Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Новости

Что означает параметр «Октановое число» и на что он влияет

Важнейшие свойства бензинового топлива не только напрямую влияют на стоимость, но и существенно влияют на КПД двигателя

Октановое число: простыми словами объясняет суть проблемы и то, как она влияет на вас

фото: Петров Сергей/news.ru/Global Look Press

  • Что такое октановое число
  • На что влияет октановое число
  • Чем отличается 92 бензин от 95 бензина
  • Как измерить октановое число
  • Как повысить октановое число бензина
  • Как понизить октановое число бензина
  • На заправках вы не встретите термина «октановое число», но этот параметр обычно обозначается цифрами 92, 95 и 98. Важнейшие свойства бензинового топлива не только напрямую влияют на его стоимость, но и существенно. Определяет КПД двигателя. Кроме того, выбор неправильного октанового числа может привести к его разрушению за очень короткий период времени.

    Что такое октановое число

    Октановое число бензина – свойство, определяющее его взрывоустойчивость. Чем выше цифровое значение марки бензина, тем выше детонационная стойкость. Ниже мы подробно рассмотрим природу явления детонации и влияние октана.

    На что влияет октановое число

    С технической точки зрения октановое число бензина определяет характеристики поршневого двигателя, позволяющие использовать этот бензин максимально эффективно без риска взрыва. Основной (но не единственной) характеристикой двигателя является степень сжатия. Он структурно интегрирован с завода и остается неизменным. А с точки зрения владельца октановое число определяет минимально допустимую марку бензина, который можно заливать в бак. В целом отношения такие: Современные двигатели с высокой удельной мощностью и высокой степенью сжатия не допускаются к работе на низкооктановом бензине из-за опасности взрыва. То же самое верно и наоборот. Чем старше и проще двигатель, тем менее конкретен тип бензина. Поэтому старые многоцилиндровые двигатели большой мощности легко «переваривают» 80-й или даже 76-й бензин, для чего они и были созданы.

    Здесь необходимо сказать несколько слов о явлении детонации, чтобы лучше понять важность правильного выбора топлива.

    Читайте также:  Раскрыты характеристики нового российского автомобиля Atom

    Детонация – это неконтролируемое взрывное самовоспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндре. Опасность взрыва заключается в том, что при зажжении свечой смесь самовозгорается непосредственно перед началом запланированного горения. Поэтому микровзрывы, возникающие практически одновременно во многих точках цилиндра, оказывают разрушительное воздействие на детали поршневой группы двигателя. Достаточно проехать всего несколько километров с постоянными взрывами и нанести непоправимое повреждение двигателю, возможно, потребовавшее капитального ремонта. Чтобы этого не допустить, каждый автовладелец должен четко понимать, какое октановое число не следует понижать при выборе заправочной форсунки.

    Чем отличается 92 бензин от 95

    Октановое число: простыми словами объясняет суть проблемы и то, как она влияет на вас

    Фото: Светлана Возмирова/Global Look Press

    Короче говоря, это разница в антидетонационной стойкости. Марка АИ-95 предназначена для более современных, мощных двигателей с высокой степенью сжатия, чаще всего работающих на относительно высоких оборотах. В том числе и оснащенные турбонаддувом. Поэтому АИ-92 подходит для тихоходных атмосферных двигателей с низкой степенью сжатия и малой мощностью.

    Если запустить двигатель, рассчитанный на 95 бензин, на дешевом 92 бензине, то риск взрыва на высоких оборотах очень велик. Однако, вопреки распространенному мнению, «баловать» двигатель более высокооктановым топливом, в отличие от топлива, предусмотренного производителем, также не рекомендуется. Дело в том, что, помимо своих основных свойств (взрывоустойчивости), высокооктановые бензины различаются по ходу процесса сгорания. Чем выше индекс «AI» бензина, тем дольше он будет гореть при зажжении свечой. Для двигателей с высокими удельной мощностью и степенью сжатия это приемлемо, поскольку фазы газораспределения изменяются с большей скоростью. Однако для простых маломощных атмосферных двигателей использование высокооктанового топлива может иметь негативные последствия, особенно при движении в городской черте. Типичным примером является прогар клапана из-за перегрева в камере сгорания.

    Методы определения октанового числа

    В России для определения октанового числа бензина применяют два метода: автомобильный и исследовательский.

    • Двигательный метод. В специальное поршневое устройство УИТ-85 или УИТ-65 с переменной степенью сжатия заполняется проба топлива, октановое число которого необходимо измерить. Установка запускается и переходит в режим, имитирующий среднюю работу двигателя по трассе (900 об/мин, температура смеси 149 градусов). Специальные датчики фиксируют факт взрыва и сравнивают момент его возникновения с нормативами испытаний топлива. Поэтому образцу присваивается определенное октановое число.
    • метод исследования. Рабочая скорость агрегата отличается от мотора – 600 об/мин. — Температура впрыскиваемой смеси 52 градуса. Метод исследования моделирует работу среднего двигателя внутреннего сгорания в городском режиме. Как и в «загородном» режиме работы, прибор фиксирует момент взрыва в зависимости от того, какое октановое число присвоено исследуемому бензину.
    Читайте также:  Продажи флагманского кроссовера Jaecoo в России стартуют в апреле

    Следует учитывать, что октановое число топлива по наиболее часто записываемому методу исследования (АИ – «Автомобильное/Исследование») на АЗС. Например, если вы видите «А-92», топливо маркируется в соответствии с системой двигателя.

    Октановое число: простыми словами объясняет суть проблемы и то, как она влияет на вас

    фото: Петров Сергей/news.ru/Global Look Press

    Один и тот же исследуемый образец бензина всегда будет показывать разные октановые числа при использовании разных методов. Эта дельта называется «чувствительностью к топливу». В идеале этот параметр также следует учитывать при выборе АЗС, а каждая партия топлива должна сопровождаться публикуемым для каждого покупателя документом со всеми его характеристиками, то есть прилагается качественный паспорт. В действительности, как вы понимаете, этим никто не пользуется, просто смотрят на вывеску с ценником.

    Как повысить октановое число бензина

    В производстве бензина применяют два метода повышения октанового числа. Первый – внести изменения в первоначальный производственный процесс. Хоть это и технически правильно, но это дорогой и трудоемкий вариант. Второй вариант более распространен. Это метод повышения октанового числа путем добавления в низкооктановый бензин антидетонационной присадки. До сравнительно недавнего времени во всем мире для этих целей активно использовался тетраэтилсвинец – весьма опасное для человека и окружающей среды соединение. Он также был широко популярен в России, но к середине 90-х его начали повсеместно снимать с производства, а в 2003 году он был запрещен законом.

    в настоящее время тетраэтилсвинец заменен присадками на основе простых эфиров, ароматических углеводородов и спиртов. Одним из наиболее известных представителей является метил-трет-бутиловый эфир. Мало того, что это соединение на порядок менее опасно для всего живого, чем тетраэтилсвинец, оно еще и эффективнее работает в бензине. Среднее увеличение октанового числа при промышленном использовании современных присадок составляет от 10 до 12 единиц.

    Читайте также:  Седан Geely Preface наконец-то станет глобальным: ждём в России

    Кстати, в автосалонах такая продукция продается в достаточном количестве для самостоятельного использования. Обычно утверждается, что употребление одной бутылки продукта на бак увеличивает октановое число на 2–6 единиц. Однако вопросы качества и стабильности конечного продукта при использовании таких химикатов всегда остаются нерешенными. И при средних ценах мы не можем говорить об экономической целесообразности регулярного использования.

    Основным недостатком «аддитивных» методов повышения октанового числа (как промышленных, так и бытовых) является нестабильность соединения. На практике это приводит к тому, что со временем эффективность присадки снижается, и если хранить бензин длительное время, октановое число снова упадет.

    Октановое число: простыми словами объясняет суть проблемы и то, как она влияет на вас

    Фото: Светлана Возмирова/Global Look Press

    Как понизить октановое число бензина

    В настоящее время низкооктановый бензин (АИ-92 и ниже) редко применяется в серийных автомобилях. Однако владельцам старой техники часто приходится снижать антидетонационное число. Для этой цели используются два метода «вилки.

    • Антидетонационная присадка против атмосферных воздействий. Как уже говорилось выше, основным недостатком октан-повышающих присадок к топливу является быстрое испарение. Если оставить емкость с бензином открытой на несколько дней, октановое число снизится на несколько единиц. Однако окончательный результат можно определить только с помощью специального профессионального оборудования, которое не каждому по карману. Кроме того, хотя бытовые устройства для измерения октанового числа широко доступны в аптеке, средняя погрешность измерения составляет до 10 единиц, что делает их практической полезности нулевой.
    • Разбавьте бензин керосином. Этот метод еще более сомнительный. Это связано с тем, что заранее предсказать, как поведет себя образовавшаяся горючая смесь при работе в двигателе, очень сложно.

    Также читайте:

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий