Сегодня это кажется невероятным, но когда-то Испания была мировой сверхдержавой с влиянием в Европе, Южной и Северной Америке, Африке и Юго-Восточной Азии. Однако к началу 20 века испанская держава прошлого исчезла, и после окончания Второй мировой войны Испания стала маргинализированной страной. Но у нее была своя собственная автомобильная промышленность.
Испанская «перестройка»
После поражения гитлеровской Германии все прогрессивные люди относились к Испании негативно или крайне негативно. Хотя Испания официально сохраняла нейтралитет во Второй мировой войне, она была союзницей Третьего рейха почти всю войну. Такое отношение было оправдано: все государства-члены ООН разорвали дипломатические отношения, Франция закрыла свои границы, и только посольства Аргентины и Португалии в Мадриде продолжали функционировать. Тесные отношения испанского диктатора Франсиско Франко с Гитлером были непростительны. Неизвестно, сколько лет Испания была бы низведена до положения маргинализированной страны, если бы не начало Холодной войны и заявление Франко о готовности поддержать США и Западную Европу, когда считалось, что военный конфликт между Испанией и Советским Союзом неизбежен в конце 1940-х годов.
Все это побудило США начать выстраивать отношения с режимом Франко, а вскоре и страны Западной Европы последовали их примеру. В начале 1950-х годов в Испанию начали поступать первые инвестиции из США и других стран. После того, как Франко объявил о модернизации экономики в 1957 году, в Испанию начал поступать западный капитал.
Статья / Историческая база Reliant и двигатель Ford: как появился первый серийный автомобиль Anadol A1 в Турции После окончания Второй мировой войны многие страны стремились иметь собственную национальную автомобильную промышленность, и Турция не была исключением. Однако эта идея долгое время оставалась нереализованной, пока… 1271 0 2 02.03.2025
В Испании, сельскохозяйственном обществе, которое было маргинализировано более 20 лет, промышленность пришлось строить практически с нуля, и автомобильная промышленность не была исключением. Итальянская компания Fiat первой это поняла и установила партнерство с испанской Seat. Позже к ним присоединилась Chrysler Group из США и нашла партнера в Испании, Barreiros; Renault начала сотрудничать с FASA.
Причина, по которой американские и европейские автопроизводители объединили усилия с местными компаниями для выхода на испанский рынок, заключается в том, что испанское правительство хочет защитить свой авторынок от влияния полной иностранной экспансии и хочет развивать местную автомобильную промышленность. Поэтому испанские власти устанавливают высокие пошлины на импортные автомобили, но в то же время активно приветствуют производство иностранных автомобилей в Испании с высокой степенью локализации.
British Motor Corporation (BMC) обратила внимание на быстрорастущий испанский автомобильный рынок позже других компаний, и только в начале 1965 года нашла испанского партнера NMQ (Nueva Montana Quijano). Небольшая компания, производившая автомобильные детали, была не против расширения своего бизнеса, поэтому британская компания предложила создать совместное предприятие. Министерство промышленности Испании приветствовало предложение и выдало все необходимые разрешения, включая строительство автомобильного завода недалеко от Памплоны. Это предприятие было одним из дюжины автомобильных заводов, построенных в рамках плана экономического развития автономного региона Наварра в 1960-х годах.
Рождение англо-испанского бренда
Новая компания получила название Authi (англ. Motor Touring Company в Испании), а ее первым президентом стал Эдуардо Руис де Уидобо, член совета директоров NMQ. Первым автомобилем, сошедшим с конвейера строящегося завода, был Morris 1100 (заводской код ADO16). Интересно отметить тот факт, что хотя первый автомобиль был выпущен в июне 1966 года, компания Authi была официально зарегистрирована только 12 ноября того же года. Однако эта бюрократическая волокита, типичная для Испании того времени, не изменила того факта, что в стране уже работало несколько автозаводов, которые, хотя и производили иностранные автомобили, во многих из них была высокая степень местного содержания. Но всего пятнадцатью годами ранее, в начале пятидесятых, испанская автомобильная промышленность выглядела довольно мрачно, даже жалко.
Morris 1100. Источник изображения: autowp.ru
Строительство завода в Аути площадью 446 000 квадратных метров заняло 14 месяцев, а 30 сентября 1966 года был запущен главный конвейер, собирающий до ста автомобилей в день.
Выбор Morris 1100 был не случаен: эта машина была не только бестселлером в Британии, но и позиционировалась как мировая модель, как сейчас говорят. Она производилась в Британии, Бельгии, Италии, Португалии, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке и даже Югославии. Конечно, она должна была быть на испанском рынке — самом быстрорастущем рынке Европы в середине 1960-х годов. Эта машина была образцовой во всех отношениях: ее «оригинатором» был легендарный британский дизайнер Алек Иссигонис, кузов был разработан итальянским ателье Pininfarina, она имела передний привод и была оснащена поперечно расположенным 1,1-литровым двигателем мощностью 48 лошадиных сил. Кроме того, в отличие от конкурентов, она была оснащена так называемой «гидроупругой» подвеской, разработанной британским инженером Алексом Молтоном. В этой подвеске функцию пружины выполняют резиновые конусы, а стойки всех четырех колес связаны единой гидравлической системой, что позволяет минимизировать колебания кузова при движении по плохим дорогам.
Morris 1100. Источник изображения: autowp.ru
Скромные успехи
В октябре 1968 года на конвейер Authi поступила вторая модель — хэтчбек Mini 1275 C. Он был разработан для прямой конкуренции с Seat 600, самой продаваемой моделью на испанском рынке в то время. Чтобы затмить своего конкурента, Authi Mini был оснащен кожаной обивкой, деревянной отделкой, тахометром, фарами на бампере и деревянным рулевым колесом. Этот хорошо оснащенный хэтчбек привлек многих покупателей, а Morris 1300, выпущенный в том же году и оснащенный двигателем мощностью 58 л с., помог Authi завоевать 5% испанского автомобильного рынка к концу 1968 года.
Morris 1300. Источник изображения: autowp.ru
Тем временем дела у материнской компании BMC шли не так хорошо: изменение экономической политики британского правительства вызвало серию забастовок, сбоев в логистике, тысячи увольнений и падение производства автомобилей. Все эти проблемы в конечном итоге привели к тому, что BMC сократила производство автомобилей на 23% в 1967 году, что привело к убыткам в размере 7,5 млн фунтов стерлингов. Мир, включая правительственных чиновников, пришел на помощь компании, и вскоре после этого было объявлено, что BMC будет объединена с другим британским производителем автомобилей, British Leyland Motors.
Фото: The359, wikipedia.org
Новый владелец имел серьезные планы на Authi, и помимо расширения ассортимента моделей, выпускаемых в Памплоне, новой модификацией Mini, он приобрел контрольный пакет акций у NMQ в июле 1969 года. В мае 1973 года British Leyland приобрела 98% акций за 4 миллиона фунтов стерлингов. В результате произошло то, чего тогда опасалось испанское правительство — компания стала уже не совместным предприятием, а полностью иностранным предприятием. Правда, никакой «оптимизации» британцы проводить не собирались, наоборот, планировали увеличить годовой объем производства до 140 000 автомобилей к 1977 году. Кроме того, планировалось экспортировать около 50 000 автомобилей. До этого Authi производила в среднем около 20 000 автомобилей в год.
Конец английской эпохи
Статья / История Национальные проекты гаражного масштаба и сборка на коленках: как Кения создала собственную автомобильную промышленность Многие страны третьего мира пытались создать собственную автомобильную промышленность. Однако ни одна страна не смогла повторить достижения Кении, у которой, кажется, есть автомобильная промышленность, но при этом отсутствует… 1246 1 2 01.06.2025
Конечно, для реализации такого плана нужны были деньги, и это была немалая сумма. Таких денег у British Leyland в середине семидесятых не было. К тому же обострились внутренние проблемы: автомобили Authi всегда славились плохой сборкой и качеством деталей. Уровень локализации некоторых моделей превышал 70%, но на тот момент культура производства испанских компаний была незрелой, поэтому качество местных деталей не внушало оптимизма. Кроме того, медленный рост заработной платы и социальные проблемы привели к многочисленным забастовкам на испанских заводах и в мастерских, что также негативно отразилось на производстве автомобилей Authi.
Наконец, British Leyland решила продать свой испанский филиал и начала искать покупателя в 1974 году. General Motors сразу же нашла покупателя. Однако сделке воспротивился Ford, который не хотел, чтобы «неплательщик» выходил на испанский рынок. Ford только начинал укореняться в Испании и вложил значительные средства в строительство современного завода в Валенсии для производства перспективной модели Fiesta, в то время как General Motors предлагала всю готовую продукцию по самой низкой цене?
По совпадению: в октябре 1974 года на заводе в Аути вспыхнул пожар по «неизвестным причинам». Почти сразу же стали рассматриваться версии поджога, в то время как «информированные источники» утверждали, что пожар не был естественным. Однако на тот момент никаких доказательств не было. В любом случае, GM не удалось приобрести завод в Аути, и ей пришлось построить собственный завод в Сарагосе.
British Leyland продолжала искать покупателя, и вскоре появился второй претендент — SEAT. SEAT приобрела Authi в июне 1975 года за 1,1 миллиарда песет (около 8,8 миллионов фунтов стерлингов). Все британское производство автомобилей было немедленно остановлено, и Austin de Luxe, который производился только в Испании и только для испанского использования менее года, также был снят с производства.
Austin Allegro 1100 Deluxe. Фото: autowp.ru
За годы существования Authi в Памплоне выпускались Morris/MG/Austin 1100/1300, Mini, Mini Cooper, Austin Apache, названный в честь Виктории, и Austin de Luxe. Самым высоким производственным годом англо-испанской компании был 1973 год, когда было выпущено 43 300 автомобилей; с 1966 по 1975 год Authi произвела в общей сложности 224 853 автомобиля. В феврале 1976 года с конвейера в Памплоне сошел первый Seat 124, открыв новую эру для Authi и завершив ее историю.
sEAT 124. Источник изображения: autowp.ru
Однако на этом история не заканчивается. В 2010 году испанский бизнесмен Родриго Сантос приобрел права на бренд Authi, но никаких слухов о полном возрождении компании не было ни тогда, ни сейчас. В Испании до сих пор нет национальной автомобильной промышленности, несмотря на стремление испанского правительства и генерала Франко развивать автомобильную промышленность страны еще в 1950-х годах. Крупнейший испанский производитель автомобилей Seat полностью принадлежит Volkswagen Group. Все остальные важные автозаводы и фабрики по производству автомобильных деталей также, как правило, принадлежат иностранным владельцам.
Таким образом, шансы на возрождение Authi как независимого производителя автомобилей массового спроса невелики.
- Хотите связаться со мной?