Сегодня чешская марка Skoda наиболее известна своими легковыми автомобилями и кроссоверами, хотя с тридцатых годов она занимается производством грузовиков и больших автобусов. Но есть в истории марки странная модель – единственная в своем роде, поскольку Skoda ни до, ни после этого не выпускала небольшой легковой автомобиль. Самое удивительное, что столь необычный автомобиль появился в разгар социализма и, как ни странно, выпускался до конца ХХ века! Сегодня мы вспомним, как это произошло и почему Skoda 1203 до сих пор заслуживает нашего внимания даже спустя 50 лет.
Начало
В середине прошлого века многие социалистические производители стали приходить к выводу, что наиболее логичной компоновкой для легкого коммерческого автомобиля является фургон, поскольку он позволяет разместить и перевезти максимальное количество пассажиров или груза в пределах заданной длины. Тело. Можно вспомнить Баркас в ГДР, Нысу и Зук в Польше, УАЗ и РАФ в СССР — словом, к началу 70-х серийных автобусов в странах Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) было достаточно с приставка «микро».
В 1950-х и 1960-х годах чешская марка Skoda выпускала коммерческие версии на базе универсалов 1201 и 1202, в том числе фургоны и пикапы, но их возможности по перевозке грузов были ограничены, а в пассажирском варианте эти автомобили не могли ничего перевозить товары. С учетом водителя их было более пяти человек.
Skoda 1201 – в том числе знаменитая «гигиена»
Skoda 1201 – в том числе знаменитая «гигиена»
Skoda 1201 – в том числе знаменитая «гигиена»
Skoda 1201 – в том числе знаменитая «гигиена»
Коммерческая версия Skoda 1202 представляла собой универсал с жалюзийной или «срезанной» крышей
Коммерческая версия Skoda 1202 представляла собой универсал с жалюзийной или «срезанной» крышей
Прежде всего, такие транспортные средства нужны социалистическим странам, потому что для многих предприятий настоящие грузовики или автобусы слишком велики, и использовать такое устройство для перевозки нескольких пассажиров или менее тонны груза непрактично. Купить такую перевозку за границей теоретически возможно, но для этого нужна иностранная валюта. Поэтому государством было поставлено техническое задание, которое звучит так: разработать легкий, многофункциональный, вместительный коммерческий автомобиль, пригодный для перевозки как пассажиров, так и грузов.
Прежняя «платформа» со старомодной хребтовой рамой для такой машины уже не годилась, поэтому машину решили строить по популярной в то время схеме — цельнометаллический несущий кузов и компоновка кабины. Ну а чтобы ускорить процесс и удешевить запуск совершенно новой модели, ее решили максимально унифицировать по агрегатам с существующей моделью.
Разработка микроавтобуса началась в 1956 году, и к сентябрю были готовы три прототипа, заводской номер 979, с 1,2-литровым 36-сильным двигателем, установленным перед передней осью.
Первая серия прототипов выглядела немного по-детски
Первая серия прототипов выглядела немного по-детски
Первая серия прототипов выглядела немного по-детски
Вторая серия была построена в марте 1957 года и имела более просторный и совершенный внешний вид, а единственный прототип третьей серии был создан в июле того же года. Двигатель разместили над передней осью, что улучшило характеристики автомобиля.
Вторая серия выглядит интереснее первой, но до серийной машины ей еще далеко
Серии 3 и 4 отличаются от Серии 2 только деталями
Серии 3 и 4 отличаются от Серии 2 только деталями
Следующий прототип появился в марте 1958 года и практически приобрел привычные характеристики серийной модели. Поскольку дорожные испытания предыдущих прототипов показали, что двигатель мощностью 36 л.с существенно слабоват для довольно большого и вместительного минивэна, было решено оснастить машину более мощным двигателем мощностью 52 л.с., разработанным для военной машины Skoda 973. Кроме того, на прототипе Tatra 805 была установлена торсионная задняя подвеска. Окончательный облик машины сформировался в 1961-1962 годах, то есть в Чехословакии не отставали ни от СССР с Рафиком и Узи, ни от гедларовцев с Бакасом.
Так выглядел прототип микроавтобуса 1962 года
Так выглядел прототип микроавтобуса 1962 года
Один из прототипов грузовиков. Видно, что в то время еще активно пытались организовать фронтенд
Один из прототипов грузовиков. Видно, что в то время еще активно пытались организовать фронтенд
Интересно, что в это же время велись работы по созданию легкого внедорожника для сельского хозяйства, в котором также использовались узлы и агрегаты модели 1203. Однако конструкция кузова была совершенно иной: это была предельно упрощенная платформа с брезентовым верхом, двери и рамка лобового стекла при необходимости легко снимались, а борта кузова складывались вниз для облегчения погрузки и разгрузки. В результате получилась простая полевая транспортная машина для перевозки сельскохозяйственных культур. Прототип развозного грузовика называется Skoda 998 Agromobile и его планируется производить на заводе Ceska Zbrojovka (Чехия), известном в нашей стране мотоциклами Chezet. Было выпущено около десятка прототипов, но серийное производство так и не было достигнуто.
фото: skoda-storyboard.com
Долгая дорога в предконвейерных дюнах
Таким образом, к 1962 году концепция и внешний вид автомобиля окончательно сформировались и утвердились в виде небольшого легкового автомобиля, санитарной машины и автомобиля с грузовой платформой, под общим названием Skoda 1203.
Прототип машины скорой помощи
Прототип машины скорой помощи
Прототип машины скорой помощи
Предсерийный образец бортового грузовика
Однако в серийное производство машина была запущена только в 1968 году, а это означало, что нужные стране многофункциональные автомобили практически «недоставали» все 1960-е годы. Почему это происходит? Для того, чтобы начать выпуск совершенно новой модели, необходимо было существенно перепроектировать заводские помещения и переоборудовать конвейеры, купить и установить новые кузовные формы, переконфигурировать массу оборудования… Для этого, прежде всего, были деньги нужный. Не следует забывать, что Skoda в то время активно обновляла модельный ряд легковых автомобилей и, естественно, приоритет финансирования был отдан именно ей, а не совершенно новой для завода на вид модели. Более того, в рамках СЭВ в то время потребности государственных предприятий можно было удовлетворить за счет закупки польских и восточногерманских небольших автобусов.
Однако к концу 1968 года, после всех трудностей и неприятностей в производстве, первый маленький автобус 1203 наконец сошел с конвейера завода в Влхелаби, Чехия. На данный момент прошло 12 лет с момента его запуска в производство. Объем работы над новой машиной — это был большой труд даже по нашим меркам, ведь до конвейера добирались долго, а были только «сорок один» Москвич и Таврия, которые Это также можно объяснить приоритетами по сравнению с другими советскими автозаводами по сравнению с ситуацией с финансированием АвтоВАЗа.
На данный момент внешний вид Skoda не слишком устарел, так как не имеет модных решений. Кроме того, несмотря на свою яркую, широкоглазую «морду» и большие круглые фары, автомобиль выглядит быстрым для небольшой легковой машины, так как короткий капот имеет значительный наклон, а задняя часть не вертикальна, как у многих фургонов, а также имеет хорошо заметные положительные углы, что также подчеркивается формой задних фонарей.
Например чешская маршрутка выглядит гораздо быстрее того же Бакаса
Например чешская маршрутка выглядит гораздо быстрее того же Бакаса
Например чешская маршрутка выглядит гораздо быстрее того же Бакаса
Например чешская маршрутка выглядит гораздо быстрее того же Бакаса
Поэтому «Тысяча двести третий» по конструкции не уступает нашему «Рафику» первого поколения или своим польско-немецким одноклассникам.
Обратите внимание: на этом рекламном фото газовая дверь случайно открыта!
Двигатель объемом 1,2 литра существенно мощнее (64 л.с.) в сочетании с нынешними легковыми автомобилями Skoda, позволяя автомобилю снаряженной массой 1170 кг разгоняться до 95 км/ч и перевозить восемь пассажиров или одну тонну груза.
Первым в производство пошел популярный фургон с двойным кузовом, в котором водитель и пассажиры были отделены от грузового отсека металлической перегородкой.
Раньше в Чехословакии просто не существовало машин с аналогичными грузоперевозками, но при этом компактных
Раньше в Чехословакии просто не существовало машин с аналогичными грузоперевозками, но при этом компактных
Раньше в Чехословакии просто не существовало машин с аналогичными грузоперевозками, но при этом компактных
Затем началось производство восьмиместных фургонов, а со временем появились такие модификации, как пятиместные фургоны, бортовые грузовики, машины скорой помощи и даже фургоны ритуальных служб, рефрижераторы, полиции, пожарных и ветеринарных служб.
Комбинированные автомобили могут перевозить такое же количество пассажиров, как и обычные автомобили, но имеют огромное грузовое пространство
Комбинированные автомобили могут перевозить такое же количество пассажиров, как и обычные автомобили, но имеют огромное грузовое пространство
Комбинированные автомобили могут перевозить такое же количество пассажиров, как и обычные автомобили, но имеют огромное грузовое пространство
В целом, после выхода на конвейер модель 1203 действительно сыграла роль многоцелевого автомобиля. Хоть мощность и ходовые качества были не столь выдающимися, но поставленные перед ней задачи она решала вполне успешно. Государственные предприятия и даже ведомства спецслужб.
Кемпер? Кемперы!
Кемпер? Кемперы!
Автомобиль скорой помощи оснащен всем необходимым оборудованием для оказания первой помощи
Автомобиль скорой помощи оснащен всем необходимым оборудованием для оказания первой помощи
Автомобиль скорой помощи оснащен всем необходимым оборудованием для оказания первой помощи
Автомобиль скорой помощи оснащен всем необходимым оборудованием для оказания первой помощи
Металлические борта бортового грузовика складываются
Металлические борта бортового грузовика складываются
Металлические борта бортового грузовика складываются
Металлические борта бортового грузовика складываются
Конструкторы прекрасно понимали, однако, что время, потраченное на дорогу до конвейера, не прошло даром, поскольку к концу шестидесятых годов машина уже начала потихоньку устаревать. Поэтому в начале следующего десятилетия завод приступил к модернизации модели 1203, кульминацией которой стал прототип фургона Skoda 778 1972 года, который отличался более современным внешним видом, лучшей обзорностью и улучшенными характеристиками. Мощный бензиновый двигатель объемом 1,5 л. К сожалению, как и многие другие прототипы Skoda того года, он так и не был запущен в производство.
Прототип нового микроавтобуса отличался угловатым кузовом, но стать серийным изделием ему так и не суждено было
Прототип нового микроавтобуса отличался угловатым кузовом, но стать серийным изделием ему так и не суждено было
Чтобы позволить стране получать больше автомобилей в рамках ограниченных мощностей завода Влчараби, с 1973 года автозавод ТАЗ в Трнаве, Словакия, начал производить «тысячу двести три» (не для серийных автомобилей). Перепутали с одноименным автобусным заводом в Загребе, Югославия!). С начала 1980-х годов компания Skoda активно обновляла модельный ряд легковых автомобилей, а с 1981 года производство модели 1203 было полностью передано на завод ТАЗ. Таким образом, за 13 лет завод во Врклаби выпустил 69 727 единиц единственного серийного микроавтобуса марки Skoda.
После того как Чехословакия прекратила свое существование и была разделена на два независимых государства Чехию и Словакию, Трнава продолжила выпускать 1203 автомобиля, но все под маркой ТАЗ. При этом они получили «пятиступенчатый» двигатель, но 1,4-литровый мотор все же конструктивно прослеживал своих предков, созданных в довоенный период. Наконец, семья 1203 вошла в историю в 1999 году. Это значит, что тема «маршрутки» ассоциируется с маркой Skoda уже более сорока лет, то есть почти всю вторую половину ХХ века.
Что ж, в этом столетии чехи, будучи частью оставшейся части Volkswagen Group, ни разу не выражали намерения строить какие-либо новые небольшие легковые автомобили, и причина проста – эта тема уже давно прочно «закрыта» Volkswagen. Однако в 2021 году в рамках проекта IconS Get a Makeover дизайнер Skoda Дэниел Хайек опубликовал свое видение преемника 1203, если бы ему суждено было производиться в наше время. Как бы он выглядел.
фото: skoda-storyboard.com Опрос Что вы думаете о Skoda 1203? Проголосуйте за общее количество голосов:
- Хотите связаться со мной?