При нажатии на педаль тормоза у вас обязательно возникнет очень неприятное ощущение, как будто вы падаете в какое-то пустое пространство. Теоретически это чувство можно даже не испытывать, но вместо того, чтобы впадать в крайний пессимизм, давайте разберемся, почему это может произойти и, главное, как этого избежать.
Простая механика
Для начала вспомним, что происходит при нажатии на педаль тормоза в легковом автомобиле с гидравлической тормозной системой. Происходит следующее: Водитель нажимает на педаль, и толкатель главного тормозного цилиндра по очереди нагнетает тормозную жидкость в поршни, прикрепленные к двум контурам ГТЦ (как правило, все современные главные тормозные цилиндры двухконтурные). Пропустить регулировку вакуумного усилителя. Вакуумные усилители влияют на легкость педалирования, но не на ход. Поэтому поршень ГТЦ толкает возвратную пружину и перекрывает компенсационный канал. Перепускной клапан открывается, позволяя тормозной жидкости течь через магистраль в рабочий тормозной цилиндр. Поршень движется под давлением жидкости и прижимает колодку к диску, замедляя автомобиль. При открытии перепускного клапана пространство за поршнем ГТЦ заполняется тормозной жидкостью, предотвращая попадание воздуха в гидросистему.
Когда водитель отпускает педаль, возвратная пружина возвращает поршень ГТЦ в исходное положение. Тормозная жидкость, поступившая в цилиндр в начале процесса, возвращается через перепускной клапан в бачок, установленный в верхней части ГТЦ. Разумеется, процессы, происходящие при торможении с АБС и системе стабилизации курса, опущены, но они также не влияют на величину хода педали и вызывают вибрации лишь в момент срабатывания АБС.
От чего зависит ход педали тормоза в этом механизме? Вообще говоря, он зависит всего от двух факторов. Один из них — это количество тормозной жидкости, которое необходимо прокачать, чтобы прижать колодки к тормозному диску (или барабану), а другой — насколько несжимаемой является жидкость на самом деле (т е в ней нет воды или (если присутствует воздух). Начнем с объема.
Много лишнего
Поскольку количество тормозной жидкости в системе постоянно, то, похоже, на ход педали она повлиять не может. Но это не так. Это связано с тем, что хотя общий объем гидравлической системы не изменяется, объем перекачиваемой жидкости может меняться. Самая простая ситуация — значительный износ тормозных колодок, особенно колодок барабанного тормоза, где механизм самоподведения отсутствует или неисправен. Износ колодок заднего барабанного тормоза может произойти, если колодки дискового тормоза по мере износа всегда перемещаются в сторону диска и мало влияют на изменение хода поршня (что может привести к увеличению хода педали тормоза). Есть пол. Значительно увеличивает ход педали. Чтобы прижать педаль к барабану, поршень необходимо сильно выдвинуть. Это означает, что при каждом нажатии выкачивается больше тормозной жидкости. Однако есть и хорошие новости. Колодки не изнашиваются внезапно, поэтому увеличение хода педали происходит постепенно. Если этот тревожный сигнал вовремя распознать, ничего страшного не произойдет. Достаточно заменить колодку и восстановить работоспособность механизма самоподачи. Верным признаком сильного износа колодок является то, что тормоза срабатывают только после двойного нажатия педали. Первого раза может оказаться недостаточно, чтобы прокачать всю необходимую жидкость, и только второй «насос» жидкости прижимает колодку к барабану. Но при этом педаль дальше в пол не проваливается. Если он выходит из строя, проблема, скорее всего, в главном цилиндре, а не в изношенных колодках.
Что за проблема в ГТЦ? И это, можно сказать, перекачивание тормозной жидкости туда, куда ее не нужно перекачивать. Это происходит при значительном износе манжеты (уплотнения) на поршне ГТЦ. Если педаль тормоза при нажатии вдруг легко проваливается, под автомобилем нет лужи тормозной жидкости, а уровень в бачке остался прежним, вероятно, пришло время отремонтировать главный тормозной цилиндр, тормозная жидкость просто возвращается в бачок через изношенную манжету и поршень ГТЦ не двигается. Хотя эта ситуация опасна, здесь есть и хорошие новости. Как уже говорилось, современные тормозные цилиндры не являются одноконтурными, поэтому тормоза все же сохраняют частичную функциональность. В классической двухконтурной системе каждый контур отвечает за работу исполнительного механизма, расположенного по диагонали колеса. Один для левого переднего колеса и правого заднего колеса, а другой для правого переднего и левого заднего колеса. Остановить автомобиль можно, даже если одна цепь не работает, но фактически тормозит только одно из передних колес, в результате чего автомобиль уводит в сторону и неожиданно замедляется. Нужно быть осторожным. Конечно, с такой поломкой ездить нельзя. Это не только запрещено, но и опасно.
