Autonews.ru рассказал, как работает блокировка дифференциала
Любой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, кроме картинга, имеет стандартный дифференциал, но наличие блокировки дифференциала говорит о повышенном внедорожном потенциале модели
Фото: Шаттерсток
- Что это
- Принцип
- Добрый
- Как включить
- Ошибка
- Что такое блокировка дифференциала
- Для чего нужна блокировка дифференциала
- Виды блокировок дифференциала
- Степень блокировки
- Способы реализации блокировки дифференциала
- Виды специализированных устройств блокировки дифференциала
- По принципу действия и конструкции LSD делятся на две группы:
- Как включить блокировку дифференциала
- Недостатки систем блокировки дифференциала
Что такое блокировка дифференциала
Блокировка дифференциала – это устройство, которое устраняет/смягчает основной недостаток свободного дифференциала. Последний является частью трансмиссии и позволяет колесам на ведущем мосту (осям в полном приводе) вращаться с разной скоростью при наезде на неровности или в поворотах, когда колеса движутся по траекториям разной длины. Без дифференциала(ов) в таких ситуациях ведущее колесо(а) с одной стороны будет буксовать, что отрицательно скажется на управляемости автомобиля и приведет к преждевременному износу шин.
Основной недостаток свободного дифференциала состоит в том, что при пробуксовке одного из ведущих колес (или обоих на общей оси в автомобилях с полным приводом) такой дифференциал направляет на него основную мощность (крутящий момент) от ДВС их, в результате чего автомобиль теряет способность двигаться или недостаточно активно разгоняется на выходе из поворота, когда ведущее колесо(а) с одной стороны из-за крена разгружается и начинает буксовать.
включение блокировки дифференциала создает жесткое соединение между ведущими колесами/осями, что позволяет эффективно реализовывать мощность, передаваемую от двигателя. Это может быть полезно, когда:
Для чего нужна блокировка дифференциала
Чтобы заблокировать дифференциал, необходимо сделать одно из двух:
Фото: Шаттерсток
Виды блокировок дифференциала
Степень блокировки
По степени блокировки различают две группы дифференциалов:
Степень блокировки демонстрирует соответствующий коэффициент, выражающий соотношение силы на колесе, удерживающей контакт с поверхностью, и силы на скользящем колесе. Для симметричного свободного дифференциала коэффициент блокировки равен единице, т.е крутящий момент на колесах на оси всегда делится поровну. Ставка возникает только тогда, когда что-то используется. Нет прикладного объекта, нет усилий. Если одно из колес буксует/болтается, крутящий момент на нем стремится к нулю или равен ему, что автоматически существенно снижает/обнуляет мощность на другом колесе. Блокировка позволяет нарушить эту симметрию. Чем выше коэффициент блокировки, тем больше мощности передается на колесо, сохраняющее тягу, и тем лучше автомобиль справляется с заносом.
Фото: Шаттерсток
Способы реализации блокировки дифференциала
Блокировка дифференциала реализуется двумя основными способами:
Виды специализированных устройств блокировки дифференциала
Имеется большой выбор специализированных блокировок дифференциалов. По способу активации выделяют две группы:
Фото: Шаттерсток
По принципу действия и конструкции LSD делятся на две группы:
Как включить блокировку дифференциала
На автомобилях, где используется самоблокирующийся дифференциал, последний автоматически блокируется при пробуксовке. Принудительная блокировка активируется водителем с помощью рычага или кнопки, которая обычно расположена на напольной консоли между первым рядом сидений. Точное расположение этих органов управления коробкой передач указано в руководстве пользователя вашего автомобиля. Во избежание рывков в коробке передач и ее повреждения рекомендуется включать принудительную блокировку после полной остановки.
Фото: Шаттерсток
Недостатки систем блокировки дифференциала
Вам необходимо знать, как использовать различные типы блокировки дифференциалов. В противном случае эти устройства могут оказаться бесполезными и даже вредными, что приведет к дорогостоящему ремонту.
Слова Вадима Стрельбицкого, директора ремонтно-механического департамента компании «Авилон КИА»:
«Если автомобиль движется по твердому дорожному покрытию, например асфальту, принудительная блокировка может вызвать занос в поворотах, что вызывает ускоренный износ шин, а также создает повышенную нагрузку на коробку передач. Также нежелательно использовать этот тип блокировки в поворотах, потому что маневренность автомобиля с полностью заблокированным дифференциалом заметно снижается. В любом случае ехать следует на небольшой скорости, чтобы избежать повреждения коробки передач, быстрого износа шин и потери управления. Если пренебречь этими правилами, может потребоваться довольно дорогостоящий ремонт. В основном это связано как со сложностью самих дифференциалов с принудительной блокировкой, так и с необходимостью использования обслуживающим персоналом узкоспециализированного инструмента.
Если говорить о дисковых ЛСД, то такой тип блокировки может потерять свою эффективность из-за перегрева при большой нагрузке, например, при езде по глубокому снегу или песку. Кроме того, дисковые ЛСД требуют более тщательного обслуживания по сравнению с другими типами блокируемых дифференциалов.
В свою очередь, червячные ЛСД при движении по скользкой дороге могут не обеспечить тот уровень блокировки, который будет бороться с пробуксовкой. Также следует отметить, что такие ЛСД будет недешево заменить из-за нормального износа или повреждения, поскольку дифференциалы повышенного трения червячного типа являются прецизионными узлами.
Что касается имитации блокировки с помощью антипробуксовочной системы, то эта функция не всегда эффективна в очень сложных условиях, например, когда тормоза забиты грязью».
- Хотите связаться со мной?