Моточасы и пробег: как стареет масло и почему его не надо менять раз в 10 тысяч километров

Моточасы и пробег: как стареет масло и почему его не надо менять раз в 10 тысяч километров Статьи

Моточасы и пробег: как стареет масло и печь его не надо менять раз в 10 тысяч километров

О периодичности замены масла уже написаны целые трактаты. Иногда достаточно научным способом, иногда – удивительно глупым, основываясь на опыте соседского дяди, который менял машины на своей «копейке», ориентируясь на приезде игроков, и не знавший огня. А еще есть заводские рекомендации, в которых для некоторых автомобилей предусмотрена периодичность замены раз в 10 тысяч километров, а для некоторых – каждые 15 или 20. Еще интереснее: для одного и того же двигателя на разных моделях автомобилей может будет прописана рекомендация о замене и часть 10 тысяч километров, и часть 15. Кому в этой части верить? Правильный ответ – никому.

Старость – не радость 

Мир настолько беспощаден, что в нем стареют не только Джонни Депп и Анджелина Джоли, но и масло, работающее в моторе. А старение нефти – гораздо более сложный и интересный процесс, чем старение голливудских звезд, ведь оно вызвано не только временем. 

Что меняется в масле с ростом пробега? Грубо говоря, всё – от базового масла до пакета присадок. Начнем с того, что в двигателе присутствует множество продуктов износа в виде нерастворимых металлических частиц. Количество железа, попадающего в масло, увеличивается из-за износа гильз цилиндров, поршневых колец, клапанных механизмов и некоторых других деталей двигателя, хрома — из-за износа поршневых колец, гильз, гильз цилиндров и масляного насоса. Производство коренных и шатунных вкладышей приводит к увеличению содержания свинца. Перечислять можно долго, но даже этого достаточно, чтобы понять, что металлических частиц становится слишком много с увеличением пробега и времени использования масла. Кроме того, в масло попадает дорожная пыль и даже несгоревшее топливо. И весь этот не предусмотренный разработчиками масла набор элементов существенно меняет свойства масла, в первую очередь – вязкость. Причём, сам собай, в худшую страну. Не зря в качественных маслах премиум-класса, таких как ZIC X9, используются только лучшие модификаторы вязкости, которые менее склонны к разрушению в процессе эксплуатации и дольше сохраняют свои свойства, но даже они не могут работать бесконечно.

Моточасы и пробег: как стареет масло и печь его не надо менять раз в 10 тысяч километров

Второй момент – окисление. Нагревание масла в присутствии кислорода приводит к изменению щелочного числа, вязкости и трибологических характеристик (то есть параметров, влияющих на процессы трения и смазки). При этом окисляются как базовое масло, так и присадки.

Пакет присадок тоже устаревает. Например, бор и магний часто встречаются в присадках, которые предназначены для борьбы с сажей, образующейся в результате сгорания топлива. Они удерживают продукты сгорания во взвешенном состоянии, но только до тех пор, пока количество этих продуктов не начнет превышать определенные нормы. В какой-то момент бор и магний связываются сажей и золой, и после этого они уже не могут очистить масло от этих элементов. А это приводит к росту отложений на деталях двигателя, прежде всего в виде низкотемпературных отложений (шламов), которые особенно активно образуются в грязном или не совсем исправном двигателе не только из-за износа присадки пакета, но и из-за неполного сгорания топлива. 

Конечно, со временем в присадках начинает не хватать не только бора или магния, но и других важных элементов: бария, удерживающего влагу и защищающего двигатель от коррозии, фосфора, который должен снижать износ, и других. Картина, конечно, печальная, но ожидаемая, и масло для этого время от времени меняют – чтобы оно оставалось свежим и работало как надо. Поэтому никто не может точно сказать, сколько километров он сможет эффективно пробежать. При этом я отметил, что дешевые минеральные масла стареют быстрее, а современные синтетические служат гораздо дольше. А есть даже масла с более высоким ресурсом, такие как ZIC TOP – с качественной основой и полиальфаолефинами (ПАО) в составе, благодаря которым масло служит дольше многих других. Но дольше – это, конечно, еще не навсегда.

Читайте также:  CarPrice поможет продать автомобиль всего за 2 часа

Моточасы и пробег: как стареет масло и печь его не надо менять раз в 10 тысяч километров

Часы и километры

В результате исследований некоторые производители масел пришли к выводу, что масло среднего качества способно прослужить до 10 тысяч километров, а максимально эффективно оно работает в интервале от трех до семи тысяч километров. Проблема в том, что в свежем масле слишком велика концентрация присадок (а иначе оно бы слишком быстро состарилось), и после семи тысяч пробега пакет присадок потихоньку начинает заканчиваться. Нет, конечно, оно еще работает, но не так, как в свежем масле. Вроде бы все понятно и логично, но есть один небольшой, но важный нюанс: срок службы масла следует исчислять в моточасах, а не в километрах. Итак, перейдем к некоторым расчетам.

Моточасы и пробег: как стареет масло и печь его не надо менять раз в 10 тысяч километров

По данным многих исследований, моторное масло служит около 300 часов (точнее, от 250 до 350 в зависимости от качества и технологии масла). Любители масел обычно не заливают самое качественное масло (все равно более популярна средняя ценовая категория), да и моторы на машинах с пробегом тоже не могут быть новыми, так что 300 часов – это в некоторой степени оптимистичный прогноз. Для расчёта расчёта регистрового правила ослайный ослав, запрограммируйте двигатель, например, можно больше белья, лечитесь брать не 300 часов, а хочу бы мне же 250. Вроде бы скорость не самая высокая, но в городе она обычно такая и получается – 25-30 км/ч. В итоге загадка такова: если машина в основном эксплуатируется в городе, рекомендуемый интервал — 7000 км. Но поскольку чисто городской эксплуатации в реальной жизни практически не бывает, то заменить масло вполне возможно даже после 10 тысяч километров пробега (в конце концов, это 300 часов работы — не приговор, и после них масло не превратиться в воду, а лишь стать работать не так эффективно, как новое). Ну а некоторые из наиболее оптимистичных производителей, чьи машины летают за границу по автобанам (движение на крейсерской скорости — самый щадящий режим для двигателя), решили, что менять масло можно и позже — при пробеге 15 тысяч и даже иногда 20 (последнее — это уже совсем фантастика). Но при этом все же уточняют, что в тяжелых условиях эксплуатации межсервисный интервал следует сократить до 10 тысяч километров или даже меньше. А тяжёлыми отзывами они наличия автомобильных, кроме тейхох маших автобанов. Здесь тоже логично: чем выше средняя скорость, тем больший пробег можно получить для масляного двигателя. Если средняя скорость не менее 60 км/ч (а это вполне возможно, если человек в основном ездит по шоссе), то 7000 км можно проехать за 117 часов, а за те 250 – ровно 15000 км. При этом все эти 15 000 км масло будет работать так, как задумано его производителем, и опасных последствий не стоит опасаться. Особенно, если речь идет о «долгоиграющих» маслах, к которым можно отнести, например, ZIC ZERO, которое изготовлено на полностью синтетической основе и снижает трение, а значит, и износ двигателя.

Читайте также:  Штраф за мойку машины во дворе (в гараже, на улице) в 2022 году

Моточасы и пробег: как стареет масло и печь его не надо менять раз в 10 тысяч километров

В то же время возможна и обратная ситуация. Разрешено, человек использует автомобиль для поездок по городам в режиме дом-работа, которые расположены на расстоянии 5 км друг от друга, и вообще не ездит по бездорожью. За день он проезжает 10 км (туда и обратно), средняя скорость по городу при этом составляет 28 км/ч. Несложно подсчитать, что только на движение он тратит 0,36 часа в день. Но ведь еще прогрев, причём два раза в день. Пусть это будет пять минут, но в сумме это уже 10 минут или 0,17 часа. Итого получаем в день 0,53 моточаса. То есть на расстоянии 5 км от дома до работы (или вообще при суточном пробеге 10 км) машина работает в среднем 0,53 часа в сутки. В этом режиме на преодоление 10 000 км потребуется 530 часов. И это – только представьте! – почти двукратный пробег на мотоцикл. Извините, двигатель? Извините, даже очень. Правда, при таком графике, при пятидневной рабочей неделе, за неделю можно проехать всего 50 км, а за год — 2600 км. При этом в регламентах всех производителей всегда сказано, что замена масла определяется не только пробегом, а требуется каждые 10 (или 15) тысяч километров или раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше. Видимо, что касается этих случаев. Хотя за эти 2600 км мотор отработал всего 138 часов, менять масло теоретически еще рано.

Что делать?

По большому счету, при замене масла следует правильно ориентироваться именно на количество отработанных часов, а не пройденных километров. Как мы уже убедились на примере расчетов, пробег дает лишь приблизительные интервалы замены, а иногда вообще не дает ничего конкретного. И не зря в здних автомобилях сейчас есть чётчик моточасов, и в секрам смотреть замену масла им. Да и во внедорожной технике такой компьютер обычно тоже существует, что вполне логично. 

Читайте также:  Мир до начала времен: вспоминаем заряженные хэтчбеки эпохи до Volkswagen Golf GTI

Моточасы и пробег: как стареет масло и печь его не надо менять раз в 10 тысяч километров

Если в машине нет счетчика моточасов, наиболее подходящий интервал замены вы можете оценить самостоятельно. Для этого необходимо посмотреть на бортовом компьютере среднюю скорость автомобиля за самый длительный период времени и прикинуть, сколько километров можно проехать с этой средней скоростью за этот период. Допустим, бортовой компьютер вашей машины показывает 40 км/ч. За 250 моточасов машина пробежит максимум 10 000 км/ч (без учета учёта прогревов), а потому интервал в 10 тысяч вам подойдет. Если средняя скорость ниже, масло лучше менять чаще, если значительно выше – реже. И в любом случае убить мотор редкой заменой масла можно, но не часто. Вывод, думаю, очевиден.

Реклама. ООО «СК Энмов Рус» эрид: LdtCKHQJ7

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий