Устройство генератора автомобиля: как работает и для чего нужен

Устройство генератора автомобиля: как работает и для чего нужен Новости

Autonews.ru рассказывает, как работает автомобильный генератор

Современные автомобили оснащены множеством устройств и систем, потребляющих электроэнергию. Какое устройство производит запуск двигателя внутреннего сгорания?

Проектирование автомобильного генератора: как он работает и зачем он нужен

Фото: Шаттерсток

  • Что это
  • функция
  • виды
  • дизайн
  • Принцип работы
  • Симптомы проблемы
  • Часто задаваемые вопросы

Что такое генератор

Генератор — это устройство, которое использует приводной ремень для преобразования механической энергии, передаваемой от двигателя внутреннего сгорания, в электрическую энергию и используется во многих системах транспортных средств. Генератор размещен под капотом автомобиля как можно ближе к двигателю внутреннего сгорания, чтобы уменьшить потери энергии, передаваемой от двигателя внутреннего сгорания. Конкретное место установки зависит от модели автомобиля. Во внедорожниках генератор обычно располагается выше, чем в традиционных автомобилях, чтобы минимизировать риск попадания воды в оборудование при игре в воде.

Для чего нужен генератор

При включении двигателя внутреннего сгорания генератор начинает вырабатывать электроэнергию для следующих целей:

  • электронный блок управления;
  • светотехник;
  • Усилитель руля (если электрогидравлический или электрический;
  • электромеханический стояночный тормоз (при наличии);
  • мультимедийные системы;
  • другие устройства;
  • зарядить аккумулятор;
  • Самовозбуждение генератора (процесс, при котором обмотка возбуждения начинает «питаться» от самого генератора).
  • В автомобилях, оснащенных гибридной силовой установкой, роль стартера зачастую выполняет генератор. В этом случае принято говорить о стартёрах-генераторах.

    Виды автомобильных генераторов

    Существует два основных типа генераторов:

    Генератор постоянного тока

    До 1960-х годов автомобили оборудовались генераторами, которые вырабатывали постоянный ток, необходимый бортовым потребителям электроэнергии, через переключатели, которые представляли собой чисто механические устройства. Однако такие генераторы имели низкую эффективность преобразования механической энергии в электрическую, были крупнее и тяжелее, имели большое количество механических частей и не отличались длительным сроком службы. Платеж.

    Генератор переменного тока

    В настоящее время стандартом для автомобильных генераторов является использование небольших, легких и надежных электронных преобразователей переменного/постоянного тока. Первым серийным автомобилем, оснащенным генератором переменного тока, был Plymouth 1960 года. В среднем КПД генератора составляет 60-80%.

    Из чего состоит генератор автомобиля

    Проектирование автомобильного генератора: как он работает и зачем он нужен

    фото: crank555/drive2.ru

    Читайте также:  Анонсирована обновлённая Skoda Octavia, премьера уже скоро

    Основными компонентами генератора являются:

  • ротор. Это вращающийся элемент, состоящий из двух стальных сердечников, помещенных на вал, между которыми размещена катушка возбуждения. Медные или стальные контактные кольца используются для передачи тока от регулятора напряжения к его концам.
  • статор. Это неподвижный элемент, состоящий из пластинчатого металлического сердечника с намотанной обмоткой якоря. В настоящее время легковые автомобили обычно оборудуются трехфазными синхронными генераторами с 36 сердечниками и тремя обмотками.
  • Диодный мост (блок выпрямителя). Этот блок состоит из серии силовых диодов, обычно впрессованных в гигантский радиатор для отвода тепла. Диодные мосты преобразуют переменный ток в постоянный и используются всеми бортовыми потребителями электроэнергии, включая аккумулятор для зарядки.
  • регулятор напряжения. Полупроводниковый блок, регулирующий ток в обмотках возбуждения статора таким образом, чтобы можно было поддерживать стабильное выходное напряжение независимо от количества подключенных энергопотребляющих устройств или частоты вращения ротора. Для предотвращения перезаряда и перегрева аккумуляторной батареи регулятор повышает напряжение сети автомобиля при низкой температуре наружного воздуха и, наоборот, снижает его при жаре.
  • щеточный блок. Пластиковый элемент с неподвижными подпружиненными графитовыми щетками, контактирующий с контактным кольцом на валу ротора. Щеточные сборки часто создаются в одном корпусе со стабилизатором напряжения. Даже если последний выйдет из строя или изнашиваются щетки, такая съемная конструкция избавляет от необходимости замены всего генератора.
  • пламя. Обычно он изготавливается из алюминиевого сплава и состоит из двух крышек: передней и задней. Статор прикреплен к первому статору, а диодный мост, регулятор напряжения и щеточный узел прикреплены ко второму статору. Свободное вращение ротора обеспечивается подшипниками, запрессованными в крышку корпуса.
  • Привод (шкив). Элемент, передающий механическую энергию от вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания на ротор генератора через клиновой ремень. Плавность процесса обеспечивается обгонной муфтой, установленной на шкиве.
  • Принцип работы генератора

    Проектирование автомобильного генератора: как он работает и зачем он нужен

    Фото: Шаттерсток

    Генераторы работают за счет электромагнитной индукции, подобно синхронным двигателям переменного тока. Это явление, при котором ток генерируется в замкнутом проводнике в однородном вращающемся магнитном поле. Узнать больше:

  • Работающий двигатель внутреннего сгорания передает крутящий момент через клиновой ремень на шкив генератора и его ротор;
  • Ток, протекающий через обмотки возбуждения ротора, создает постоянное магнитное поле, которое превращает ротор в своего рода вращающийся постоянный магнит, а магнитное поле создает напряжение в обмотках статора за счет электромагнитной индукции;
  • Трехфазный переменный ток, вырабатываемый в обмотках статора, преобразуется выпрямителем в постоянный ток;
  • Управляя током возбуждения ротора, регулятор поддерживает напряжение сети автомобиля на уровне 13-13,5 В летом и 14-14,5 В зимой.
  • Читайте также:  Престижный кроссовер Mazda CX-80 раскрылся досрочно

    Как понять, что генератор неисправен

    Генераторы по своей природе подвергаются постоянным нагрузкам, подвергаются воздействию высоких температур из-за непосредственной близости к двигателю внутреннего сгорания в машинном отделении и полностью изолированы от грязи, воды и противогололедных средств, выдуваемых двигателем. Это не значит дорога. Ситуация становится еще хуже при установке дополнительных энергоемких устройств, например, мощных сабвуферов. Все это становится причиной различных неисправностей:

    Выход из строя регулятора напряжения

    Неисправный регулятор может вызвать такие проблемы, как:

  • Генератор отключается от бортовой сети, после чего все потребители электроэнергии переходят на питание от аккумуляторной батареи и напряжение падает ниже 12,8 В. На это указывает красный индикатор отсутствия заряда или установленный символ проверки двигателя на приборной панели.
  • Увеличение напряжения выше 15 В приведет к перезарядке аккумулятора, что существенно сократит срок его службы. В этом случае индикаторы приборной панели не загорятся, а признаками неисправности могут быть нарушение работы электронных систем автомобиля или перегорание ламп/предохранителей.
  • Непосредственными причинами выхода из строя регулятора напряжения являются:

  • Изменение полярности при подключении аккумулятора;
  • выход из строя выпрямительного диода;
  • короткое замыкание в цепи возбуждения;
  • Разрушение щеток генератора;
  • Влага попадает в корпус генератора.
  • Проектирование автомобильного генератора: как он работает и зачем он нужен

    Фото: Шаттерсток

    Пробой диодного моста

    Данная неисправность, при которой перестает работать генератор, возникает в результате скачка напряжения. Чаще всего это происходит, когда:

  • Отключение аккумуляторной батареи от сети автомобиля при работающем двигателе;
  • «Прикуривание» с помощью подключенного провода запустит двигатель другого автомобиля с разряженным аккумулятором;
  • Не соблюдайте полярность при подключении аккумулятора.
  • Стачивание щеток или токосъемных колец

    При вращении вал ротора царапает щетки и контактные кольца, которые контактируют друг с другом. В результате генератор перестанет выдавать необходимое напряжение, что может привести к неисправности электрооборудования и недостаточному заряду аккумуляторной батареи.

    Проблемы с проводкой

    Проблемы с проводкой могут помешать генератору выполнять свои функции, например:

  • повреждение изоляции;
  • перерыв;
  • Контакты окислились или подгорели.
  • Повреждение корпуса

    Если генератор установлен очень низко, корпус может повредиться при ударе о высокий камень. В этом случае в корпус генератора начнут активно проникать влага и грязь, что быстро приведет к выходу устройства из строя. После проезда проблемного участка генератор следует визуально проверить на наличие подобных повреждений.

    Износ подшипников

    Подшипники генератора, как и все остальное, со временем изнашиваются, но сложные условия эксплуатации (частая езда по грязи, песку, переправе через реки) приводят к гораздо более быстрому износу. При ношении появляется характерный тонкий свист. Если не соблюдать осторожность, ротор генератора может заклинить.

    Читайте также:  Российские дилеры повысили цены на «Москвич», Solaris и Chery. Расчеты

    Обрыв приводного ремня

    фактически приводной ремень не является частью генератора, но без этого звена передачи устройство полностью теряет свою функциональность. Во время эксплуатации автомобиля ремень привода генератора может растягиваться и изнашиваться, в результате чего он слетает или порвется. Как правило, приводные ремни заменяются каждые 80 000 – 100 000 км.

    Проектирование автомобильного генератора: как он работает и зачем он нужен

    Фото: Шаттерсток

    Часто задаваемые вопросы о генераторе

    Какое напряжение генератор должен выдавать на автомобиле?

    При работе двигателя внутреннего сгорания на холостом ходу генератор, установленный в современных легковых автомобилях, должен вырабатывать напряжение в пределах от 13,5 до 14,7 В. Когда напряжение упадет ниже 12,8 В, аккумулятор перестанет заряжаться.

    Как проверить работает ли генератор на машине?

    Самый безопасный способ проверить генератор — с помощью мультиметра. Алгоритм:

  • Остановите двигатель и измерьте напряжение на клеммах аккумулятора. Если он работает, мультиметр должен показывать 12,7 В.
  • Запустите двигатель, выключите все потребители электроэнергии (вентилятор салона, освещение, обогреватель, мультимедийная система и т д.) и еще раз измерьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. В зависимости от модели автомобиля прибор должен показывать 13,8-14,8 В.
  • Включите максимальное количество энергопотребляющих устройств и еще раз измерьте напряжение на клеммах аккумулятора. Если мультиметр показывает значение меньше 13,8 В, генератор неисправен.
  • Как не «убить» генератор?

    При чистке моторного отсека не прикасайтесь к генератору большим количеством моющего средства или воды под давлением. Также нужно быть осторожным при движении по глубоким лужам. Влага – враг генератора. Также следует учитывать, что генераторы рассчитаны на определенную нагрузку, за пределами которой системы автомобиля не смогут получать необходимое количество мощности и могут выйти из строя. Поэтому, если вы хотите установить дополнительное электрооборудование, например, мощную аудиосистему или лебедку, обратитесь к профессионалам. Аналогичный эффект «электрического голодания» возникает при использовании старых аккумуляторов, для подзарядки которых требуется непропорционально большая часть энергии, вырабатываемой генератором.

    Также читайте:

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий