История и характеристики двигателя ЗМЗ-402

История и характеристики двигателя ЗМЗ-402 Новости

Эксперты Autonews.ru перечислили основные особенности легендарного двигателя ЗМЗ-402

Двигатель «412» Заворжского завода был поистине революционным. Начиная с послевоенного периода, он до сих пор существует как значительно модернизированная модель во многих автомобилях отечественного производства

История и характеристики двигателя ЗМЗ-402

Фото: Апатиниты / CC BY 3.0 / Wikipedia Commons

  • Особенности ЗМЗ-402
  • Конструкция двигателя ЗМЗ-402
  • Регулировка клапанов ЗМЗ-402
  • История двигателя ЗМЗ-402
  • Существенные отличия ЗМЗ-402 от ЗМЗ-406. Что было бы лучше?
  • Характеристика ЗМЗ-402

    Основные особенности ЗМЗ-402 заключаются в следующем.

    • Емкость: 2,4 литра
    • мощность и крутящий момент: 95-100 л.с. (в зависимости от модификации), 182 Нм
    • ГРМ: Имеет верхние клапаны, нижний распределительный вал (OHV), привод осуществляется посредством шатунов и коромысел. Два клапана на цилиндр.
    • Диаметр цилиндра/ход поршня: 92/92
    • Степень сжатия: 8,2:1
    • Тип топлива: Бензин с октановым числом от 76 до 92 (в зависимости от модификации)

    Преимущества двигателя ЗМЗ-402

    За свою почти 40-летнюю историю в модель 412 Seconds было внесено множество изменений. Некоторые из них имели заметные отличия от оригинальной версии. Однако если за отправную точку взять самую популярную версию 402.10 (для Волг, Газелей и Соболь с 92-м бензином), то основные преимущества заключаются в следующем.

    • Никаких претензий к качеству топлива. Даже версии ЗМЗ-402, рассчитанные на бензин с октановым числом 92, при необходимости «проживали» довольно долго на бензине с октановым числом 76.
    • Позволяет производить быстрый ремонт цилиндро-поршневых групп. В 402-м случае ремонтных размеров ЦПГ было целых пять. Конструкция с легкосъемным рукавом упрощает процедуру. Это позволило «вкрутить» двигатель в сад, используя самые обычные гаражные инструменты.
    • Это дешево и запчастей много. Производство ЗМЗ-402 завершилось относительно недавно, в 2017 году. До сих пор большинство самых популярных запчастей для этого двигателя можно было легко найти в магазинах автозапчастей, специализирующихся на марках ГАЗ и УАЗ.
    • Хорошая тяга на низких скоростях благодаря более старой архитектуре ГРМ. С таким двигателем даже груженую «Газель» можно было завести с относительной легкостью.

    Недостатки двигателя ЗМЗ-402

    Несмотря на свой большой послужной список, недостатков у долгоживущего Заворжского автомобильного завода было более чем достаточно. Есть и некоторые недостатки, такие как.

    • Общая надежность низкая. Здесь можно долго говорить о специфических «болях» ЗМЗ-402, но даже двигатель-преемник модели 406, тоже далекий от идеала в плане надежности, характеризуется владельцами гораздо лестнее. Высокая склонность блока цилиндров к перегреву и деформации, слабая резьба на болтах ГБЦ, снижение тяги при недогреве, снижение надежности зажигания, проблемы с запуском, прогревом и холостым ходом – все это свойственно. Это лишь капля в море проблем. 402-е.
    • Низкая технология. Прежде всего, это проявляется в виде очень низкой мощности с точки зрения расхода топлива. ЗМЗ-402 требует 20 литров бензина на 100 километров в городском режиме. Реакция двигателя при движении на высоких скоростях также остается неизменной. Также у этого двигателя очень короткие интервалы между плановыми регулировками клапанного зазора, всего от 10 до 15 000 км.
    • Постоянная течь сальников. Прокладка сальника на коленвале – особая проблема для владельцев. Именно в эпоху разборных двигателей, в том числе моделей «Волги», родилась поговорка «Если масло не течет, то все течет».
    Читайте также:  Changan и Huawei представили новый внедорожник G318. Первые подробности

    Набивка «Омеш» — устаревший аналог современных резиновых сальников. Между корпусом агрегата и валом для обеспечения уплотнения был проложен волокнистый корд, пропитанный маслом. При небольших отклонениях от заводских параметров работы (например, незначительном повышении давления картерных газов) такие уплотнения уже не могли удерживать масло в агрегате и начинали подтекать.

    По общему мнению большинства автовладельцев, имеющих опыт эксплуатации как 402-го, так и 406-го мотора, последний несравненно более совершенен и надежен. Существует также неподтвержденная версия, что огромное количество жалоб на ЗМЗ-402 в конце концов заставило завод перейти на выпуск 406-й модели, вместо того, чтобы продолжать многолетние усовершенствования (правды в этом нет). На то есть веские причины. Устаревший дизайн.

    Устройство двигателя ЗМЗ-402

    Двигатель ЗМЗ-402 представляет собой рядный 4-цилиндровый 4-тактный бензиновый двигатель объемом 2,4 литра. Газораспределительный механизм расположен сверху, имеет по два клапана на цилиндр с приводом от штоков и коромыслов. Сам блок с ГБЦ и «мокрыми» гильзами изготовлен из алюминия. Карбюраторная система питания. Система зажигания бесконтактная и имеет переключатель и датчик-распределитель. Отличительной особенностью мотора является малошумный текстолитовый редуктор, приводящий в движение газораспределительный механизм.

    Общий вид двигателя ЗМЗ-402 в разрезе представлен ниже.

    История и характеристики двигателя ЗМЗ-402

    фото: gaz-autoclub.ru

    Регулировка клапанов ЗМЗ-402

    Газораспределительный механизм ЗМЗ-402 не имеет гидрокомпенсатора, поэтому клапана необходимо регулировать. Эту процедуру предписано проводить каждые 10-15 тысяч километров. Подробное описание процедуры можно найти в руководстве по ремонту, а общий алгоритм следующий.

  • Снимите клапанную крышку и ее прокладку.
  • Установите цилиндр № 1 в верхнюю мертвую точку, проверяя третью метку на шкиве и метку на крышке шестерни.
  • Ослабьте контргайку на регулировочном винте клапана и ослабьте винт на несколько оборотов.
  • Вставьте уровнемер между штоком клапана и коромыслом. Затягивайте регулировочный винт с небольшим усилием, пока щуп не начнет скользить.
  • Затяните контргайку и повторите те же действия со вторым клапаном первого цилиндра.
  • Поверните коленчатый вал на 180 градусов и повторите те же действия для цилиндров 2, 4 и 3 (порядок важен).
  • для регулировки необходимо использовать два щупа. Толщина первого цилиндра 0,35-0,4 мм, толщина остальных цилиндров 0,4-0,45 мм.
  • Читайте также:  В России стартовали продажи внедорожника из Китая за ₽16 млн

    История двигателя ЗМЗ-402

    Индекс «402» был присвоен модернизированному двигателю Заворжского автозавода в середине 1980-х годов, заменив базовую версию в виде ЗМЗ-24Д образца 1968 года. История этого же двигателя восходит к двигателю ГАЗ-21, созданному в 50-е годы.

    История и характеристики двигателя ЗМЗ-402

    Двигатель ЗМЗ-402 (Фото: autowp.ru)

    Серийный ЗМЗ-24Д по праву можно назвать «дорестайлинговой» версией 402-го и имел относительно прогрессивный для своего времени дизайн. Первоначально также устанавливались сенсорные системы управления вентиляторами, аналогичные современным автомобилям. Правда, реализовать эту идею с должной эффективностью не удалось, и менее чем через пять лет после начала производства первой партии эта инновационная технология была снята с производства. Однако система зажигания на протяжении всего производства была электронной (с простым переключателем), а полностью алюминиевый двигатель из сплава и смолы был новинкой даже в США и задавал тон всему миру того времени автоматизированная индустрия. Следует признать, что использование крылатого металла действительно сопровождалось некоторыми техническими проблемами, которые преследовали серию 402 на протяжении десятилетий на сборочном конвейере. Но этот факт, безусловно, интересен сам по себе.

    Новая версия ЗМЗ-24Д с индексом 402.10 имеет ряд неглобальных усовершенствований. Однако с тех пор появилось достаточно вариаций, которые увеличивались по мере увеличения количества платформ, использующих ЗМЗ-402. Поэтому в разное время выпускались улучшенные версии для низкооктанового бензина 76 (3М3-4021.10, позднее аналогичные 3М3-4025.10 и 3М3-4026.10), а также версия для работы на сжиженном газе (ЗМЗ-4027.10). Усовершенствованный вариант с форкамерной системой зажигания факела — 3М3-4022.10.

    Практические отличия ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406. Что лучше?

    Как уже говорилось выше, прямым преемником двигателя 402 является ЗМЗ-406. Хотя есть небольшие различия в индексе и та же общая база, что и в 50-е годы, между единицами существуют технические разрывы. Модель-преемник уже имеет более современную архитектуру с верхним 16-клапанным гидрокомпенсатором и системой впрыска и зажигания с электронным управлением.

    Читайте также:  Audi Q5 и Skoda Kodiaq признали лучшими большими кроссоверами с пробегом

    История и характеристики двигателя ЗМЗ-402

    Двигатель ЗМЗ-406 (Фото: Zerstoler/CC BY-SA 4.0/Wikipedia Commons)

    Кратко перечислим основные отличия ЗМЗ-402 от ЗМЗ-406 с эксплуатационной точки зрения.

    • Значительно более высокая выходная мощность: более 130 лошадиных сил. 100 для ЗМЗ-406 и 100 для самой производительной 402 версии. При этом средний расход последних по-прежнему высок, а динамика двух традиционных «Волг» существенно различается, отдавая предпочтение машинам с более современными двигателями.
    • В современных ритмах эксплуатации срок службы ЗМЗ-402 до капитального ремонта чаще всего короче, чем у его преемника. Средний порядок цифр (конечно, очень условный): первое число — 150–200, второе — 300–400 тысяч.
    • Расход масла модели 402 может достигать 1 литра на 1000 километров пути. У 406-го этот показатель гораздо ниже, составляя в среднем не более 0,3 литра.
    • Общая надежность конструкции. Опять же, это сравнение далеко не в пользу ЗМЗ-402. Регулировку клапанов, зажигание, управление сальником, управление карбюратором, плавающие обороты (ошибки в конструкции впускного объема) и огромное количество других тонких регулировок всегда приходится решать – все это под силу автовладельцу, отвечающему обыденной повседневной жизни из. Автомобиль оснащен двигателем 402.

    Конечно, ЗМЗ-406 тоже далек от инженерного эталона. Однако была проделана большая конструкторская работа по исправлению ошибок этого двигателя, и это оказало самое положительное влияние на репутацию 406-го по сравнению с его предшественником.

    Также читайте:

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий