Многие страны третьего мира пытались создать собственную автомобильную промышленность. Однако пока никому не удалось повторить достижение Кении. У Кении оно вроде бы есть, но в то же время его нет. Объяснить это противоречие можно только спецификой ситуации в этой африканской стране, где автомобили производятся не на полноценных автомобильных заводах, а в полукустарных мастерских.
Дорогу осилит идущий
Второй президент Кении Даниэль Мои (1924-2020) запомнился как политик, мечтавший осуществить в Кении кардинальные перемены и сделать ее лидером среди других африканских стран. Он много работал для развития своей страны, и неудивительно, что именно ему пришла в голову идея создания национальной автомобильной промышленности в Кении. Его вдохновил пример Малайзии, которая в 1985 году выпустила первый малазийский автомобиль Proton Saga, показав, что развивающиеся страны способны производить достаточно современные автомобили. Действительно, Proton полностью зависел от поддержки партнёров Mitsubishi, в то время как Дэниел Мои решил положиться на свои собственные силы. Он считает, что у Кении есть все необходимое для создания автомобиля оригинального дизайна, поэтому нет смысла просить помощи у японцев и европейцев. Именно тогда Мои произнес знаменитую фразу, которая в переводе с русского означает «путь в руках идущего по нему». Одно слово из этой фразы – nyayo – стало названием Nyayo Motor Corporation, компании, которая в обозримом будущем начнет выпуск первых кенийских автомобилей-пионеров.
Серьезный человек Бивотт
Президент Мои поручил реализацию своих амбициозных планов очень непростому человеку – Николасу Байуотеру (1940-2017). Его влияние в Кении сопоставимо с влиянием самого президента. Он занимал важные должности в Министерстве финансов, Министерстве внутренних дел, Администрации президента, Министерстве сельского хозяйства, а также был министром регионального развития, науки и технологий, энергетики, торговли и промышленности. Кроме того, Биуотер является членом парламента Кении и одним из самых богатых бизнесменов страны.
Короче говоря, это очень влиятельный и серьезный человек, способный оспаривать решения самого президента. Именно этим он и занялся в будущем, работая над Nyayo Pioneer. Однако в 1986 году Байуотер поддержал идеи Мои, пообещав, что Кения вскоре станет страной-производителем автомобилей. Он использовал свое влияние, чтобы сформировать консорциум из нескольких компаний и определить для каждой компании определенную сферу деятельности. Профессор Фрэнсис Гичага, вице-канцлер Университета Найроби и его Инженерной школы, будет принимать непосредственное участие в разработке транспортного средства, в то время как Кенийские железные дороги были обязаны предоставить свои мастерские для сборки первой партии прототипов. В создании Nyayo Pioneer также принимали участие Кенийский технологический институт, Национальный совет по науке и технологиям и Министерство обороны. Грубо говоря, речь идет о поистине национальном проекте, который мог реализовать только Николас Байуотер и против которого мало кто в Кении осмелится выступить или опровергнуть его, включая президента Мои.
Так, по воспоминаниям профессора Фрэнсиса Гичага, однажды в 1987 году Байвотер приехал в Университет Найроби и заказал разработку не только седана, но и пикапа на его базе. Он пояснил, что его заказы пользуются популярностью в Кении и других африканских странах. Хотя это была очень сложная задача, у команды разработчиков не было иного выбора, кроме как отдать дань уважения Биуотеру и выполнить его желание.
Первый кенийский автомобиль
Честно говоря, задача, стоящая перед разработчиками, трудновыполнима. Не имея никакого опыта, им пришлось разрабатывать не только седан и пикап, но и двигатель с трансмиссией. Конечно, кенийцы внимательно изучили множество автомобилей, в основном японских и британских, и обнаружили, что внешний вид Nyayo Pioneer похож на внешний вид обычных «японских автомобилей» середины 1980-х годов. Разработчики считают это преимуществом, поскольку в Кении продукция автомобильной промышленности «Страны восходящего солнца» пользуется самой высокой репутацией. Однако из-за неопытности кенийских железнодорожников, которым было поручено собирать предсерийные модели, изготовленные вручную панели кузова плохо подходили друг к другу, из-за чего транспортное средство выглядело так, будто его собрали в гараже. Но по сути он такой и есть.
пионер Ньяйо. Изображение: wikipedia.org
Кенийские инженеры приложили немало усилий и потратили четыре года на независимую разработку четырехцилиндрового 1,3-литрового бензинового двигателя и четырехступенчатой механической коробки передач. Действительно, двигатель выдает всего 55 лошадиных сил. И это явно слабо для Nyayo Pioneer. Кроме того, инженерам не удалось разработать эффективную систему охлаждения, что привело к постоянному перегреву двигателя. Однако кенийцы гордятся тем, что, несмотря на слабый двигатель, Nyayo Pioneer может разгоняться до 120 км/ч.
Хотя слоган проекта — «Сделано в Кении», 40% комплектующих закупаются за рубежом. Например, карбюраторы, шины, тормоза, электрические системы и некоторые другие детали. Судя по истории развития, полностью заменить иностранные детали импортными практически невозможно. Но даже с ними заднеприводный седан Nyayo Pioneer был не таким же технологически продвинутым, как европейские и японские автомобили начала 1960-х годов. То есть он морально и технически устарел.
К 1991 году было построено пять предсерийных автомобилей Nyayo Pioneer: четыре седана и пикап. Несмотря на множество проблем, возникших в детстве, со временем автомобиль мог бы стать лучше, но все было испорчено во время его презентации на спортивном стадионе Касарани в пригороде Найроби. Хотя седан в целом показал себя хорошо, пикап сломался менее чем через полкилометра. Поскольку это была любимая идея Николаса Биуотта, последний пришел в ярость, обвинил разработчиков в саботаже и других смертных грехах и объявил о закрытии проекта почти сразу после презентации. Даже президент Мои не смог на него повлиять. Или, может быть, он просто не хотел.
фото: aada-african-car.blogspot.com
Фото: WeirdWheels, reddit.com
Фото: WeirdWheels, reddit.com
Фото: WeirdWheels, reddit.com
К тому времени стало ясно, что для полномасштабного производства Nyayo Pioneer потребуются объединенные усилия 11 компаний и инвестиции в размере 100 миллионов долларов. Правительство Кении не собиралось тратить столько денег на полукустарную машину, особенно ту, которая опозорилась сразу после запуска, а иностранные инвесторы также не были заинтересованы в этой машине. Николас Байуотер был не только высокопоставленным чиновником, но и бизнесменом, умевшим считать деньги. Поэтому вскоре он понял, что нет смысла продолжать таскать с собой чемодан без ручек под названием «Пионер Ньяйо», окончательное завершение которого может занять годы, а результат пока неизвестен. В результате в 1993 году финансирование проекта было прекращено, и Nyayo Motor Corporation была переименована в Numerical Machining Complex Ltd.
Фото: WeirdWheels, reddit.com
Еще в 1992 году Кения закупила дорогостоящее оборудование для производства автозапчастей, но вскоре обнаружила, что не сможет их производить из-за закрытия проекта Nyayo Pioneer. Но и такое добро не пропадало даром: после перестройки производства Комплекс ЧПУ начал выпускать токарные станки, а также детали для автомобилей и сельскохозяйственной техники. Благодаря этому преимуществу компания, созданная Университетом Найроби и Корпорацией железных дорог Кении, достигла значительных успехов.
Все пять предсерийных прототипов Nyayo Pioneer до сих пор хорошо сохранились, хранятся на складе Кенийских железных дорог, время от времени участвуя в ралли ретро-техники и всегда удивляя кенийцев. Многие из них до сих пор не знают, что первым автомобилем в Кении был Nyayo Pioneer.
Фото: WeirdWheels, reddit.com
Продолжение истории: Mobius и другие
Подавляющее большинство кенийцев считают, что первым автомобилем, разработанным в Кении, был внедорожник Mobius I. Первым производителем автомобилей в Кении стала компания Mobius Motors, основанная в 2009 году гражданином Великобритании Джоэлом Джексоном.
Джексон много лет проработал в Кении и пришел к выводу, что стране нужны простые, дешевые, но мощные машины, способные выдерживать условия кенийского бездорожья. Так появился внедорожник Mobius I — автомобиль с минимальными потребительскими качествами, стоивший менее 10 000 долларов и собиравшийся фактически на ходу. В 2015 году была выпущена более совершенная модель Mobius II, которая получила теплый прием в Кении, что вселило в Джексона оптимизм в будущее. Ему удалось привлечь инвесторов, и какое-то время дела Mobius Motors шли хорошо. Джексон планировал построить небольшой автомобильный завод в Найроби, который мог бы выпускать до 250 внедорожников в месяц, но вскоре обнаружил, что Mobius будет трудно конкурировать с японскими и британскими подержанными автомобилями, которые доминировали на автомобильном рынке Кении. Чтобы спасти ситуацию, Джексону пришла в голову лучшая идея: выпустить Mobius III, переименованный китайский внедорожник под названием Beijing BJ40. Сама по себе машина может быть и хороша, но ее стоимость превышает 30 000 долларов, что, естественно, делает ее нишевым продуктом, поскольку такая цена недоступна для кенийских автомобилистов. Проблемы с налогообложением, нехватка оборотного капитала и снижение спроса привели к банкротству Mobius Motors летом 2024 года.
Мобис 2 первого поколения. Фото: mobiusmotors.com
Mobis 2 Второе поколение. Фото: mobiusmotors.com
Mobis 3. Фото: mobiusmotors.com
Beijing BJ40, базовая модель Mobius 3. Изображение предоставлено: Anonymousfox36, wikipedia.org
Самуэль Нджогу, житель Ньяхуруру, пытался построить еще один «кенийский национальный автомобиль» — Laikipia BJ50, но и эта попытка закончилась неудачей. Он сказал, что лучше, чем кто-либо, знает, какая машина нужна среднестатистическому кенийскому автомобилисту. Собрав команду из 15 единомышленников и претенциозно назвав свою «компанию» Sagak Auto Tech, новоиспеченный «производитель автомобилей» прочесал местные автосвалки, чтобы создать автомобиль, который никогда и ни при каких обстоятельствах не появится на дорогах общего пользования ни в одной другой стране мира. Однако в Кении Laikipia BJ50 воспринимается почти как очередной прорыв, хотя европеец или американец сядет за руль этого автомобиля только под угрозой смерти.
Лайкипия BJ-50. Изображение: smallcarsclub.com
Основой кенийского народного автомобиля следующего поколения является сварная ферменная рама из труб, трубы которой покрыты стальными пластинами. Пока не ясно, какой двигатель и коробка передач будут установлены в серийных моделях Laikipia BJ50. По-видимому, их нашли на свалке автомобильного хлама. Комфорт и безопасность не вызывают сомнений: по этим параметрам Laikipia BJ50 вряд ли превзойдет советский мотоколяску С-3А 1958 года выпуска. Конечно, у этого транспортного средства есть свои преимущества: цена в 4000 долларов и способность перевозить шесть человек, поэтому несколько Laikipia BJ50 используются в качестве такси.
Лайкипия BJ-50. Фото: userapi.com
Лайкипия BJ-50. Фото: userapi.com
Лайкипия BJ-50. Фото: userapi.com
Лайкипия BJ-50. Фото: userapi.com
Лайкипия BJ-50. Фото: userapi.com
Однако у этого автомобиля есть и много недостатков. Кенийцы предпочли бы потратить свои с трудом заработанные 4000 долларов вместо покупки новенькой Laikipia BJ50, а вместо этого купить подержанную «японскую машину». Неудивительно, что это привело к закрытию Sagak Auto Tech.
Давайте немного перепишем слова песни Винни-Пуха: Мед — очень странный предмет, он как будто существует, но как будто его и нет. То же самое касается и кенийской автомобильной промышленности: она как будто существует, но одновременно как будто и не существует. Однако, несмотря на все неудачи, кенийцы не унывали и верили, что однажды они смогут создавать и производить собственные автомобили.
- Хотите связаться со мной?