У большинства автолюбителей слово «синтетика» оставляет на языке приятный привкус: это должно быть дорогое и качественное моторное масло, которое предотвратит любой износ двигателя. На самом деле это не совсем так, поскольку некоторые синтетические масла на самом деле не являются синтетическими, а лучшие масла не всегда самые дорогие.
Как вы, вероятно, знаете, термины «синтетический», «полусинтетический» и «минеральный» относятся к базовым маслам моторных масел. Базовое масло занимает около 80% объема бака (остальные 20% — это пакет присадок), что, конечно, во многом определяет качество готового моторного масла. По способу производства базовое масло разделяется на минеральное (полученное из нефтяного сырья) и синтетическое масло (полученное из ненефтяного сырья).
Есть такой стандарт – API (Американский институт нефти), который делит все базовые масла на пять категорий. Если говорить простым языком, то в первую группу входят сырые масла, во вторую группу — чистые масла, в третью группу — чистые масла с улучшенными свойствами, в четвертую группу — синтетические полиальфаолефиновые базовые масла, в пятую группу — не вошедшие в первые четыре группы. Все базовые масла в составе продукта (эфир, полиэтиленгликоль, силикон, полиизобутилен и др.). В целом, только две последние группы масел классифицируются как чисто синтетические базовые масла, но большинство синтетических масел на рынке на самом деле не являются полностью синтетическими…
Синтетика из минералки
Наиболее распространенную «синтетику» на рынке получают методом гидрокрекинга. Это так называемый состав HC. Гидрокрекинговое масло является минеральным маслом и относится к базовым маслам группы III по классификации API. Так почему же эти масла называются синтетическими? Для этого есть две причины. Прежде всего, производство таких масел остается синтетическим: в процессе гидрокрекинга лишние компоненты масла не удаляются из состава, а путем химического превращения превращаются в масла с заданной массой, длиной цепи и степенью разветвления молекул. Во-вторых, в результате масло имеет достаточно высокие потребительские характеристики. Все это позволяет отнести эти масла к синтетическим и получить маркировку «синтетические». Что ж, если честно, такая синтетическая вода с углеводородами действительно лучше чистой минеральной воды во всех аспектах. Ведь в то же время по летучести, термическому окислению и низкотемпературным свойствам, а также сроку службы такая «синтетика» пока не достигает уровня полностью синтетических масел.
Фото: Рольф Бранд
Газ в жидкость и полиальфаолефины
Полностью синтетическое масло получают по технологии GTL (газ-жидкость). Это процесс переработки природного газа в высококачественные углеводородные продукты, не содержащие серы. Это базовое масло содержит гораздо меньше нежелательных компонентов, чем HC-синтетические масла, поэтому масла GTL значительно лучше гидрокрекинговых масел по низкотемпературным свойствам, стойкости к высокотемпературному окислению и стойкости к горению.
Полностью синтетическое масло типа II — четвертая группа масел, классифицированная по API, и изготавливается на основе полиальфаолефинового базового масла (ПАО). Этот вид масла получают прямым синтезом этилена. По сравнению с маслами на нефтяной основе масла ПАО обладают завидными низкотемпературными свойствами, отличной стойкостью к горению (низкой летучестью) и высоким индексом вязкости. Кроме того, они не содержат примесей, таких как ненасыщенные и полициклические ароматические углеводороды, соединения серы и соединения азота. Это обуславливает их высокую термоокислительную стабильность. Структура таких масел однородная, что позволяет более эффективно защищать пары трения от износа.
Фото: Георгий Садков
Во всех этих отношениях полностью синтетическое масло превосходит любое масло на нефтяной основе. В том числе и упомянутые выше – популярные УВ, которые лишь условно считаются синтетическими.
В одном флаконе
Все современные топовые масла всех производителей основаны на базовых маслах GTL или полиальфаолефинах. Это понятно: эти масла на самом деле лучше защищают ваш двигатель, служат дольше и потребляют меньше отходов (т е их нужно заменять гораздо реже, чем масла на нефтяной основе). Однако есть и другая нефть – GTL&RAO. Как следует из названия, этот продукт производится путем объединения двух основных основ, полученных из газов. Сочетание этих двух технологий позволяет получить масло с выдающимися свойствами. Какие конкретно?
Например, очень низкая температура застывания. Масло Рольф Ультра, произведенное по технологии GTL&RAO, имеет температуру застывания -61°С даже при вязкости 5W. Эта цифра недостижима для «нефтяной» нефти, которая во многих северных регионах будет очень кстати.
Даже не в самых северных регионах важны другие низкотемпературные свойства: пусковая способность (CCS) и прокачиваемость при отрицательных температурах (MRV). Чем ниже CCS, тем легче стартёру проворачивать коленвал, а чем ниже MRV, тем быстрее масло достигает пары трения при запуске двигателя зимой. Это означает, что технология GTL&RAO позволяет создать смазку, которая является рекордсменом по защите двигателя при низких температурах.
Фото: Колеса.ру
Продукты на основе GTL и PAO также превосходят продукты на основе PAO или GTL с точки зрения других ключевых свойств, таких как окислительная стабильность и летучесть при высоких температурах. Это означает, что моторные масла GTL и RAO обеспечивают максимальную защиту горячих двигателей и характеризуются очень низким угарным расходом – владельцам не придется платить чрезмерную плату за постоянные доливки.
Ну и самое главное: образцы моторных масел на основе GTL&RAO, производимые в России, протестированы многими людьми, интересующимися этой темой – от экспертов известных автомобильных изданий до пользователей популярных форумов, посвященных обсуждению моторных масел. Если хотите, вы можете найти их результаты самостоятельно, но если вы не хотите, давайте будем проще: все эти тесты доказывают, что этот продукт действительно обладает набором свойств, которые не связаны ни с гидрокрекингом, ни с масляной основой. Может отображаться на PAO или GTL.
Вспомогательные материалы
- Хотите связаться со мной?