О глубине протектора шин: какая ее величина считается нормальной и каковы допуски ПДД
Протектор шины — не просто произвольной формы и рельефный, а тщательно просчитанный инженерами элемент. О протекторах и связанных с ними недоразумениях — в материале Autonews.ru
Фото: Вольфганг Кумм/dpa/Global Look Press
- Что такое остаточная глубина протектора шин
- Требования ПДД к глубине протектора
- Для летних шин
- Для зимних шин
- M+S — не всесезонка
- Почему важно знать остаточную глубину протектора шин
- Остаток протектора влияет на площадь пятна контакта?
- Почему изношенная резина ведет себя хуже?
- Износ протектора: как понять, что шины износились
Что такое остаточная глубина протектора шин
Остаточная глубина протектора (также называемая протектором шины) — это кратчайшее расстояние между самой нижней и самой высокой точками профиля протектора. Он измеряется в миллиметрах и имеет допуски, предусмотренные ПДД для различных транспортных средств и типов шин. Ниже показан пример измерения остаточной глубины.
Фото: Оливер Ринг/Imagebroker/Global Look Press
Требования ПДД к глубине протектора
Правила дорожного движения четко оговаривают допустимую глубину протектора шин для различных типов транспортных средств и самих шин в зависимости от сезона. Мы перечисляем эти допуски ниже.
Для летних шин
Согласно техническому регламенту Таможенного союза, разрешенный для летних шин остаток протектора варьируется в зависимости от категории транспортного средства.
- Для категорий от L1 до L7 включительно остаточная высота должна быть не менее 0,8 мм. Перечисленные категории включают мотоциклы, магнаты, мопеды, скутеры, мотоциклы, трайки и квадроциклы. Другими словами, это самые легкие автомобили, за исключением, пожалуй, персональных мобильных устройств (ПИМ), таких как электросамокаты.
- Для категорий Н2, Н3, О3, О4 остаточная высота должна быть не менее 1 мм. К ним относятся: Н2 — грузовые автомобили максимальной массой от 3,5 тонн до 12 тонн; Н3 — грузовые автомобили максимальной массой более 12 тонн; О3 — прицепы максимальной массой от 3,5 тонн до 10 тонн; вес прицепа более 10 тонн.
- Для категорий М1, Н1, О1, О2 остаточная высота должна быть не менее 1,6 мм. В перечень категорий входят: М1 — легковые автомобили; Т1 — легкие грузовики с максимальной массой до 3,5 тонн; О1 — легкие прицепы с максимальной массой до 750 кг; О2 — прицепы с максимальной массой до 750 кг.
- Для категорий М2 и М3 остаточная высота должна быть не менее 2 мм. Сюда входят автобусы, троллейбусы и специализированные пассажирские транспортные средства с числом сидячих мест более восьми (без учета места водителя). Максимально допустимая масса – до 5 тонн для категории М2 и более 5 тонн для категории М3.
Для зимних шин
В отличие от летних, которые детально разделены по весу и назначению автомобиля, предписанная глубина протектора для зимних шин все одинакова: не менее 4 мм. Во избежание споров и вольной трактовки назначения конкретных моделей шин в правилах даны четкие признаки для зимних шин: наличие символа трехвершинной горы и снежинки на горе. Часто этот символ называют просто «Горная снежинка». Кроме того, на боковине зимних шин практически всегда имеется дополнительная маркировка «M+S»: Mud+Snow. Это буквально «грязь и снег».
Фото: Йохен Так/Imagebroker/Global Look Press
M+S — не всесезонка
К сожалению, в Интернете давно укоренилось ошибочное мнение, что сам логотип «M+S» является свидетельством всесезонности резины и ее пригодности для работы в условиях «мягкой зимы» (ведь есть слово, обозначающее » снег!»). Это не верно. Точнее, это утверждение было бы верно, если бы под «теплой зимой» понимали, что стрелка термометра не входит в синюю зону (хотя бы на короткое время). Потому что настоящие всесезонные шины по понятным причинам всегда имеют в комплекте с «M+S» один и тот же «Mountain Snow». Поскольку этот символ является обязательным для шин, способных эффективно работать при минусовой температуре (то есть не загорать). С другой стороны, символ «M+S» может интерпретироваться каждым производителем шин совершенно свободно и обычно означает более агрессивный протектор, а не резиновую смесь, адаптированную к низким температурам. Кроме того, эти буквы обычно можно встретить на полностью летних моделях, характеристики протекторов которых начинают существенно ухудшаться даже при минусовой температуре. Отрицательные числа вообще не имеют никакого эффекта. Поэтому стоит запомнить важное правило: чтобы исправно функционировать при минусовой температуре (любой!), на шинах должна быть маркировка «Снежинки на горе».
Почему важно знать остаточную глубину протектора шин
Звучит крайне банально, но оставшаяся глубина протектора самым непосредственным образом влияет на характеристики шины и, следовательно, на безопасность. Но с этого момента началось самое интересное, а точнее вылезло еще несколько принципиальных недоразумений, которые были широко скопированы в Интернете.
Остаток протектора влияет на площадь пятна контакта?
Да, это имеет некоторое влияние. Но по мере износа протектора пятно контакта не уменьшается (как принято считать), а наоборот. Но обо всем по порядку.
Если вы введете в любую из строк поиска что-то вроде «влияние высоты протектора на сцепление», на первой странице появится картинка, показывающая несколько вариантов износа шин и соответствующий процент оставшегося сцепления. И, судя по этой инфографике, получается, что чем больше изнашивается резина, тем меньшую поверхность контакта она имеет с полотном. Утверждается, что протектор изнашивается на высоту 1,6 мм, а на высоких скоростях фактически соприкасается с несколькими квадратными сантиметрами асфальта.
Однако если подумать об этом с точки зрения здравого смысла, глядя на недавнюю шину (любую), возникает закономерный вопрос: откуда берется уменьшение площади контакта из-за износа протектора? Получается, что полностью «лысые» покрышки вообще плавают по дороге? . да и нет. Но дело тут в том, что, вставляя эту иллюстрацию, часто забывают существенный момент: добавить пояснение, описывающее результаты работы на мокром асфальте. На мокром асфальте всегда возникает эффект аквапланирования – шина плавает на пленке воды, вызывая некоторую потерю пятна контакта. К тому времени все встанет на свои места. Далее, высота протектора, выполняющего функцию отвода воды (зимой также удаляются снег и «каша»), действительно напрямую влияет на устойчивость и безопасность поведения автомобиля на скорости. Поэтому в шапке предоставляем таблицу с правильным названием.
Фото: Гоншик77777/drive2.ru
И, чтобы подчеркнуть уже сказанное, если у вас все еще есть сомнения: посмотрите самые известные кольцевые гонки. В Формуле-1, Ле-Мане и других подобных гонках шины либо вообще не имеют рисунка, либо ограничиваются несколькими канавками на «дождевых» покрышках — просто для отвода воды с контактной поверхности. Согласитесь, вряд ли гоночный инженер не понимает, как работают шины. Просто идеальная асфальтированная трасса не обязательно должна обеспечивать все жизненные ситуации, с которыми сталкивается среднестатистический водитель: вода, снег, грязь, пыль, мелкий гравий, скользкая трава и т д. Поэтому в гонках мы стремимся к максимальному пятну контакта, а не к универсальности и глубине рисунка протектора. Поэтому он часто отсутствует.
Почему изношенная резина ведет себя хуже?
Однако, учитывая вышеизложенное, могут возникнуть следующие проблемы. Получается, что если на улице сухой и ровный асфальт, старые шины лучше новых, потому что площадь контакта увеличивается по мере износа протектора? .. Нет, не лучше.
Потому что это связано не только с площадью контакта, но и с составом резины. Свойства материалов, из которых изготовлены шины, очень различаются. Вблизи нижней части протектора (т.е при износе) состав смеси меняется, постепенно заменяя максимальные фрикционные свойства другими свойствами: позволяющими сохранять форму, сопротивляться проколам от камней, не растрескиваться от нагрева, т.е хотя площадь контакта остается Не меняется (или растет), но чем ниже высота протектора после прохождения критической отметки, тем менее «жесткой» является сама резиновая смесь.
Износ протектора: как понять, что шины износились
Теоретически степень износа протектора шин можно точно определить с помощью специального измерительного прибора. Простейшие штангенциркули прекрасно справятся со своей задачей в домашних условиях. Однако мы перечислили все основные методы измерения глубины протектора, включая традиционный метод.
- Вышеупомянутый шиномонтажный инструмент: похож на штангенциркуль, но более компактен и облегчает выполнение задачи. Существует обычная версия с градуировкой и более продвинутая цифровая версия.
- линейка. Самый простой и очевидный выбор.
- монета. В России обычно используют шкалу в два рубля, и «масштаб» этой меры известен давно.
- Маркировка на самом протекторе. Производители часто наносят на шины маркировку, указывающую на износ. Это могут быть прямые цифровые штамповки в миллиметровом масштабе, а могут быть цветные полосы или зонирование в продольных листах, изношенных до такой степени, что указывает на необходимость замены резины.
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?