Что такое МКПП и как она устроена

Что такое МКПП и как она устроена Новости

Все о МКПП (механике): как они работают, как на них ездить и частые поломки

Разберемся в самых распространённых автомобильных аббревиатурах и заодно выясним основные слабые места и нюансы обслуживания техники

Что такое механическая коробка передач и как она работает

Фото: Шаттерсток

  • Что такое механическая коробка передач
  • устройство механической коробки передач
  • Правильный способ вождения на механической коробке передач
  • Уход за механической коробкой передач
  • ремонт механической коробки передач
  • Что такое МКПП

    Механическая коробка передач – это сокращение от механической коробки передач. Тип трансмиссии, в которой водитель вручную меняет передаточное число. Тот же всем известный механизм, он же «ручка», он же «палка», но все зависит от сленга, на котором ведется обсуждение. Это первый тип автомобильной трансмиссии, способный изменять передаточное число во время движения.

    Несмотря на огромное количество автомобилей с МКПП на наших дорогах и общую популярность МКПП среди российских потребителей, на данный момент МКПП – это анахронизм. Статистика показывает, что механические коробки передач составляют лишь несколько процентов массы автомобилей, выпускаемых сегодня в мире.

    Устройство МКПП

    Механическая коробка передач, как и сцепление, является посредником в передаче крутящего момента от маховика двигателя на дифференциал, либо межосевой, либо межколесный. Большинство механических коробок передач легковых автомобилей состоят из трех валов: ведущего (первичного), промежуточного и ведомого (вторичного). Давайте кратко рассмотрим строение и работу простого механизма.

    Карданный вал или первичный вал механической коробки передач – это вал, который входит в коробку со стороны двигателя. Его роль – передача крутящего момента от двигателя (через сцепление) и дальнейшее распределение крутящего момента внутри коробки. Ведомый или вторичный вал расположен на выходе из коробки. Крутящий момент передается непосредственно на дифференциал (передний привод) или карданный вал (задний или полный привод). Поэтому промежуточный вал МКПП располагается между первичным и вторичным и выполняет роль промежуточного звена.

    Читайте также:  Volvo выпустила свой последний автомобиль с дизельным двигателем, им стал кроссовер XC90

    Шестерня на промежуточном валу жестко закреплена и фактически представляет собой одно целое с промежуточным валом. Однако они свободно «нанизываются» на приводной вал и могут прокручиваться. И только муфта, скользящая по валу (при перемещении рычага водителем), входит в зацепление попеременно с шестернями то на одной, то на другой стороне этого вала. Поэтому крутящий момент передается от ведущего вала к ведомому через разные пары шестерен с разными передаточными числами. Поэтому в зависимости от выбранной водителем передачи будет меняться скорость и тяга колес.

    Суть работы простейшей трехвальной МКПП прекрасно отражает следующая схема.

    Что такое механическая коробка передач и как она работает

    Фото: Grind My Gears / Youtube

    Крутящий момент от двигателя передается входным валом (зеленый), который всегда соединен с промежуточным валом (красный). Шестерни разного диаметра (синие) свободно вращаются на выходном валу (голубой). В зависимости от положения рычага МКПП одна из муфт (розового цвета) прочно соединяет ту или иную передачу с выходным валом. Это соответствует включению одной из передач. Итак на схеме подключена 1-я передача и крутящий момент выходит из коробки через низшую передачу на вторичном валу (желтая стрелка).

    Как правильно ездить на МКПП

    Азам управления механической коробкой передач обучают в автошколе. Однако имейте в виду основные правила обращения с этим типом подачи.

    • Передачи следует включать только при полностью выжатом сцеплении.
    • Вы должны выбирать снаряжение в зависимости от необходимой вам скорости. Двигатель не должен постоянно работать в усиленном режиме (слишком медленно, на слишком высоких передачах), а наоборот, он не должен всегда «реветь» на высоких оборотах при использовании пониженных передач.
    • Включение задней передачи разрешается только после полной остановки автомобиля. В противном случае велик риск повреждения МКПП.
    • Зимой рекомендуется переместить рычаг до упора, чтобы плавно включить передачу в течение первых 5–10 минут езды, пока масло в механической коробке передач не нагреется.
    • Лучше всего подъезжать к светофору на включенной передаче и удерживать ее на включенной передаче как можно дольше. В этом случае вступает в силу торможение двигателем, позволяющее замедлиться более эффективно. Еще более предсказуемо, если дорожное покрытие под вашими колесами скользкое.
    Читайте также:  BAIC анонсировал российскую премьеру внедорожника BJ40 нового поколения

    Уход за МКПП

    Современные механические коробки передач не требуют от водителя никакого внимания, кроме регулярной замены масла. Интервалы замены масла в механической коробке передач всегда указаны в сервисной книжке или руководстве пользователя.

    Ремонт МКПП

    Что такое механическая коробка передач и как она работает

    Фото: Шаттерсток

    Механическая коробка передач – второй по сложности агрегат после двигателя. А если речь идет о современных многоступенчатых МКПП, то ее может быть не меньше. Поэтому правильный ремонт данного агрегата возможен только в условиях СТО. Однако многие симптомы неисправности МКПП владельцы могут обнаружить и сами. К ним относятся:

    • Стук при переключении передач. Синхронизатор, отвечающий за плавное переключение передач, может быть поврежден. Также возможно разрушение зубьев шестерни или износ подшипников. В некоторых случаях это может быть связано с износом выходного вала или неполным включением сцепления.
    • Передачи выключаются самопроизвольно («теряется скорость»). Это часто происходит при слабой пружине синхронизатора. Вторая возможная причина – износ шестерни.
    • Непонятное переключение скоростей. Обычно это вызвано люфтом в механическом приводе от ручки МКПП до внутренней тяги переключения передач. В некоторых случаях люфт привода можно устранить самостоятельно, затянув болты на подвижном шарнире.
    • Механическая коробка передач слишком шумная. Возможен как физический износ деталей, так и низкий уровень масла. Что касается «ремонта» МКПП, то единственное, что может сделать неподготовленный автовладелец – это долить масло и подтянуть соединения в предыдущем пункте. В противном случае вам придется обратиться в профессиональный сервис.

    Также читайте:

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий