Большинство людей думают об Арктике как о непроходимом и недоступном месте. Мы с друзьями хотели сломать эти стереотипы и потратить 70 000 рублей на московский автобус. Люди боятся повторять подобное, потому что у них нет «газовых» машин. «На самом деле мы показываем на своем примере, что не обязательно копить всю жизнь на дорогой внедорожник и красивую одежду для путешествий. На своем автомобиле можно перебраться на другой конец нашей огромной страны не просто так Это на асфальте!
В прошлом году мы отправились по зимнику на Северный полюс на Ямал, в этом году решили замахнуться выше и нацелились на самую северную оконечность Якутии. Чтобы попасть из западной России на Дальний Восток, нужно пересечь Сибирь — огромную историческую территорию, простирающуюся от Уральских гор до хребта Тихоокеанского водораздела. Совершили мы путешествие своим ходом в январскую стужу, что не могло не сказаться на выносливости нас, старых московских полярников. Он стонал, его пружины скрипели от перегрузки и регулярно бросали нам всевозможные испытания. Вот мы и прибыли в Усть-Кут. Это кратчайший путь в Западную Якутию. От Усть-Кута до Мирного около 1200 километров дороги, из них около 800 километров — зимники, которые можно назвать «радостными».
Более 60% территории России покрыто вечной мерзлотой. Якутия, крупнейший объект страны, полностью лежит в сплошной зоне вечной мерзлоты. В республике имеется более 10 тысяч километров дорог – зимников, с твердым покрытием в труднодоступных районах и поселках.
Он проходит с декабря по апрель и фактически начинается в поселке Верхнемарково Иркутской области и заканчивается в Тас-Юряхе в Якутии.
Зимник был построен еще в советское время, в 1975 году. По трассе топливо, грузы, геодезическое оборудование и продукция автомобильным транспортом доставляются в западный регион Якутии – центр добычи алмазов России.
Сам зимник считается частью Вилюйской федеральной трассы и обслуживается организацией МУАД (Мильнинское дорожное управление).
Когда уплотненные грунтовые дороги, по которым люди могли легко передвигаться летом, в межсезонье превратились в зимники с непроходимыми болотами, я до сих пор не понимаю, но дороги в этом районе хорошего качества. Совсем другое.
От широких шоссе до разбитых, узких участков с волнами и холмами нам приходилось снижать скорость до 20-30 километров в час и ждать, пока нас пропустят. По этой дороге в основном ездят только грузовики.
Здесь также много аварийно-спасательного оборудования, так как проще и дешевле бросить грузовик, чем эвакуировать его, если в этих локациях что-то сломается.
За те несколько дней, что мы приехали сюда, мы встретили всего несколько внедорожников.
По пути есть несколько месторождений.
На пикете можно насладиться сытными и вкусными закусками. Таких машин на дорогах много, но только в Иркутской области.
Лучше всего взять с собой побольше бензина. На этой дороге нет заправки, и одного бака бензина точно не хватит. Может быть, кто-то что-то продает на пикете, но лучше не рисковать и завести себе — так делают все дальнобойщики, устанавливают дополнительные топливные баки. Всего мы привезли 180 литров бензина и разбросали канистры по багажнику и салону.
По поводу ночлега. Плюс вы сами по себе, отелей здесь нет, потому что все дальнобойщики спят в своих машинах. Можно попробовать попроситься на пикет, но на самом деле этого не дадут. Ночь нам пришлось провести в «Москвиче» с работающим двигателем и включенным обогревателем. Чтобы не обжечься, мы открыли все окна.
В общем, ехать сюда – сплошное удовольствие и море новых впечатлений, особенно по старой Москве.
Мир. Отсюда круглогодичная дорога продолжается на север до Удачни, после чего начинается новый зимник – самая северная дорога в нашей стране.
Далее по Анабарскому зимнику мы добираемся до поселка Юрюнг-Хая – самого северного населенного пункта Дальнего Востока и Якутии, расположенного на 72-й параллели северной широты.
Кроме того, мы путешествовали в условиях полярной ночи в январе в самую холодную погоду (мороз около -50 градусов почти всю поездку), чтобы продемонстрировать легкость этого зимнего пути.
Сам зимник начинается практически от линии Полярного круга.
Кстати, это уже четвертая наша стела, пересекающая Полярный круг за год на старом Московиче. А отсюда вам придется ехать строго на север более тысячи километров!
Зимники – настоящий спасательный круг северных деревень. Это больше, чем просто красивое имя. Хотя почти все села расположены на берегах рек, верховья этих рек не судоходны, что делает невозможным перевозку по воде некоторых вещей, которые были бы слишком дороги или запрещены по воздуху, — например, горюче-смазочных материалов. Бывают лишь короткие холодные периоды, когда можно привезти с собой еду, топливо, строительные материалы и предметы домашнего обихода. Все, что вам нужно, чтобы выжить до следующей зимы.
Около трети пути проходит по лесам, но большая часть пути проходит по самой красивой реке Якутии.
Сначала мы остановились в Оленеке – ласковое название административного центра эвенкийского этнического округа Оленек, расположенное на одноименной реке; Здесь проживает более 2000 человек, большинство из которых — эвенки.
Оленикес – самый крупный в Якутии. Ее площадь эквивалентна размерам такой страны, как Польша, и составляет около 10% всей Якутии. Еще немного хвойного леса и мы достигаем льда реки Малайская Кунанка.
По этой дороге мы приехали в Жиринду, еще одно село Оленюкского района Якутии. Расположен на левом берегу реки Малая Кунанка, притока реки Анабал. Население Чилинды составляет около 700 человек. Основой экономики Насрайга является традиционный экономический сектор северных аборигенов.
Анабалская колонна тянется почти до Саскылахи, вдоль зимника – комплекса вертикальных, вытянутых скал вдоль береговой линии. Они, как и более известные Ленские столбы, образовались в результате сотен тысяч лет ветровой и водной эрозии.
Река Анабар расположена в месте слияния рек Большая и Малая Куонамка и имеет самые высокие и красивые формы рельефа.
Здесь не нужно специализироваться на ловле северного сияния, это явление здесь случается часто, особенно в полярную ночь, главное, чтобы не было облаков.
Здесь нам удается увидеть не только мелких представителей фауны, но и северных волков, росомах, оленей, лосей, а в этой поездке мы едва не встретили овцебыка.
В Анабарском улусе проживает более 3000 человек, 2300 из которых проживают в райцентре Саскылаха. Это одно из самых северных административных образований в мире. Здесь живут в основном долганы, один из коренных этносов севера.
Самый сложный участок Анабарского зимника проходит между селами Саскылах и Юрюнг-Хая. Это 1000 километров к северу от Полярного круга. Здесь заканчивается тайга и начинается тундра, а значит, часто дуют сильные ветры, из-за которых зимой перекрываются дороги. Тракторы чистят их регулярно, но после чистки трактора быстро образуются новые зачистки.
Юрюнг-Хая — самый северный населенный пункт Якутии и Дальнего Востока. Знаковая и необычная деревня. Чтобы добраться сюда, вам не нужен хорошо оборудованный внедорожник.
Этот поселок расположен практически на краю земли, всего в нескольких десятках километров от Северного Ледовитого океана. В селе проживает около 1150 жителей, большинство из которых долганы. Здесь находится современная нефтебаза, куда во время морских перевозок, а затем и дальше по зимникам в холодное время года транспортируется все топливо из поселков и полей по реке Анабал. А не так давно здесь проложили оптоволокно, так что можно предположить, что здесь находится самый северный высокоскоростной интернет.
Самый северный зимник проходим практически для любого легкового транспорта. Просто нужно быть готовым: взять с собой теплую одежду, еду и топливо.
Как видите, возможно все. Даже если Старый Москович поедет на Северный полюс, самую северную точку Якутии, то то же самое можно сделать и на своей машине!
Вспомогательные материалы
- Хотите связаться со мной?