Эксперт Мосеев назвал западные бренды, которые первыми вернутся в Россию
Как японские и корейские бренды пытаются не уступить российский рынок китайским брендам? Почему автомобили скоро снова подорожают
Фото: КЕЛЕНИ/Shutterstock/FOTODOM
Как Mazda, Toyota, Hyundai и Kia заявляют о себе в России? Чем отличаются новые схемы взаимодействия дилеров с производителями и покупателями? Какие «чиновники» не боятся санкций?
На эти и другие актуальные вопросы в интервью Autonews.ru ответил бывший председатель Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Олег Мосеев.
Олег Мосеев (Фото: из личного архива)
— Сколько автомобилей прошлых лет сейчас находится в автопарке дилера?
— В начале года автопарк Китая составлял около 350 000–370 000 автомобилей, в том числе около 100 000 автомобилей марки Lada, а также такие марки, как Moskvich и Soler. С учетом параллельно импортируемых моделей парк составляет около 500 000 автомобилей. Если посмотреть данные за пять месяцев, то парк сократился примерно на 100 000 автомобилей. То есть по состоянию на июнь парк составлял около 400 000 автомобилей. В настоящее время парк по-прежнему давит на производителей и дилеров. Но, конечно, в большей степени затоваривание — это проблема самих производителей.
— Когда, по-вашему, рынок восстановится? Продажи практически стоят, в том числе на вторичном рынке.
— Это как гадать на кофейной гуще, так как зависит от многих факторов, включая внутреннюю уверенность потребителей в будущем и все еще высокую базовую процентную ставку центробанка. Программы кредитования автопроизводителей остаются поддержанными, но условия этих программ часто непопулярны не только у потребителей, но и у дилеров. Трудно предсказать, когда эти негативные факторы сойдут на нет. Я ожидаю, что вторая половина 2025 года будет значительно лучше первой. Но в целом продажи в этом году определенно будут хуже первой половины.
Фото: Булкин Сергей / news.ru / Global Look Press
— В связи с этим стоит ли ожидать роста цен? Если да, то когда и на сколько?
— Я не ожидаю роста цен в ближайшее время, если только не случится чего-то непредвиденного. Склады явно затоварены, а производители конкурируют за рынок. Более того, несмотря на то, что рубль держится на достаточно хорошем уровне, активность потребителей сейчас слабая. Производители снижают цены и даже предлагают скидки, поэтому я считаю, что мы сможем пережить лето в тех же условиях, что и сейчас. Но я не хочу делать никаких прогнозов о том, что будет дальше.
— Как вы оцениваете официальный выход Ideal Auto на российский рынок? Действительно ли эти продажи официальные?
— С Ideal Auto все понятно — это не прямая продажа в традиционном понимании. SINOMACH — торговая компания, которая сотрудничает с Ideal, но речь не идет о дилере, аффилированном с производителем, который дает гарантии от его имени. У Ideal Auto вообще нет никаких гарантий. Компания в настоящее время продает автомобили только через частных лиц, обещая завершить одобрение модели к ноябрю, но пока этого, судя по всему, не произошло.
— Помимо цены, чем их автомобили отличаются от аналогичных?
— Пока что эти автомобили ничем принципиально не отличаются от автомобилей, купленных «в магазине» или по другим каналам у других участников рынка. SINOMACH заявляет о наличии гарантии, но по сути это страховой продукт, который потребители могут купить отдельно для любого другого автомобиля. В целом я бы сказал так: на данный момент они бегут впереди, заявляя о том, чего еще не существует.
Идеальный L6 (Фото: Донг Чеди)
— Что вы думаете об официальной гарантии, которую «Мазда Мотор Рус» начала предоставлять своим партнерам на импортируемые в Россию автомобили?
— У Mazda ситуация похожая, но значительно лучше. Они поставляют автомобили из Китая российскому юридическому лицу и дают гарантию, но гарантия идет не напрямую с завода, а от российского юридического лица. Они бы никогда не пошли на такой шаг без молчаливого одобрения японской штаб-квартиры. Видимо, японцы не хотят опаздывать к официальному открытию нашего рынка. Поэтому они пытаются найти способы, пусть и несколько теневым способом, но заранее заявить о своем присутствии.
— Последуют ли их примеру другие бренды: Hyundai, Kia, Toyota?
— Я думаю, что за ними последуют и другие страны, в первую очередь Южная Корея и Япония. У них уже налажены некоторые процессы. То же самое касается Hyundai и Kia — через петербургский завод, бренд Solaris, отзывные кампании и другие средства. Кстати, Toyota привозит в Россию двигатели на сервисные мероприятия, проводит встречи с дилерами и изучает вопрос импорта автомобилей через Китай. В целом Япония и Южная Корея не допустили столько ошибок, как европейцы в плане санкций, не изменили риторику и не ушли грубо. Восточная мудрость не позволяет себе такие вещи.
— Скоро ли они возобновят свою деятельность?
— Они продолжают поддерживать официальную гарантию и поддерживать нормальную связь с дилерами. Кроме того, для них очень важен российский рынок. Особенно на мировой арене устоявшиеся бренды начали вытесняться китайскими. Поэтому они обязательно постараются спасти ситуацию и сделать прорыв, если получится. В России сильны по брендам японские и корейские бренды. Потребители также рады снова их приветствовать. Поэтому им несложно возобновить бизнес в России. Но чем дольше, тем меньше возможностей. Китайские бренды тоже укореняются и активно закрепляются. Поэтому они предпринимают активные действия, чтобы напомнить потребителям о своем существовании.
Фото: Автоньюс
— Действительно ли дилеры откладывают определенную сумму денег на гарантийное обслуживание? Или это просто уловка?
— Существует два вида гарантии. Дилер предлагает свою гарантию, рассчитывая среднюю стоимость обслуживания на основе частоты возврата автомобиля на СТО, наличия «царапин», стоимости деталей и ремонта. Эта стоимость включена в стоимость автомобиля. Второй вариант — страховой инструмент, то есть страхование, предоставляемое компанией-партнером в качестве гарантийной услуги. Страхование можно приобрести отдельно или включить в стоимость автомобиля. Я имею в виду модели, которые официально не импортируются. Вы спрашивали об этом виде страхования, да?
Да, конечно. На самом деле западные бренды — это только параллельный импорт. Не стоит ли нам бояться такой гарантии?
— В целом это нормальная программа. Похожая на так называемую расширенную гарантию, в том числе и на подержанные автомобили.
— Чем она принципиально отличается от гарантии производителя или импортера?
— Главное отличие в том, что при наличии заводской гарантии от дилера покупатель имеет право обратиться к любому официальному представителю бренда в России. Раньше покупатель мог обратиться к представителю за пределами России. Если гарантия от конкретного дилера, то обратиться можно только к нему. Содержание гарантии также отличается. Заводская гарантия обычно более продолжительная и распространяется на более широкий спектр деталей и узлов.
Фото: Петров Сергей / news.ru / Global Look Press
— Помимо комплексного страхования, скидок и акций по кредитам и обмену, какие еще методы используют дилеры для привлечения покупателей новых автомобилей?
— Этот разговор длился пять часов. Если коротко, то сейчас ключевым моментом является, конечно, цена. Именно поэтому многие дилеры сейчас играют с ценами, пытаются привлечь клиентов, делая ставку прежде всего на репутацию и узнаваемость имени. Это долгосрочный бизнес, а автомобили — это дорогой товар, который используется долгое время. И повторные покупки во многом зависят от лояльности потребителей. В конце концов, это не рынок зубных щеток. Повторюсь, дилеры ценят построение долгосрочных отношений со своими клиентами, и о методах достижения этой цели можно говорить часами.
Автор тегов: Вячеслав Василенко
- Хотите связаться со мной?