Эксперты оценивают возможность введения нештрафного скоростного порога в 2 км/ч
Россия предприняла несколько попыток отменить нештрафное ограничение скорости в 20 км/ч. Превратится ли инициатива в утопию или все-таки будет реализована? Мнения экспертов вас удивят
Фото: VPales/Shutterstock/FOTODOM
Эксперты и активисты неоднократно обсуждали возможность отмены нештрафного порога в 20 км/ч, но на законодательном уровне этот вопрос так и не был решен.
Неписаное правило, введенное в 2013 году, по-прежнему позволяет водителям превышать скорость без штрафа. Но последствия есть, и иногда они могут быть весьма серьезными. Об этом эксперты напомнили в разговоре с Autonews.ru.
Нештрафуемый порог — не более 2 км/ч
Причина, по которой власти отказались от нештрафного порога в 20 км/ч, была обусловлена множеством факторов, чтобы не вызвать недовольство граждан и не увеличить нагрузку на соответствующие ведомства. Ян Хайцер, вице-президент Национальной автомобильной федерации, уверен.
«Хотя московские власти регулярно заявляли, что нештрафной порог необходимо отменить и ошибка не должна превышать 2 км/ч, никакого закона на этот счет пока не принято. МВД против этого. Экспертное сообщество также не поддерживает идеи московских властей. Никаких шагов по снижению порога мы не видим», — сказал эксперт.
С ним согласен автомобильный юрист Лев Воропаев: «На моей памяти к этому снаряду подходили три-четыре раза на государственном уровне. Все подходили со стопроцентной уверенностью, что никто не опустит порог. Конец. Я не думаю, что что-то произошло изменилось на данном этапе, и сомнительно, что это изменится в ближайшее время».
Порог ниже — аварийность выше
Эксперты полагают, что, судя по текущей ситуации, отмена нештрафного порога в 20 км/ч не принесет положительных изменений: водители продолжат превышать скорость, а аварийность может даже увеличиться.
«Прежде чем что-либо делать, необходимо провести полную проверку автомагистралей, внутренних дорог, установленных знаков, разметки, тогда такое сокращение произойдет, рано или поздно оно обязательно произойдет. Сделайте картину более объективной, чем она есть. Сегодня у нас многие маршрут превысили ограничение скорости», — сказал Ян Хайтцеер. «Нет смысла тратить время на обсуждение подобных поправок. Это только разозлит водителей по всей России».
Фото: Константин Кокошкин/Global Look Press
Лев Воропаев обозначил ряд проблем, которые возникнут в результате отмены нештрафного порога в 20 км/ч. Юрист напомнил, что современные автомобили набирают «дополнительную» скорость за секунды, а то и доли секунды. Другая проблема в том, что в России правоотношения предвзяты: «Когда меняются правила дорожного движения, не все автомобилисты сразу схватывают эти изменения. Что касается снижения скорости, то нужно довольно много времени, чтобы все поняли, что что-то произошло, и это может также влияют на уровень аварийности».
Наконец, есть еще один вопрос — финансовая часть: эксперты считают, что порог нештрафности можно было бы отменить и заменить знаки, но в нынешних реалиях это повлечет за собой нецелесообразные с точки зрения правительства финансовые затраты состояние.
Измерения камер — неточные
Первоначальные проблемы, которые привели к установлению порога отсутствия штрафа десять лет назад, теперь решены.
«На самом деле десять лет назад погрешность приборов не превышала 3-4 километров, сейчас она находится в пределах 1-2 км/ч. Привязанность к этому сомнительна», — сказал Воропаев.
«В определении скорости нет ошибок. Очень легко перенастроить нейронную сеть на другой порог скорости», — сказал Хейцер.
Эксперт полагает, что МВД, отвечающее за безопасность дорожного движения, не видит существенного роста количества аварий, связанных с существующим порогом в 20 км/ч, и поэтому не будет настаивать на его отмене: «Они были первыми, кто начать кричать: «Охрана!» «Получатели штрафа хотят, чтобы этот порог был отменен».
Фото: Ильяс Калимуллин/Shutterstock/FOTODOM
Напомним, до 2013 года езда со скоростью более 10 километров в час в России каралась штрафами: нарушителей штрафовали на 100 рублей. По предложению депутата Госдумы Вячеслава Лесакова это наказание было фактически отменено. Соответствующие нормы исключены из Кодекса об административных правонарушениях (положения части 1 статьи 12.9 КоАП признаны утратившими силу в соответствии с Федеральным законом № 196). Нарушением, караемым в настоящее время минимальным штрафом, является несоблюдение скоростного режима 20-40 км/ч (штраф 500 руб.).
Изначально инициатива основывалась на низкой точности измерений камер контроля скорости: значительная часть решений выдавалась неверно.
Ответственность для безответственных
Хотя штрафов за превышение скорости на 20 км/ч нет, водителям все же не следует расслабляться и проявлять безрассудство. Об этом в интервью Autonews.ru отметил адвокат Воропаев. Он считает, что административная ответственность существует.
«Допустим, произошло дорожно-транспортное происшествие, и эксперт может определить, с какой скоростью ехал автомобиль. Часто это происходит, когда доступны записи с видеорегистраторов. Водителей часто привлекают к ответственности, если они превышают скорость. Напомню, эта ответственность также предусмотрена. Речь идет об лишении права управления транспортным средством», — пояснил эксперт.
«Страховщики руководствуются документами, предоставленными ГИБДД, решениями судов или европейскими соглашениями. Это также уведомления о дорожно-транспортных происшествиях. На другие документы страховщики не могут опираться. Если в документе показано, что превышение скорости водителя причинно связано с ДТП, или просто доказывает факт превышения скорости. А в документах о ДТП отмечено, что страховая компания обратит на это внимание. Если превышение скорости никак не отражено в документах, страховая компания не может решить проблему самостоятельно и не может отказать в страховке компенсация.
Фото: Дмитрий Калиновский/Shutterstock/FOTODOM
Попытки отмены тщетны
Ранее в ГИБДД предлагали убрать порог в 20 км/ч. В 2019 году ведомство запустило «однозначную» социальную кампанию, призывающую водителей воспринимать все дорожные знаки «без лишних математических расчетов».
«Идея о том, что можно ездить со скоростью 19 км/ч без штрафа, неприемлема. На дорогах нашей страны такого не должно происходить», — заявил начальник ГИБДД Михаил Черников: «Дорожные знаки должны быть четкими и понятными.
С инициативой убрать безштрафный порог выступил и депутат Александр Васильев, координатор проекта «Карта тупика». Он считает, что штрафы необходимы за превышение скорости в 1 км/ч.
Наталья Агре, тогда возглавлявшая Экспертный центр безопасного вождения, в 2019 году настаивала на том, что водителей следует призывать соблюдать скорость, указанную на знаках, и «не проезжать лишний километр».
Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов предложил отменить нештрафный порог в декабре 2021 года, однако законопроект был отклонен Мосгордумой в первом чтении. Автор документа — Дарья Беседина, депутат столичного парламента от партии «Яблоко» (Минюст включил ее в реестр иностранных агентов».
Министерство внутренних дел исторически выступало против отмены нефинансового порога. Глава министерства Владимир Колокольцев убежден, что на безопасность дорожного движения влияют дорожные условия, а не «манипуляция – проехать на 10 километров больше, проехать на 10 километров меньше».
Похожие материалы:
- Отмена нештрафа +20км/ч: власти объясняют, зачем это нужно
- Водители в ужасе от штрафов за превышение скорости более 1 км/ч. Что это такое?
- Штрафы ГИБДД в 2024 году стол
- Что произойдет с нештрафным порогом в 20 км/ч? Мнения юристов и ГИБДД
- Хотите связаться со мной?