicon.
  • Самоблокирующиеся дифференциалы или дифференциалы повышенного трения (LSD). Они работают автоматически, но обеспечивают лишь частичную блокировку. Коэффициент блокировки обычно не превышает 5. Это означает, что колесо с лучшим сцеплением может достичь в пять раз большего крутящего момента, чем колесо, которое скользит. В особо сложных условиях этого может быть недостаточно. LSD широко используются как на обычных легковых автомобилях, так и на кроссоверах/внедорожниках.
  • Читайте также:  «Москвич» раскрыл количество произведенных и проданных автомобилей

    Блокировка дифференциала: езда безопаснее и быстрее

    Фото: Шаттерсток

    По принципу действия и конструкции LSD делятся на две группы:

  • Они срабатывают из-за разницы скоростей вращения приводных валов трансмиссии. Для выравнивания скоростей используются пакеты сжимаемых фрикционных дисков, одна часть которых соединена с корпусом дифференциала, а другая — с приводным валом. В зависимости от конструкции такие ЗПУ различаются по характеристикам. Самой медленной является вискомуфта, которую можно использовать как самостоятельно, так и для блокировки шестерен обычного дифференциала. Самыми быстрыми являются агрегаты с электрическим приводом сжатия дисков (например, Range Rover Evoque второго поколения).
  • Они срабатывают из-за разницы крутящего момента на ведущих колесах, которая возникает при пробуксовке. Блокировка осуществляется посредством набора червячных (винтовых) шестерен, которые имеют возможность вращать другие шестерни дифференциала, но не могут вращаться сами под воздействием последних. Самыми известными представителями таких ЛСД являются отличия от семейств Торсен и Куайф. Главным преимуществом таких устройств является их скорость.
  • Как включить блокировку дифференциала

    На автомобилях, где используется самоблокирующийся дифференциал, последний автоматически блокируется при пробуксовке. Принудительная блокировка активируется водителем с помощью рычага или кнопки, которая обычно расположена на напольной консоли между первым рядом сидений. Точное расположение этих органов управления коробкой передач указано в руководстве пользователя вашего автомобиля. Во избежание рывков в коробке передач и ее повреждения рекомендуется включать принудительную блокировку после полной остановки.

    Блокировка дифференциала: езда безопаснее и быстрее

    Фото: Шаттерсток

    Недостатки систем блокировки дифференциала

    Вам необходимо знать, как использовать различные типы блокировки дифференциалов. В противном случае эти устройства могут оказаться бесполезными и даже вредными, что приведет к дорогостоящему ремонту.

    Слова Вадима Стрельбицкого, директора ремонтно-механического департамента компании «Авилон КИА»:

    «Если автомобиль движется по твердому дорожному покрытию, например асфальту, принудительная блокировка может вызвать занос в поворотах, что вызывает ускоренный износ шин, а также создает повышенную нагрузку на коробку передач. Также нежелательно использовать этот тип блокировки в поворотах, потому что маневренность автомобиля с полностью заблокированным дифференциалом заметно снижается. В любом случае ехать следует на небольшой скорости, чтобы избежать повреждения коробки передач, быстрого износа шин и потери управления. Если пренебречь этими правилами, может потребоваться довольно дорогостоящий ремонт. В основном это связано как со сложностью самих дифференциалов с принудительной блокировкой, так и с необходимостью использования обслуживающим персоналом узкоспециализированного инструмента.

    Читайте также:  BMW i5 и 5 series Touring нового поколения: пятидверка подросла в габаритах и сменила имидж

    Если говорить о дисковых ЛСД, то такой тип блокировки может потерять свою эффективность из-за перегрева при большой нагрузке, например, при езде по глубокому снегу или песку. Кроме того, дисковые ЛСД требуют более тщательного обслуживания по сравнению с другими типами блокируемых дифференциалов.

    В свою очередь, червячные ЛСД при движении по скользкой дороге могут не обеспечить тот уровень блокировки, который будет бороться с пробуксовкой. Также следует отметить, что такие ЛСД будет недешево заменить из-за нормального износа или повреждения, поскольку дифференциалы повышенного трения червячного типа являются прецизионными узлами.

    Что касается имитации блокировки с помощью антипробуксовочной системы, то эта функция не всегда эффективна в очень сложных условиях, например, когда тормоза забиты грязью».

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий