Затруднения с оплатой автомобилей и запчастей из Китая приводят к росту цен на 5%
Автодилеры и поставщики запчастей признают проблемы с платежами китайским партнерам: платежи застревают, потому что чеки слишком длинные. Однако крупные игроки настаивают, что с трудностями столкнется только параллельный импорт
Фото: Autonews.ru
Опрошенные Autonews.ru дилеры и продавцы запчастей рассказали о трудностях с оплатой при покупке автомобилей и запчастей у китайских поставщиков. Ранее в Ассоциации автодилеров России заявили, что проблема заморозки платежей коснулась автодилеров всех марок, и спрогнозировали, что в ближайшее время может возникнуть дефицит новых автомобилей.
Autonews.ru разбирался, у каких автомобилей на самом деле могут возникнуть проблемы с доставкой, коснутся ли ограничения запчастей и что будет с ценами.
Автодилеры признали проблемы только с параллельным импортом
Большинство опрошенных автодилеров заявили, что трудности с оплатой возникают только в случае параллельного импорта.
Они заявили, что платежи не будут задерживаться, если они производятся по официальным контрактам с китайскими автомобильными брендами. Об этом Autonews.ru рассказал генеральный директор группы компаний «Автодом» (бренды Hongqui, BYD, Voyah, LiXiang, BMW, Mercedes-Benz) Андрей Ольховский.
«У дистрибьюторов, работающих с официальными российскими импортерами и дистрибьюторами, таких проблем нет. Конечно, бизнес, занимающийся параллельным импортом, сталкивается с ограничениями. Раньше ограничения касались расчетов в Европу, а сейчас происходит много расчетов с западными или американскими финансовыми институтами или Банком. Китая, который имеет тесные связи, начал более детально изучать выплаты из России — для чего они, для кого и можно ли их использовать», — поделился Ольховский.
В свою очередь, Андрей Терлюкевич, генеральный директор группы компаний «АвтоСпецЦентр» (которая продает Chery, Changan, EXEED, Haval, Kia, Volkswagen, Jetta и др.), также заявил, что не видит в ограничениях проблемы или угрозы. Оплата.
«На нас, как на официальных дистрибьюторов китайских брендов, это никак не влияет. Мы имеем контракты с дистрибьюторами, работающими в России, и все расчеты с ними производим в России. Для тех, кто занимается параллельным импортом и пытается покупать напрямую из Китая. Могут быть трудности для автопроизводителей, но для официальных дилеров проблем нет», — сказал источник на рынке.
Фото: Autonews.ru
Такую же оценку о продажах новых автозапчастей и автомобилей дал Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора компании Avilon AG (которая продает Aito, Aurus, Avatr, Geely, Haval, Mercedes Benz, Lynk & Co и др.). Официальная франшиза.
«Согласно заключенным нами дилерским соглашениям (а их десятки), поставки запчастей для всех марок будут продолжаться в обычном режиме. Вопрос расчетов с Китаем существует уже несколько месяцев и не является чем-то новым. Когда он придет на выплаты крупным китайским банкам. Крупные дистрибьюторы, испытывающие проблемы, научились работать через сети своих банков-респондентов, и мы не ожидаем, что крупнейшие игроки испытают какие-либо существенные трудности», — сказал один из участников рынка Guaranteed.
Независимый эксперт по транспортной отрасли Алексей Тузов также признал, что проблема урегулирования с Китаем дошла только при закупке параллельно импортных автомобилей. По его словам, обработка платежей, поступающих от российских поставщиков китайским производителям автомобилей и запчастей, занимает не менее трех недель. Он связал задержку не только с возможными санкциями США, но и с ограниченным числом отечественных банков в Китае.
«В России всего четыре представителя китайского финансового сообщества. При этом предпосылок для приостановки поставок китайских автомобилей и запчастей нет — оплата всегда может быть произведена через третью страну, например, Казахстан. Что касается Официальные дилеры, они работают с китайскими брендами. Официальные дилеры в России сотрудничают, поэтому проблем с поставкой и оплатой автомобилей и запчастей в этом случае нет», — сказал эксперт.
При этом он также признал, что подобные ограничения неизбежно отразятся на стоимости импортируемых автомобилей.
«Вопрос только в том, насколько сильно это отразится на стоимости новых автомобилей и запчастей. В прошлом году средняя цена китайских автомобилей выросла на 5%, достигнув почти 3 млн рублей», — отметил Тузов.
Фото: Autonews.ru
C оплатой запчастей ситуация хуже
По их словам, если с поставкой и оплатой запчастей у официальных дилеров проблем нет, то с обычными автосервисами ситуация гораздо сложнее. Об этом Autonews.ru рассказал член совета директоров Российского автосервисного союза Илья Плисов.
«Отказы в переводах продолжаются. Фактически только схема работает через третий банк. Комиссия по таким сделкам составляет примерно 5%. Комиссию либо несет покупатель, либо делят между покупателем и поставщиком. В обоих случаях цена снижается прибавка заложена в цену продукта», — поделился расчетами Плисов. — Проблема денежных переводов не только остается серьезной, но и ухудшается. Если отправленные вами деньги лежат в банке в течение месяца, мы попросим их вернуть за дополнительную плату. Участники изучают новые способы сотрудничества со странами, попавшими под санкции, в том числе с филиалами иностранных банков в России».
В сети автосервисов «Фит Сервис» Autonews.ru рассказали, что тоже столкнулись с ограничениями. Татьяна Овчинникова, директор компании, рассказала, что часто не удается своевременно перевести средства на покупку товаров в какую-либо страну, в том числе в Китай.
«Но поскольку поставщики хотели продавать, а покупатели хотели покупать, совместно были найдены способы оплаты и изменилась валюта контракта — в основном национальная валюта», — сказала Овчинникова.
По ее словам, такая ситуация негативно сказалась на стоимости товаров. «При слишком большом количестве конверсий растут затраты на различные сопутствующие услуги, увеличивается стоимость доставки. В результате цены растут в среднем на 2-5%», — говорят эксперты.
Фото: Гриневич Юрий/Shutterstock/FOTODOM
Что делать с оплатой
Для решения этой проблемы трейдеры предлагают создать закрытые каналы передачи финансовой информации на уровне международно-правовых соглашений. Однако Ольховский считает, что для этого необходимо «желание обеих сторон».
«Сейчас китайские партнеры говорят, что, конечно, будут работать, но на самом деле ситуация другая. Потому что они предпочитают вести бизнес с западными контрагентами и банками, а не с российскими контрагентами и банками, — рассказал представитель дилерского сообщества.
По его словам, в России создан целый набор решений разного назначения и разной стоимости. Во-первых, эти банки используют свою инфраструктуру для осуществления необходимых платежей клиентам. Ольховский привел пример Ирана, который продолжает работать с поставщиками даже в условиях санкций.
В то же время дилеры признают, что расходы, связанные с оплатой, увеличивают конечную стоимость продукта.
«В конечном итоге клиент теряет, а банк зарабатывает. Если посмотреть, сколько денег зарабатывают банки в торговом бизнесе, то, конечно, все понятно. Это не самая правильная ситуация, и у регуляторов будут проблемы – это Насколько это отвечает интересам России», — заключил Ольховский.
Autonews.ru направил соответствующие запросы в Минпромторг, Минфин и ЦБ по поводу сложностей с приобретением автомобилей и запчастей из Китая. Autonews.ru также направил запрос в банк ВТБ — там заявили, что не будут комментировать работу своих зарубежных учреждений. Пресс-службы китайских автопроизводителей, работающих в России, также не ответили на запросы Autonews.ru.
- Хотите связаться со мной?