Автовоины, автоработники — это краткий словесный портрет легкого вездехода ГАЗ-67. Как появилась эта легендарная модель и чем она запомнилась?
фото: auto.ru
- Что это
- устройство
- Спецификация
История ГАЗ-67
ГАЗ-67 — советский полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости с открытым кузовом с вырезами вместо дверей. Модель Горьковского автозавода представляла собой серьёзную модернизацию автомобиля ГАЗ-64 (1941-1943 гг.), который выпускался серийно с 1943 по 1953 год и считается первым «Джипом» СССР».
Во время Великой Отечественной войны ГАЗ-67 и его модификация ГАЗ-67Б поставлялись в армию и использовались для:
После войны ГАЗ-67 использовался следующим образом:
За время Великой Отечественной войны было выпущено 4851 ГАЗ-67, а общий тираж модели за 10 лет производства составил 92843 единицы.
Появление ГАЗ-67 обусловлено основными конструктивными недостатками его предшественника ГАЗ-64. Это означало, что гусеницы были узкими, что не только делало машину более склонной к опрокидыванию, но и делало невозможным движение по колеям, по которым она перекатилась. Перевозка грузовым автомобилем по грязным дорогам или во время снегопада. В свою очередь, ГАЗ-64, спроектированный и изготовленный менее чем за два месяца в начале 1941 года, получил такую неприятную особенность, как «заказ». По легенде, начальник ИП ГБТУ РККА генерал-майор Чагунов запросил размеры и габаритную длину гусениц легкого вездехода Bantam BRC40, нового Американское изделие также предназначалось для авиационных целей. Поэтому его пришлось поместить в грузовой отсек транспортного самолета Дуглас ДС-3 (в СССР выпускалась лицензионная и усовершенствованная версия Ли-2). Кроме того, в технических характеристиках указана полезная нагрузка 400 кг и запас хода до вывода из эксплуатации 5000 км, что весьма серьезно для «недолговечной» военной техники.
Конструкторскую группу ГАЗ, работающую над проектом легкого вездехода, возглавил Виталий Андреевич Грачев. Под его руководством позже будет создан ГАЗ-67. Главным конструктором модели был Григорий Моисеевич Вассерман, а за общую компоновку последней версии отвечал Федор Алексеевич Репендин. В состав группы входил также инженер В.В. Баников. А. Л. Иванов, Ю. М. Немцов и инженер А. Г. Кузин. Всего с августа 1941 по апрель 1943 года было выпущено 672 автомобиля ГАЗ-64. Этот автомобиль оказался действительно универсальным и не имел себе равных среди образцов советской автомобильной техники по проходимости. Однако в реальных прифронтовых ситуациях необходимость расширения колеи стала еще более очевидной.
ГАЗ-67 (Фото: avtoclassika.com)
26 сентября 1942 года был утвержден план коренной модернизации ГАЗ-64, а его реализация началась 15 февраля 1943 года. Первый ГАЗ-67 сошел с конвейера 23 сентября 1943 года, а к осени 1944 года был выпущен вариант ГАЗ-67Б, который пользовался наибольшей популярностью.
После окончания войны модель несколько раз модернизировалась:
Дальнейшая модернизация ГАЗ-67Б была официально прекращена в связи с разработкой модели на замену – ГАЗ-69. Однако модификации «демобилизованных» вездеходов осуществлялись авторемонтными предприятиями и частниками. Чаще:
На шасси ГАЗ-67Б были изготовлены:
Военный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67 Горьковского автозавода (Фото: Владимир Войтенко/Фотохроника ТАСС)
Кроме того, во время войны выпускался более дешевый опытный вариант ГАЗ-67В с приводом только на заднюю ось.
ГАЗ-67 имеет довольно много названий, в том числе «Козёл» из-за его прыгучести, особенно в незагруженном состоянии, «Блошиный воин» из-за компактных размеров, ХБВ (хочу быть «Виллисом»), «Иван Виллис» и т д. Ему дали прозвище».
Устройство ГАЗ-67
Использование уже освоенных при производстве других моделей ГАЗ комплектующих помогло спроектировать и изготовить ГАЗ-64 в невероятно короткие сроки:
Фактически оригинальными элементами конструкции ГАЗ-64 являются:
Стальной кузов ГАЗ-67 устанавливался на раме с закрытыми лонжеронами. Двигатель, механическая коробка передач и раздаточная коробка расположены в передней части автомобиля. Привод на заднюю ось осуществляется с помощью карданного вала. Передний мост подключался водителем при помощи рычага. Подвеска всех колес опирается на пружины. На передних крыльях и по бокам задних сидений располагались четыре небольших ящика для перевозки большого количества инструментов. Шины с разрезными грунтозацепами «елочкой» в размерах 6,50–16. (Фото: modelist-konstruktor.com)
В ходе значительной модернизации, приведшей к появлению ГАЗ-67, среди прочего были проведены следующие работы:
Еще один специфический элемент обусловил его появление. У ГАЗ-67 погнулся деревянный обод рулевого колеса после того, как немцы разбомбили завод по производству карболита — твердого термостойкого пластика.
Версии индекса «Б» различаются:
Автомобиль ГАЗ-67 преодолевает водную преграду (Фото: Владимир Войтенко/Фотохроника ТАСС)
Стоит упомянуть особенности полноприводной трансмиссии ГАЗ-64 и ГАЗ-67/67Б. Для упрощения конструкции и снижения себестоимости производства вездеход оснастили одноступенчатой раздаточной коробкой. Помимо отличной внедорожной геометрии и «зубчатых» шин производства Ярославского шинного завода, высокую проходимость обеспечивала очень тяговитая первая ступень модели Ford MKP4 1927 года, хорошо выдержанная. На ГАЗе. Передаточное число 6,4 позволяло мне преодолевать крутые подъемы с инструментами и большим прицепом, а также преодолевать грязь и сугробы. Для снижения нагрузки на заднюю ось первая и задняя передачи МКП4 включались только при включении передней оси.
Технические характеристики ГАЗ-67Б
длина, мм 3350 Ширина, мм 1685 Высота, мм 1700 Колесная база, мм 2100 Колея передняя, мм 1446 Колея задняя, мм 1446 Клиренс, мм 227 Конструкция шасси рама Тип подвески зависимая рессорная Масса, кг 1320 Сиденья в кабине 4 привода Тип Съемная полная грузоподъемность, кг 450 Буксировочная масса, кг 1200 Тип двигателя Бензин Карбюраторный 4 цилиндра Объем двигателя, л 3,3 Мощность двигателя, л.с. 54 Коробка передач 4-ступенчатая механическая без синхронизатора Расход топлива, л/100 км 13,2 ((минимум по трассе) мощность из двух бензобаков, л 70 запас хода, км 500 (максимум по шоссе) максимальная скорость, км/ч 88 преодолеваемый подъем, ° 38 глубина преодолеваемого брода, м 0,55 (спецподготовка 0,8)
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?