Третья ситуация, связанная с избыточной подачей тормозной жидкости, вызвана утечкой тормозной магистрали. Здесь не нужно ничего понимать. Колеса мокрые от тормозной жидкости, а падение уровня жидкости в бачке – верный признак того, что вам необходимо отвезти эвакуатор в сервисный центр для замены тормозной жидкости тормозной шланг или тормозная трубка. Реже — рабочие тормозные цилиндры. И, конечно, не стоит игнорировать красный значок на приборной панели, восклицательный знак в кружке (иногда пишется «тормоз»). Это не только предупреждает вас о том, что стояночный тормоз включен, но и о низком уровне тормозной жидкости.
Сжимаем и тормозим
Гидравлические тормозные системы основаны на принципе несжимаемости жидкостей. До поры до времени этот принцип работает, но со временем тормозная жидкость перестает быть классической несжимаемой жидкостью. Независимо от того, насколько герметична тормозная система, воздух будет медленно проникать в тормозную систему. Если жидкости слишком много, поршень рабочего цилиндра вытолкнет не только жидкость, но и газ, который необходимо предварительно сжать. И пока он сжимается, педаль тормоза пуста. В некоторых случаях может потребоваться несколько нажатий педали, прежде чем весь воздух в старом «корпусе тормоза» сожмется и колодки прижмутся к диску.
Вторая причина заветривания, как ни странно, – вода. Тормозная жидкость гигроскопична, что снижает вероятность поглощения влаги из атмосферы. Если влажность жидкости составляет 3,5% и выше, педаль может внезапно упасть на пол. При торможении нагреваются не только колодки и диски, но и тормозная жидкость. Вода внутри может закипеть и образоваться паровая пробка. То есть газы, которые, как известно, слишком сжимаемы.
Воздух в магистралях можно удалить относительно простым методом: заменив старую тормозную жидкость и прокачав систему. Но, конечно, лучше не допускать некачественной тормозной жидкости и заменять ее профилактически.
Чтобы не провалиться
Как правило, ответственность за предотвращение отказа педали тормоза лежит на владельце. Точнее, он обязан избегать подобных ситуаций. Это не должно быть слишком сложно. Создание потенциально опасных условий на дороге не только незаконно, но и аморально.
Прежде всего, тормозные колодки необходимо своевременно заменять. Чем больше поршень суппорта растягивается из-за износа колодок, тем выше риск коррозии и нагрузки на резиновые уплотнения, что увеличивает вероятность блокировки. При замене колодок при необходимости можно также провести обслуживание суппорта.
Далее, рекомендуется хотя бы проверять тормозные магистрали после каждого технического обслуживания, особенно если вашему автомобилю больше 10 лет. К этому моменту трубки уже проржавели, а шланги старые. Рекомендуем заблаговременно заменить проржавевшие трубки. При осмотре шланга обращайте внимание на локальные дефекты в виде трещин или вздутий. В этом случае необходимо заменить шланг. Это тот случай, когда даже синяя изолента не спасет.
В-третьих, нужно помнить, что тормозная жидкость заливается не на весь срок службы автомобиля, а на два года. Если у вас есть тестер тормозной жидкости, который может измерить содержание воды в тормозной жидкости, это здорово. Однако не стоит слепо доверять этому устройству, особенно самому дешевому. Замена тормозной жидкости — не такая уж дорогая и сложная задача, которую следует откладывать до тех пор, пока вы не наткнетесь на столб.
В-четвертых, вы должны помнить, что заклинивший суппорт или неисправный ступичный подшипник могут привести к закипанию тормозной жидкости и достижению аномально высокой температуры, из-за чего педаль тормоза «откажет». В автомобиле нет мелких деталей. Практически все системы взаимосвязаны, но иногда это может показаться неочевидным. Поэтому езда с поломкой всегда опасна и может проявиться самым неожиданным образом. Лучше этого не делать.
Конечно, не стоит экономить на тормозной жидкости. Если вас беспокоит качество или оригинальность, мы рекомендуем не загружать его в нашу систему. Даже если на первый взгляд они выдерживают температуру и не закипают при обычном торможении, в критических ситуациях при экстренном торможении они могут выйти из строя и оставить машину без тормозов. Также это может стать причиной коррозии тормозного механизма и металлических элементов по всей магистрали. И конечно, это не то, чего все ждут от хороших тормозов».
- Хотите связаться со мной?