Пока гром не грянул и петух не клюнул: как проверить уровень ATF в автомате

Пока гром не грянул и петух не клюнул: как проверить уровень ATF в автомате Статьи

Прежде чем грянет гром и проклюнутся петухи: как проверить уровень ATF в автоматической коробке передач

Коробка передач дергается, сцепление шумит, передачи пробуксовывают? Возможно, вы не заметили уровень трансмиссионной жидкости. Ниже мы подробно расскажем, как это проверить и в каких случаях это сделать абсолютно необходимо.

Вальпургиева ночь прошла, поэтому приятную дискуссию о том, нужно ли менять трансмиссионную жидкость (ATF — Automatic Transmission Fluid) в автоматических коробках передач, мы прибережем для Хэллоуина. Для тех, кто верит в сказки о «сроке службы устройства», наверняка будет приятно обсудить эту тему в одно из самых загадочных времен года.

Как бы наивно мы ни относились к технологическим достижениям современных автоматических трансмиссий, все равно необходимо регулярно проверять уровень ATF. И этого не следует делать, когда гром уже грянул, то есть когда коробка передач уже скрипит или воет. Это происходит не только тогда, когда клюют петухи: шестерни сцепляются так громко, что вы почти чувствуете, как холод лобового стекла касается вашего лица, и это происходит постоянно. Потому что, как и все технические жидкости в автомобиле, трансмиссионное масло, к сожалению, имеет свойство куда-то исчезать, что значительно ускоряет износ деталей АКПП (особенно сцепления) и требует дорогостоящего ремонта. 

Прежде чем грянет гром и проклюнутся петухи: как проверить уровень ATF в автоматической коробке передач

фото: lorakss, Depositphotos.com

Кроме того, ATF имеет противоположное свойство — увеличиваться в размерах из-за неаккуратного обращения с механиками (реже) и различных неисправностей в системе охлаждения (чаще). Конечно, это была не единственная ее сильная сторона, но и повышение ее уровня не сулило ничего хорошего. Ну, просто уставший водитель менее склонен заснуть за рулем из-за частых освежающих толчков.  

Но давайте обо всем по порядку. Давайте начнем с изучения частоты.

На проверку становись

У автопроизводителей и производителей запчастей разные цели. Но независимо от размера компании, все они поддаются соблазну щедрого маркетинга. К сожалению, в наши дни руководства по техническому обслуживанию и инструкции по эксплуатации наполнены маркетингом, а не техническим здравым смыслом, и зачастую содержат совершенно нелепые лаконичные утверждения. 

Поэтому каждый владелец автомобиля с автоматической коробкой передач должен твердо осознать, что что бы ни было написано в руководстве, сколько бы бесконечного и продолжительного удовольствия ни обещают ему эти производители в своих руководствах по эксплуатации, бюллетенях и прочих бумажках, проверять уровень ATF все равно необходимо. Это необходимо делать регулярно, принимая во внимание возраст и «изношенность» транспортного средства. Потому что, как уже было отмечено, АТФ может подвергаться сложным деформациям.

Прежде чем грянет гром и проклюнутся петухи: как проверить уровень ATF в автоматической коробке передач

фото: autowp.ru

Если при замене трансмиссионного масла механик неправильно установит уровень масла (например, используя «горячую» отметку на холодном двигателе), объем трансмиссионного масла увеличится, а после прогрева двигателя объем трансмиссионного масла значительно увеличится.

Кроме того, если в системе с комбинированным радиатором охлаждения повреждается прокладка или перегородка теплообменника и антифриз начинает смешиваться с трансмиссионным маслом, объем ATF также увеличивается. Это очень серьезная проблема, которую необходимо решать немедленно, чтобы избежать катастрофического повреждения вашего оборудования. 

Читайте также:  Течь масла и дюжина владельцев: ремонт и обслуживание Nissan Teana I (J31)

Падение уровня жидкости, скорее всего, указывает на утечку где-то, а не на «выгорание», как иногда случается с моторным маслом. Причиной этого обычно является сильный износ прокладок и уплотнителей, что особенно распространено в подержанных автомобилях. Проблема в том, что утечки часто настолько малы, что их даже трудно обнаружить под автомобилем или на конструктивных элементах. Но даже если они едва заметны, их часто вообще не замечают. Однако со временем растущие потери достигают критической точки и запускают необратимый разрушительный процесс. Различные соединения, уплотнения вала и картера особенно подвержены утечкам. 

Прежде чем грянет гром и проклюнутся петухи: как проверить уровень ATF в автоматической коробке передач

фото: welcomia, Depositphotos.com

Периодичность

Конечно, сегодня никого не заставляют каждое утро перед началом движения проверять уровень технических жидкостей и наличие светотехники, как в патриархальные времена «кривых стартеров». Однако необходимо провести определенные проверки, в том числе связанные с уровнем ATF. Однако нет необходимости проверять уровень трансмиссионного масла каждый день.

Практика показывает, что оптимальным сроком проведения подобных осмотров для транспортных средств, которые уже не новые, но еще не эксплуатировались в полной мере, можно назвать шесть месяцев. То есть, в начале каждого сезона — будь то теплый или холодный — ответственный автовладелец должен смело сжать волю в кулак и приобрести определенный багаж знаний (которыми мы поделимся позже), чтобы потратить не более получаса на быстрое ознакомление с содержимым картера. 

Прежде чем грянет гром и проклюнутся петухи: как проверить уровень ATF в автоматической коробке передач

Фото: Syda_Productions, Depositphotos.com

Кроме того, после длительной поездки рекомендуется проверять уровень масла. Огромные нагрузки, связанные с этим, могут оказать самое негативное влияние на систему и состояние ATF. Длительная эксплуатация в сложных и неблагоприятных условиях также должна потребовать более частых проверок.

Но все это основано на предпосылке, что коробка передач работает нормально, без шума, сильной тряски и не имеет необнаруживаемых утечек жидкости в видимой области под автомобилем или в моторном отсеке. 

Опасные симптомы

Если ваша трансмиссия пинается, стонет и скулит, как боярский жеребец, вам необходимо немедленно проверить уровень ATF. Наиболее типичными признаками нарушения данного положения являются:

1. Задержка зацепления шестерен

Одним из наиболее распространенных симптомов низкого уровня трансмиссионной жидкости является задержка переключения передач. Если вы заметили, что переключение с P на D или R занимает больше времени, возможно, уровень ATF упал. Эти задержки возникают из-за того, что жидкости недостаточно для создания давления, необходимого для быстрого переключения передач.

Избыток ATF также может вызвать проблемы с переключением передач — переключения станут более резкими и грубыми. 

2. Пробуксовка при переключении передач

Пробуксовка — еще один признак того, что уровень ATF в трансмиссии слишком низкий или слишком высокий. При пробуксовке трансмиссии ей трудно удерживаться на выбранной передаче или она внезапно переключается на другую передачу. Опять же, это происходит из-за недостаточного давления трансмиссионной жидкости (или, возможно, недостаточного, если ATF слишком много — подробнее см ниже) для надлежащего включения и удержания передачи. 

3. Перегрев трансмиссии

Недостаток ATF может привести к перегреву трансмиссии. Трансмиссионная жидкость помогает рассеивать тепло, и если уровень жидкости низкий, ваша автоматическая коробка передач будет перегреваться. Во многих современных автомобилях в этой ситуации появляется аварийное сообщение или специальный индикатор.

Читайте также:  Что такое овердрайв, как он работает и зачем его отключать

4. Ненормальный звук

Если вы слышите странные шумы, такие как скрежет или воющий звук при ускорении и торможении, щелчки при переключении передач и другие неприятные шумы из трансмиссии, это может быть признаком того, что уровень трансмиссионной жидкости слишком низкий или слишком высокий. Эти шумы обычно вызваны повышенным трением между внутренними частями трансмиссии. Некоторые опытные механики по трансмиссии отмечают, что при избытке ATF визжащего звука нет — звук просто становится более глухим и напряженным. 

5. Индикация сигнала

Большинство современных автомобилей оснащены датчиками, контролирующими работу различных систем, в том числе трансмиссии. Если уровень трансмиссионной жидкости падает, на приборной панели может загореться индикатор неисправности трансмиссии или классический индикатор проверки двигателя. Этот индикатор может также указывать на другие проблемы, связанные с коробкой, поэтому, если он загорелся, лучше не делать этого самостоятельно, а сразу обратиться в автосервис.

6. Запах гари

Характерный запах гари, исходящий от вашего автомобиля, также может указывать на нарушение уровня ATF. Этот запах обычно вызван повышенным трением между деталями трансмиссии, что приводит к перегреву и сгоранию трансмиссионной жидкости. 

7. Пенообразование

Слишком большое количество трансмиссионной жидкости обычно приводит к пенообразованию, что ухудшает способность ATF смазывать и охлаждать компоненты трансмиссии. Кроме того, вспенивание может снизить вязкость жидкости и ухудшить ее способность поддерживать необходимое гидравлическое давление, что приведет к неравномерному переключению передач и пробуксовке.

8. Утечка и повреждение уплотнений

Слишком большое количество трансмиссионной жидкости может оказать чрезмерное давление на уплотнения трансмиссии и привести к утечкам. Следствием такой утечки является повреждение других компонентов, включая электрические соединения и датчики, а также общее ухудшение работы автоматической коробки передач.

Обычно утечку ATF можно определить по цвету: обычно он красный или красновато-розовый. Но этот цвет она приобретает только тогда, когда с ней все в порядке. Однако мы немного забегаем вперед. Диагностика состояния ATF является следующим шагом после проверки уровня жидкости.

Проверка уровня

При проверке уровня ATF может возникнуть ряд проблем. Например, положение о проведении этой проверки при наличии щупа и, следовательно, доброй воли производителя автомобиля или автоматической коробки передач, чтобы владелец в принципе мог туда попасть. Разные бренды имеют разные правила. В целом процесс стандартен для всех, но некоторые особенности все же имеются.

Прежде чем грянет гром и проклюнутся петухи: как проверить уровень ATF в автоматической коробке передач

К ним, в частности, относится температура двигателя. Все настаивают на проведении испытаний на прогретом двигателе, работающем на холостом ходу, однако температурные пределы могут варьироваться в значительном диапазоне. 

При этом порядок самих действий разный. Например, алгоритм Chery выглядит следующим образом: «При работающем на холостом ходу двигателе нажмите педаль тормоза и переместите рычаг переключения передач три раза подряд в порядке R, N, D. При этом удерживайте рычаг переключения передач в каждом положении в течение 5 секунд, а затем переведите рычаг переключения передач в положение P или N».

Читайте также:  Livan X6Pro за 14 тысяч рублей в месяц: как купить надежный кроссовер на выгодных условиях

Во многих других марках автомобилей таких переключателей нет (или они работают по несколько иной схеме), но при этом строго требуется, чтобы уровни контролировались только в положении селектора P. Все эти моменты относительно вашего автомобиля следует прояснить заранее.

Помните, на щупе всегда есть две отметки — горячая и холодная. Это не как щуп двигателя — есть верхний и нижний уровень, а он должен быть где-то посередине. Это строгие нормы для горячих и холодных двигателей. Повторимся: в силу конструктивных особенностей автоматических коробок передач их проверку лучше всего проводить на прогретом двигателе.

Прежде чем грянет гром и проклюнутся петухи: как проверить уровень ATF в автоматической коробке передач

А есть еще мошенники типа Subaru или некоторых других производителей, которые обманывают всех и четко пишут: нет щупа, не волнуйтесь, езжайте к дилеру. Однако не стоит паниковать, ведь вы никогда ничего не узнаете. Если есть отверстия, извините, технические отверстия для заливки и слива ATF, то можно также понять содержимое картера трансмиссии. 

В этом случае вам просто нужно аккуратно открутить заливную пробку, соблюдая все условия, которые вы проверяете щупом — прогретый двигатель, холостой ход и т д. Если оттуда начнет течь ATF, уровень масла в норме. 

Диагностика состояния

Напоследок давайте кратко поговорим о том, на что следует обращать внимание при проверке уровня. Его цвет, консистенция и запах. Как упоминалось ранее, здоровый АТФ должен иметь «естественный» красный или розовый оттенок. Небольшие отклонения в цвете из-за потемнения и побурения в процессе производства могут иметь место и являются приемлемыми. Но если жидкость стала темно-коричневой или даже черной, ее необходимо немедленно заменить, поскольку она полностью испортилась.

Прежде чем грянет гром и проклюнутся петухи: как проверить уровень ATF в автоматической коробке передач

Фото: Kolesa.ru

Кроме того, предпосылками для замены ATF являются наличие запаха гари, изменение консистенции (например, увеличение жидкости из-за возможного попадания антифриза), а также наличие посторонних включений. «Нет, нам такой футбол не нужен», — с отвращением скажут спортивные болельщики, обнаружив подобные отклонения. Арсенал инструментов машиниста будет включать в себя более сложные выражения. Но в любом случае оба варианта верны: для долговременной и корректной работы автоматической коробки передач необходимо использовать только полнофункциональное трансмиссионное масло в указанном объеме. Поэтому повторим еще раз (да, мы любим это повторять, но поверьте, это очень важно): регулярно контролируйте уровень трансмиссионного масла, что бы ни утверждал производитель о его «постоянстве». А при осмотре обратите внимание на состояние, пусть автоматическая коробка передач всегда будет с вами. 

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий