Первый мотоцикл в мире: история, устройство, технические характеристики

Первый мотоцикл в мире: история, устройство, технические характеристики Новости

29 августа мировое мотосообщество отмечает день рождения первого мотоцикла. Что это за машина? Заслуживает ли он короны пилотной модели?

Первый в мире мотоцикл: история, конструкция, технические особенности

Реплика мотоцикла Daimler Petroleum Reitwagen в музее Mercedes-Benz в Штутгарте (Фото: Олег Головнев/Shutterstock/FOTODOM)

  • Что это
  • конкуренты
  • оборудование

История первого мотоцикла

Первым в мире мотоциклом был Daimler Petroleum Reitwagen (по-немецки «керосиновый велосипед Даймлера»), патент на который инженер Готлиб Даймлер подал 29 августа 1885 года. Патент DRP № 36-423 описывает «транспортное средство, работающее на бензине» или нефтяной двигатель».

Строго говоря, Готлиб Даймлер и его помощник Вильгельм Майбах не ставили перед собой задачу стать «отцами мотоциклов». Легкий передвижной стенд им понадобился лишь для испытания второго образца бензинового двигателя внутреннего сгорания (запатентован 3 апреля 1885 г.), который первоначально разрабатывался для установки на более крупную карету — прототип автомобиля. Проблема заключалась в том, что одноцилиндровый двигатель, прозванный из-за своей формы «дедушкиными часами», родился без достаточной мощности для выполнения своей основной задачи. Нам нужно промежуточное решение, и это Reitwagen.

Его первое испытание провел 17-летний сын Готлиба Даймлера Пауль 18 ноября 1885 года в Канштатте, на месте экспериментальных мастерских Даймлера и Майбаха, в нескольких километрах между Канштаттом и Унтертюркхаймом. Тест-драйв мог закончиться печально: из-за специфической системы воспламенения рабочей смеси (о ней речь пойдет ниже) седло Reitwagen, расположенное непосредственно над устройством, перегрелось и в итоге даже загорелось.

Первый в мире мотоцикл: история, конструкция, технические особенности

Реплика мотоцикла Daimler Petroleum Reitwagen Готлиба Даймлера (1885 г.) в музее Mercedes-Benz в Штутгарте (Фото: Mercedes-Benz)

Позже автомобиль тестировал Вильгельм Майбах. Вернулся с выводом: «Это костедробилка». Было бы странно ожидать от «Райтвагена» чего-то иного, поскольку основные деревянные колеса с металлическими ободами не имеют никакой амортизации. Но «первый мотоцикл» выполнил свою миссию в качестве испытательного стенда, проложив путь Даймлеру и Майбаху к созданию в 1886 году первого самоходного экипажа (ходовая модель Patent-Motorwagen, предложенная Карлом годом ранее) на дороге. Mercedes-Benz считается первым в мире автомобилем и представлял собой трехколесное транспортное средство).

Читайте также:  6 классных маршрутов для автомобилистов на праздники. Куда поехать

Фактически после этого «ребенок» оказался бесполезен «родителю», а «Райтваген» пылился на окраине Каннштаттского предприятия, пока не сгорел вместе с ним в 1903 году. Сегодня у Reitwagen имеется более дюжины ходовых реплик, построенных в честь столетия автомобиля, различающихся по размеру и дизайну, поскольку они были заимствованы из разных версий мотоцикла, конструкция которых претерпела определенные изменения. После создания Reitwagen ни Готлиб Даймлер, ни Вильгельм Майбах не вернулись к дизайну мотоциклов.

Первый в мире мотоцикл: история, конструкция, технические особенности

29 августа 1885 года инженер Готлиб Даймлер выдал патент DRP № 36-423, описывающий «транспортное средство, оснащенное газовым или нефтяным двигателем» — Daimler Petroleum Reitwagen (Фото: Mercedes-Benz)

Но уже в 1894 году Hildebrand & Wolfmüller, первая в мире немецкая компания, начала серийное производство мотоциклов собственной конструкции. Четыре года спустя то же самое начала делать Triumph в Великобритании, еще через год производство моторизованных двухколесных транспортных средств взяла на себя французская Peugeot, а в 1903 году на свет появился первый Harley-Davidson. Но это другая история.

Претенденты на звание первого мотоцикла

Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах стали «отцами» первого в мире мотоцикла. А чемпионство Райтвагена вполне условно. В целом, это транспортное средство не является мотоциклом, поскольку оно не может катиться или управляться путем наклона водителя. Дополнительные маленькие колеса по обеим сторонам заднего основного колеса позволяют избежать этого, обеспечивая устойчивость. Поэтому альтернативное название немецкого «лафета» «Einspur» (однопутный, нем.) некорректно.

Первый в мире мотоцикл: история, конструкция, технические особенности

Реплика мотоцикла Daimler Petroleum Reitwagen (Фото: Джереми Вольф / CC BY-SA 4.0 / Wikipedia Commons)

Сторонники «немецкой теории» изобретения мотоцикла ссылаются на определения, содержащиеся в… Оксфордском словаре английского языка и Британской энциклопедии. Там мотоцикл — это двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, использующим в качестве топлива нефтепродукты. Но, как мы видели, Reitwagen не совсем двух- или даже трехколесная машина, и, во-вторых, по этой логике новейшую электрическую модель пришлось бы отказать в праве называться «Reitwagen» мотоцикл.

Если под мотоциклом понимать велосипед с любым двигателем, то на право «родства» вполне обоснованно могли бы претендовать следующие транспортные средства:

1. Французская компания Мишо-Перро в 1867 году изготовила заднеприводный «велосипед с паровым двигателем». Носителем последнего является серия велосипедов с металлическими рамами, выпускаемая фабрикой Пьера Мишо с 1863 года, с годовым тиражом более 400 единиц. Компактный одноцилиндровый двигатель конструкции Луи-Гийома Перро, работающий на парах спирта, в версии 1884 года оказался достаточно мощным, чтобы разогнать переднеприводный трицикл почти до 30 км/ч, а запас хода автомобиля составлял примерно от 50 до 90 километров в зависимости от условий. 26 декабря 1869 года Перро подал заявку на патент на свой первый «паровой велосипед.

Читайте также:  Новые штрафы, свежие модели и повышение цен: главные автособытия недели

Первый в мире мотоцикл: история, конструкция, технические особенности

Паровой велосипед Мишо-Перро 1869 года на выставке Motorcycle Art Show, Нью-Йорк, 1999 год (Фото: ROGERIOMACHADO / CC BY-SA 2.0 / Wikipedia Commons)

2. Американец Сильвестр Говард Ропер не запатентовал свое изобретение, но известно, что он представил свой «паровой велосипед» примерно в то же время, что и компания Michaux-Perraux. В 1884 году его вторая версия была оснащена одноцилиндровым двигателем мощностью около 3 лошадиных сил и.

3. В 1884 году итальянский учёный и инженер Энрико Дзено Бернарди впервые установил на трёхколесный велосипед бензиновый двигатель внутреннего сгорания исходный
Он разработал одноцилиндровый двигатель объемом 121,6 куб.см для швейной машины своей дочери Пии и назвал двигатель в ее честь, который некоторые считают первым в мире мотоциклом и первым автомобилем.

Однако корону изобретателя мотоцикла принято вручать Готлибу Даймлеру и Вильгельму Майбаху. Почему? В этом случае на вопрос принято отвечать: «Так сложилось исторически». Вспоминаются слова Виктора Гюго: «Нет ничего в мире могущественнее, чем идея, время которой пришло». Это прекрасно применимо и к истории изобретения мотоцикла.

Первый в мире мотоцикл: история, конструкция, технические особенности

Реплика мотоцикла Daimler Petroleum Reitwagen Готлиба Даймлера (1885 г.) в музее Mercedes-Benz в Штутгарте (Фото: Mercedes-Benz)

Устройство и технические характеристики первого мотоцикла

Деревянная рама и колеса Reitwagen уже устарели на момент его создания. Установленное седло не добавляет элегантности этому автомобилю. «Рейтваген выглядел как орудие пыток», — писала наша современница, американка Мелисса Холбрук Пирсон, эссеист и страстная фанатка мотоциклов. Но экономичные решения при строительстве авианосцев позволяют снизить стоимость мобильных стендов для испытаний бензиновых двигателей внутреннего сгорания.

Это был четырехтактный одноцилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения объемом 264 кубических сантиметра и мощностью 0,5 литра и. Скорость вращения составляет 600 об/мин. За подготовку топливно-воздушной смеси отвечал плавающий карбюратор конструкции Вильгельма Майбаха. Поскольку электрическая система того времени была далека от совершенства, двигатель имел не искру, а систему калильного зажигания. Рабочая смесь, поступающая в цилиндр через тарельчатый клапан, воспламеняется при контакте с предварительно нагретой платиновой трубкой во время такта сжатия и затем поддерживает необходимую температуру за счет сгорания топлива.

Читайте также:  Китайцы решили выкупить у Audi завод. Его закрытие вызвало протесты

Первый в мире мотоцикл: история, конструкция, технические особенности

Чертеж высокоскоростного вертикально-цилиндрового «газомасляного двигателя», разработанного Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом. Даймлер запатентовал двигатель, известный из-за его внешнего вида как «дедушкиные часы», 3 апреля 1885 года (Фото: Mercedes-Benz)

Усилие, создаваемое двигателем внутреннего сгорания, установленным под сиденьем, передается на задние ведущие колеса посредством ременной передачи. После модернизации зимой 1885-1886 годов количество передач было увеличено с 1 до 2. Первоначальная конструкция 1884 года предполагала использование ручки на рулевом колесе для активации ременной передачи, которая включала тормоза при повороте в другом направлении. Однако на рабочем прототипе от сложной системы составного рулевого рычага, оснащенного зубчатой ​​передачей, отказались в пользу традиционного велосипедного руля, а переключение передач осуществлялось соответствующими рычагами.

Reitwagen весит около 90 кг и развивает максимальную скорость примерно 11-12 км/ч.

Технические характеристики Reitwagen Длина, мм 1680 Ширина, мм 610 Высота, мм 1040 База, мм 1030 Тип двигателя Бензиновый одноцилиндровый карбюраторный Объем двигателя, см3 264 Мощность, л и. (об/мин) 0,5 (600) Объем топливного бака, л 2 Масса мотоцикла, кг 90 Максимальная скорость, км/ч ≈12

Также читайте:

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий