… Это часто оправдывается как преднамеренная коммерческая эксплуатация ретро-темы, как, например, в случае с Volkswagen New Beetle или Fiat 500.
В случае с легендарным Gelandewagen сюжет еще интереснее, поскольку он существовал одновременно в двух версиях — военной и гражданской. А вот история американского Hummer H2 более сложная, ведь этот полноразмерный внедорожник производился на заводе AM General и стал второй моделью в модельном ряду, дополнив «дикий» H1, который изначально был военным Hummer. Сегодня мы вспомним, почему появился этот автомобиль и какова его судьба.
Начало
В 1970-х годах американским военным потребовалось «Высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство» (HMMWV). Объявлен соответствующий конкурс, в котором приняли участие более шестидесяти производителей. Однако только три компании предоставили реальные прототипы для испытаний: Chrysler Defense, Teledyne Continental и AM General. Наиболее эффективный вариант представила компания AM General, выпустившая 11 прототипов, обозначенных как прототипы HMMWV XM998.
Hummer XM998 Прототип 1
Hummer XM998 Прототип 3
Серийные версии начали поставляться военным в 1983 году, и из-за аббревиатуры HMMWV автомобиль вскоре стали называть созвучным словом «Hummer». Это большой рамный внедорожник с независимой подвеской и полным приводом, включающим межосевой дифференциал, межколесные дифференциалы повышенного трения Torsen и колесные редукторы. Все эти механические агрегаты оснащены бензиновыми и дизельными двигателями V8 и работают в паре с автоматическими коробками передач.
При ширине более двух метров автомобиль имеет дикий, даже угрожающий вид и уникальные пропорции. Для того чтобы раскрыть потенциал внедорожной трансмиссии, дорожный просвет был спроектирован очень большим — 410 мм. Такого результата удалось добиться за счет того, что удалось разместить как можно больше компонентов трансмиссии в огромном туннеле, расположенном в центре салона. Однако из-за этого в туннеле могут разместиться только четыре человека, включая водителя, и все они теснятся по обе стороны туннеля. Вот почему автомобиль выглядит плоским и широким, но имеет большой дорожный просвет.
В 1992 году на базе военного Hummer был выпущен гражданский автомобиль, получивший название Hummer (в переводе с русского — молот или железный молот). Компания AM General приняла такое решение, поскольку военная версия очень популярна и даже интересна. Это было связано с тем, что Humvee использовался в войне в Персидском заливе, а его гражданскую версию активно лоббировал сам Арнольд Шварценеггер, который приобрел первые два H1.
Солдаты в гражданской жизни: два варианта пикапа, кабриолет и универсал
Солдаты в гражданской жизни: два варианта пикапа, кабриолет и универсал
Солдаты в гражданской жизни: два варианта пикапа, кабриолет и универсал
Солдаты в гражданской жизни: два варианта пикапа, кабриолет и универсал
Будь то поход в ресторан или поедание Биг Мака: Hummer H1 можно и нужно использовать как обычный автомобиль. Хотя это и необычно, и сложно
Будь то поход в ресторан или поедание Биг Мака: Hummer H1 можно и нужно использовать как обычный автомобиль. Хотя это и необычно, и сложно
Однако для многих потенциальных покупателей, которым понравился бы H1, он все еще слишком велик и непрактичен, особенно учитывая его снаряженную массу в три тонны, удобство управления, характерное для грузового автомобиля, и тот факт, что, несмотря на его внушительные внешние размеры, в нем всего четыре места для водителя и пассажиров.
В H1 больше места для трансмиссии, чем для пассажиров
В H1 больше места для трансмиссии, чем для пассажиров
В H1 больше места для трансмиссии, чем для пассажиров
В H1 больше места для трансмиссии, чем для пассажиров
Возможно, в гражданской жизни Hummer остался бы прежним, но в 1999 году компания General Motors приобрела права собственности на бренд Hummer. Точнее, две компании подписали контракт, результатом которого должен был стать выпуск нового внедорожника. То есть, с одной стороны, GM «наводняла» устоявшиеся бренды, такие как Oldsmobile, хотя у нее были такие выдающиеся модели, как Oldsmobile, а с другой стороны, она тратила деньги на сделки со сторонними брендами. Однако этому есть объяснение: в то время кто-то уже предлагал создать немного меньший, изначально гражданский автомобиль «похожий на Hummer». В конце концов, приобретя права на бренд у AM General, GM получит возможность извлечь выгоду из и без того весьма позитивного имиджа Hummer, что позволит выделить этот внедорожник среди конкурентов. «Как Hummer, только меньше, практичнее и дешевле» — такова общая концепция новой модели. В этом убеждена компания General Motors.
Hummer номер два
Чтобы проверить реакцию публики, дизайнеры GM подготовили концепт-кар за сравнительно короткий срок — менее чем за шесть месяцев — и представили его на Детройтском автосалоне 2000 года. С момента одобрения проекта советом директоров до его дебюта на шоу прошло всего 17 месяцев.
Его внешний вид явно напоминает уже знакомый нам первый Hummer: много прямых углов и плоских поверхностей, огромные колеса, отсутствие свесов и знакомое каждому американцу «выражение лица». Однако лобовое стекло наклонено, и кузов с коэффициентом лобового сопротивления Cx=0,57 больше не выглядит как заготовка, вырезанная из цельного куска металла.
Вклеенное стекло и хром на некоторых элементах экстерьера придают концепту несколько кричащий вид, хотя дизайн 19-дюймовых дисков и шин «тридцать пять» также придает «мультяшный» штрих внешнему виду. Самое точное прилагательное — «крутой.
Интерьер будущего H2 оформлен в коричневых тонах и имеет большую плоскую крышу с раздвижными шторами.
Под капотом находится шестилитровый двигатель Vortec V8 мощностью 345 лошадиных сил, работающий в паре с автоматической коробкой передач.
Концепт построен на платформе Chevrolet/GMC GMT800, общей с Chevrolet Tahoe и GMC Yukon. Точнее, он использует ту же трехсекционную раму, чтобы расположить его максимально близко к конвейерной ленте. Некоторые ошибочно полагают, что в случае с H2 кузов в стиле Hummer просто установлен на раму Chevrolet Tahoe. Фактически, модульная платформа GMT800 предлагает четыре варианта передней части, семь вариантов средней части и четыре варианта задней части. Таким образом, на нем можно было собрать около 40 различных конфигураций, одна из которых была выбрана как H2.
Основа внедорожника состоит из трех частей. Передняя часть представляет собой модифицированную конструкцию пикапа серии 2500, задняя часть представляет собой оригинальную силовую структуру, а задняя часть изготовлена из частей Tahoe, которые были усилены с учетом того, что общий вес автомобиля, вероятно, достигнет почти четырех тонн. Да, этот Hummer — компактный автомобиль по сравнению со своим предшественником, но по сравнению с аналогами — это полноразмерный внедорожник.
Концепт-кар Hummer H2 SUT Dirt Sport (2003)
Концепт-кар Hummer H2H (2004)
Hummer H2 Special Edition Концепт-кар (2004)
Представленный в Детройте концепт-кар попал в руки журналистов Motor Trend, которые провели на нем дорожные испытания. Им понравился прототип, потому что у него был шестилитровый бензиновый двигатель V8, поэтому он не пах дизельным топливом, как Hummer H1. Они также похвалили ярко-желтую окраску автомобиля, плавный ход прототипа и его просторный салон, которого не хватало старым Hummer. Восторженный прием автомобильной прессы и реакция публики на автосалоне подтвердили точку зрения главы GM: Hummer H2 останется с нами!
Вскоре после этого Motor Trend удалось увидеть предсерийный прототип, находящийся на испытаниях, а GM сделала это снова, просто чтобы узнать мнение журналистов о новом автомобиле. Это услышал не только он, но и читатели издания: «Начнем с того, что H2 — это то же самое, что и нынешний Hummer. Такой же большой, такой же тяжелый, такой же мощный, такой же уникальный. Но H2 также отличается от старого Hummer: он дешевле, меньше, тише, комфортнее и очень стильный».
Серийные автомобили по контракту производятся на заводе AM General в Мишаваке, штат Индиана, с 2002 года, тогда как Chevrolet Tahoe производится на заводе GM в Арлингтоне, штат Техас.
Действительно, в то время как концепт-кар имеет полностью независимую подвеску с торсионами, серийный H2 будет иметь обычные неразрезные мосты, но также будет иметь опциональную пневматическую подвеску.
Как вы могли догадаться, серийный автомобиль практически в точности повторил дизайн концепта и выглядел не просто новым, а совершенно свежим для начала 21 века. Это действительно свежий взгляд на классический военный внедорожник. H2 не выглядит шикарно, но он выглядит гораздо более цивилизованно.
Как и первый Hummer, H2 выглядит очаровательно и уморительно на любом фоне
Как и первый Hummer, H2 выглядит очаровательно и уморительно на любом фоне
Как и первый Hummer, H2 выглядит очаровательно и уморительно на любом фоне
Как и первый Hummer, H2 выглядит очаровательно и уморительно на любом фоне
Как и первый Hummer, H2 выглядит очаровательно и уморительно на любом фоне
Как и первый Hummer, H2 выглядит очаровательно и уморительно на любом фоне
Как и первый Hummer, H2 выглядит очаровательно и уморительно на любом фоне
Европейская версия почти неотличима от американской
Европейская версия почти неотличима от американской
В аксессуарах есть не только коробка, но и велосипед
Если обычный универсал из-за длинных боковых окон похож на громоздкий шкаф, то версия SUT (Sports Utility Truck), которая выпускается с 2005 года, более интересна и даже увлекательна в управлении.
Концепция 2001
Концепция 2001
Интересно: H2 SUT пытается отобрать долю рынка у Chevrolet Silverado и других Ford F-Series
Интересно: H2 SUT пытается отобрать долю рынка у Chevrolet Silverado и других Ford F-Series
Интересно: H2 SUT пытается отобрать долю рынка у Chevrolet Silverado и других Ford F-Series
Интересно: H2 SUT пытается отобрать долю рынка у Chevrolet Silverado и других Ford F-Series
Интересно: H2 SUT пытается отобрать долю рынка у Chevrolet Silverado и других Ford F-Series
Этот пикап так же хорош на бездорожье, как и обычный универсал
Этот пикап так же хорош на бездорожье, как и обычный универсал
Этот пикап так же хорош на бездорожье, как и обычный универсал
Если длинного грузового отсека недостаточно, можно воспользоваться функцией Midgate: опустите заднее стекло, сложите заднюю стенку отсека и сложите сиденья второго ряда. В этом случае возможна перевозка грузов длиной до 2,4 метра.
В кузове грузовика также имеются встроенные крепления для груза и сливные отверстия, что облегчает уборку грузового отсека. Еще одной интересной особенностью этого пикапа является система Express-All-Down, которая позволяет опустить все окна и заднее стекло Midgate одним нажатием кнопки. Также в списке опций значатся съемная запираемая грузовая платформа с правой стороны грузовика, розетка на 110 вольт и жесткий грузовой чехол для защиты груза.
Самое удивительное, что H2 сразу же полюбился рэперам и другим знаменитостям из-за его впечатляющего внешнего вида и внушительных размеров, автомобиль производил великолепное впечатление как в пробке, так и на парковке. В то же время второй Hummer не является ни подделкой, ни пародией на первый. Однако декоративные кронштейны на капоте возле воздухозаборников показались экспертам немного забавными, поскольку на оригинальном Hummer автомобиль был пристегнут к кронштейнам во время авиаперевозки.
Автомобиль был отличным автомобилем, так как под капотом находился шестилитровый V-образный «восьмицилиндровый» двигатель мощностью 325 лошадиных сил, который даже с четырехступенчатой автоматической коробкой передач 4L60E разгонял автомобиль до 100 км/ч за 11 секунд и мог разогнать автомобиль весом с грузовик до 160 км/ч.
Но, как и у первого Hummer, у H2 отсутствует централизованная система подкачки шин. Но он обладает серьезными внедорожными возможностями: с помощью переключателя на приборной панели водители H2 могут выбрать режим высокой открытости, высокой блокировки (блокировка межосевого дифференциала), низкой блокировки (блокировка межосевого дифференциала с понижающей передачей) или нейтральный режим для буксировки.
Блокировка заднего дифференциала Eaton может быть включена на пониженной передаче для преодоления серьезных препятствий и работает как на передних, так и на задних передачах. Другой переключатель на панели приборов позволяет водителю настроить систему контроля тяги для движения по дорогам с высоким сцеплением или по бездорожью с низким сцеплением, допуская пробуксовку колес в последнем случае без значительного ограничения мощности двигателя.
Валуны, гравий, реки и море — его стихии
Валуны, гравий, реки и море — его стихии
Валуны, гравий, реки и море — его стихии
Валуны, гравий, реки и море — его стихии
Валуны, гравий, реки и море — его стихии
Валуны, гравий, реки и море — его стихии
Валуны, гравий, реки и море — его стихии
Валуны, гравий, реки и море — его стихии
H1, возможно, является лучшим автомобилем в мире, когда дело касается выполнения интенсивных, глупых и, на первый взгляд, необдуманных маневров на бездорожье. «Никаких компромиссов, никакой ненужной ерунды», — подтверждает Тед Стэмп, инженер по подвеске GM, работавший над H2. «С точки зрения базовых характеристик это сверхмощная военная машина.
H1 — классический Hummer, самый дорогой и самый привлекательный. Для некоторых покупателей это единственный приемлемый вариант. Однако из-за военного происхождения H1 водителям придется потратить время на изучение его особенностей, в том числе на освоение рулевого управления и привыкание к недостаткам эргономики и компоновки.
Между тем, во время нашего путешествия по Мексике H2 вызывал у нас глубокое уважение, симпатию и даже восхищение. Вождение очень расслабляющее и спокойное, но в то же время H2 — не притворщик, это настоящий Hummer. Он с легкостью справляется с серьезными задачами на бездорожье, поражая пассажиров тем, насколько комфортно ездить по неровной местности. Для большинства людей H2 — идеальный Hummer.
Журнал «Люди и машины», август 2002 г
Интересно, что помимо Indiana в Калининграде с 2006 года выпускается Hummer H2. Внедорожник, произведенный на «Автоторе» методом отверточной сборки, отличается отсутствием второго аккумулятора, шестого сиденья в багажнике, лебедки и некоторого другого оборудования. Благодаря таким уловкам мы можем удерживать общую массу менее 3,5 тонн, что находится в пределах верхнего предела категории «легковой автомобиль» B, в то время как многие «аттосекундные» автомобили классифицируются как грузовики с соответствующими ограничениями. Кстати, в калининградской версии запасное колесо впервые вынесли из кузова и разместили на двери багажника. За время производства Hummer H2 в России было зарегистрировано около 5000 Hummer H2 и H3, около трети из которых были зарегистрированы в Москве.
Что происходит во время производства Hummer? С 2002 по 2005 год внешний вид автомобиля практически не менялся. В конце 2005 года автомобиль оснастили новыми, более удобными зеркалами с иной конструкцией корпусов. Но в конце 2007 года произошел настоящий редизайн, в ходе которого изменился дизайн решетки радиатора, бамперов, передней оптики и колесных дисков.
Внешние изменения Hummer гораздо менее значительны, чем изменения интерьера
Внешние изменения Hummer гораздо менее значительны, чем изменения интерьера
Внешние изменения Hummer гораздо менее значительны, чем изменения интерьера
Отличить автомобили проще всего по решетке радиатора: если на дорестайлинговом H2 буквы располагались непосредственно на решетке радиатора, то с 2008 года их переместили на черную пластиковую вставку внизу. Это позволило увеличить размеры вентиляционных отверстий в решетке и сделать перегородки между ними более узкими.
В 2007 году на заднем бампере появилась камера, а еще одной визуально отличительной чертой обновленного внедорожника стали 20-дюймовые колеса.
Хотя многие детали интерьера совпадают с Tahoe и Suburban, H2 выглядит совершенно уникально. Вертикальная панель приборов с круглым дефлектором воздуха выглядит очень эффектно и привлекает внимание не только обилием кнопок, но и «аэродинамическим» селектором автоматической коробки передач. Действительно, некоторые автомобильные издания назвали качество пластика «позорным, достойным только Chevrolet Cavalier».
До редизайна интерьер выглядел довольно грубо
До редизайна интерьер выглядел довольно грубо
До редизайна интерьер выглядел довольно грубо
В ходе редизайна интерьер стал более «очаровательным». Даже слишком, считают некоторые владельцы, хотя объективно он более комфортный и привлекательный, напоминающий интерьеры Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade тех лет. В центре панели появились стильные часы, а круглые вентиляционные сопла заменены на прямоугольные.
Еще одной примечательной особенностью обновленной версии являются более удобные сиденья, а третий ряд теперь имеет два сиденья. Те, кто имеет опыт вождения автомобилей разных лет, замечают, что эргономика более поздних моделей заметно улучшена в деталях, что упрощает использование некоторых функций, например, складывания зеркал.
Журналисты крупных изданий были впечатлены геометрическими внедорожными возможностями H2, защитой его деталей и узлов, а также реальными характеристиками его усовершенствованной полноприводной трансмиссии. В общем, как говорили некоторые люди в то время: «H2 — это не машина, которая спасет планету, но вождение этого Hummer, безусловно, даст вам больше информации о планете».
Редизайн не повлиял на способность H2 карабкаться по стенам
Редизайн не повлиял на способность H2 карабкаться по стенам
Редизайн не повлиял на способность H2 карабкаться по стенам
Редизайн не повлиял на способность H2 карабкаться по стенам
Как обстоят дела с экономикой? Motor Trend и Car and Driver оценили расход топлива автомобиля в 24 мили на галлон, журналисты Edmunds и About.com — в 26 миль на галлон, а обозреватель Four Wheeler — в 22 мили на галлон.
Автомобили до 2007 года оснащались шестилитровым двигателем Vortec с индексом LQ4. Мощность двигателя составляет 315–325 лошадиных сил. Зависит от года выпуска и модификации и может похвастаться надежностью, но не топливной экономичностью. Однако четырехступенчатая автоматическая коробка передач 4L65E, используемая во многих американских автомобилях, оказалась слишком слабой для тяжелого Hummer.
После модернизации под капотом появился 6,2-литровый двигатель L92 (393–409 лошадиных сил), работающий в паре с шестиступенчатой автоматической коробкой передач 6L80E. Этот конкретный силовой агрегат устанавливается на Cadillac Escalade с 2006 года, что является предметом гордости многих владельцев Hummer.
Такое сочетание обеспечивает более полную реакцию при ускорении, более плавное переключение передач и снижает расход топлива на 3–4 литра по сравнению с автомобилем до модернизации. Хотя разгон до 100 миль в час происходит на секунду-две быстрее.
Однако потенциальным покупателям трехтонной машины с шестилитровым двигателем и мощностью более 300 лошадиных сил следует понимать, что расход топлива в 20–25 литров на 100 километров — это далеко не предел для такого гиганта. Хотя некоторые все равно пытаются сэкономить, устанавливая газобаллонное оборудование.
Является ли H2 успешным с точки зрения продаж для GM? За первый год производства в США было продано 18 861 автомобиль, при этом пик продаж пришелся на 2003 модельный год и составил 34 529 единиц, а в 2004 году было продано 29 898 внедорожников. В 2005 году продажи седанов немного выросли (33 140 единиц), но в следующем году продажи упали почти вдвое до 17 472 единиц. С этого времени их положение продолжало ухудшаться. За восемь лет было продано 153 026 автомобилей Hummer H2. Можно ли это назвать успехом? Трудно сказать. С одной стороны, с 2000 по 2008 год владельцам ежегодно доставалось одинаковое количество Chevrolet Tahoe, но с другой стороны, маловероятно, что GM могла предположить, что конкретный внедорожник будет продаваться сотнями тысяч каждый год. Как лаконично выразился один владелец H2: «Автомобили, выпущенные до 2007 года, — это грузовики. Автомобили, выпущенные после 2007 года, — это грузовики с салоном Escalade». Несмотря на прекрасные внедорожные возможности и мощный двигатель, потребительские качества этого гибрида нужны не всем. Да, на фоне менее 12 000 «гражданских» Hummer H1, выпущенных в период с 1992 по 2006 год, «младший» Hummer явно более популярен и, что самое главное, оставил славный след не только в истории автомобилестроения, но и в сердцах многих поклонников Hummer и H2.
Оригинальный Hummer был хорош только в двух вещах: покорении бездорожья и привлечении внимания. В противном случае H1 неприятна как для водителя, так и для пассажиров. Не подходит для ежедневного использования. Но у H2 есть все, чего нет у H1: комфорт, простор и удовольствие от вождения как на дороге, так и за ее пределами. После двух дней езды по бездорожью и скалолазания за пределами Моаба, штат Юта, мы убедились, что H2 справляется с препятствиями так же хорошо, как и H1 (мы знаем это, потому что у нас есть H1 в качестве машины сопровождения), но он управляется гораздо более цивилизованно и стоит в два раза дешевле. Компания GM проделала большую работу, сделав H2 более практичным автомобилем, сохранив при этом внешний вид и внедорожные возможности H1.
Журнал «Люди и машины», август 2002 г
Что ж, история H2 имеет довольно печальный конец: поскольку финансовое положение GM стремительно ухудшалось, а вероятность банкротства была вполне реальной, компания решила продать бренд. Они вели переговоры с потенциальными покупателями из разных стран, но в конечном итоге остановили свой выбор на китайской компании Sichuan Tengzhong Heavy Industry Machinery Co., Ltd.
GM подписала меморандум о взаимопонимании с Китаем на следующий день после объявления о банкротстве, но сделка на 150 миллионов долларов сорвалась в 2010 году после того, как компании не удалось достичь соглашения с китайским правительством. В результате американцы объявили о ликвидации подразделения Hummer. Дикий Король мертв? почти. Да здравствует электрический король: в 2022 году General Motors объявила о возрождении бренда в качестве суббренда GMC, выпускающего электрические пикапы и внедорожник GMC Hummer EV. Но эти автомобили, конечно же, не имеют никакого отношения к нашему расходу топлива и пробегу.
Опрос: Каково ваше отношение к Hummer H2? Голосование Всего ваших голосов:
- Хотите связаться со мной?