Кто такой Генри Форд и как ему удалось построить автомобильную империю

Кто такой Генри Форд и как ему удалось построить автомобильную империю Новости

30 июля исполнится 161 год со дня рождения Генри Форда, который не только стал символом мобильности, но и изменил через нее мир. Давайте вспомним, с чего все началось

Кто такой Генри Форд? Как он построил автомобильную империю

Генри Форд с Model T 1921 года (Фото: Ford Motor Company)

  • кто это
  • краткая биография
  • первый автомобиль
  • Достижение
  • Форд Мотор Компани
  • книги

Кто такой Генри Форд

Генри Форд (1863-1947) — выдающийся американский предприниматель, пионер массового производства автомобилей, внесший вклад в развитие советской автомобильной промышленности, основатель существовавшей транснациональной компании Ford Motor Company. В то же время Генри Форд был глубоко противоречивым человеком, чьи социально-политические взгляды были явно политически некорректными по меркам нашего времени.

Краткая биография Генри Форда

Генри Форд родился 30 июля 1863 года. Он был старшим сыном в большой семье фермеров-иммигрантов, владевших фермой недалеко от Детройта (штат Мичиган, США). Отец будущего предпринимателя, Уильям Форд, семья переехала в Ирландию из Англии в 16 веке, а мать Мэри была бельгийского происхождения.

Генри был обременен сельскохозяйственной работой, которая приносила небольшой доход, и его отношения с отцом стали натянутыми, поскольку отец хотел передать бизнес старшему сыну. Но, возможно, Уильям Форд нечаянно повернул Генри к машинисту, подарив ему карманные часы, которые подросток тут же начал разбирать и собирать. Любопытство шло рука об руку с тем, что сейчас называют методами ведения бизнеса, и Генри открыл на соседнем участке мастерскую по ремонту часов. Я «устал» от более сложной механики, когда в 13 лет наткнулся на дороге паровой автомобиль Николса и Шепарда. Также в 1876 году умерла мать Генри. Став знаменитым, он напишет: «Я никогда особо не стремился к сельскому хозяйству, но в хозяйстве работала моя любимая мама».

После печального события его уход из отцовского дома был лишь вопросом времени. Когда Генри исполнилось 15 лет, юноша приехал в Детройт, «стажировался» на нескольких фабриках… а затем вернулся на ферму отца. Причина заключалась в том, что она хотела выйти замуж за Клару Брайант, но ее родители тоже были фермерами и не согласились выйти замуж за человека без гроша в кармане. Именно тогда Уильям Форд пообещал старшему сыну блудного сына участок земли площадью 40 акров в обмен на его возвращение.. сделка, которая показалась Генри стоящей. В 1888 году он женился на Кларе, которая была впечатлена не только его прекрасными танцевальными способностями, но и негативным отношением к алкоголю, что было обычным явлением в американских глубинах (и, конечно, как часовщиком). Это был пожизненный брак, чему способствовала способность Клары заботиться о делах мужа, не вмешиваясь в них. Генри это оценил и однажды, когда репортер спросил его, хочет ли он прожить еще одну жизнь, он ответил: «Пока ты сможешь снова жениться на Кларе».

На ферме Генри занимался в основном строительством различной техники, в том числе паровых тракторов, но искал альтернативы громоздким паровым машинам. Рассматривался также вариант электрической тяги, но прокладка воздушных проводов оказалась слишком дорогой, а достаточно легких батарей с подходящими характеристиками в то время не было. В результате Генри остановил свой выбор на бензиновом двигателе. Именно этим он оснастил зерновую молотилку, патент на которую продал знаменитому изобретателю Томасу Эдисону, который в 1891 году пригласил его присоединиться к своей компании, занимавшейся устройством систем городского освещения в Детройте.

Кто такой Генри Форд? Как он построил автомобильную империю

Томас Эдисон и Генри Форд (Фото: Ford Motor Company)

Еще в 1893 году Генри стал главным инженером компании.. не имея высшего образования. Эта хорошо оплачиваемая должность позволила ему продолжить разработку самоходных повозок с двигателями внутреннего сгорания, что привело к созданию Ford Wagon 1896 года, о котором подробнее речь пойдет ниже.

В какой-то момент Форду пришлось выбирать между своими должностными обязанностями и своим увлечением, но он выбрал последнее, благодаря моральной поддержке жены и финансовому положению детройтского магната Уильяма Мерфи деревообрабатывающая промышленность. Таким образом, 5 августа 1899 года была основана Детройтская автомобильная компания как пилотный автомобильный завод в будущем «Мотор-сити» под руководством Генри Форда. Но первый блин вышел комом. Компания выпустила всего 20 автомобилей, цены были достаточно высокими, а качество неотличимым, поэтому в январе 1901 года она обанкротилась.

Однако эта неудача не только дала Форду опыт управления производством, но и познакомила его с профессиональным инженером Гарольдом Уиллсом, человеком, который не умел (а впоследствии и не научился) читать чертежи. Это чрезвычайно ценно. Результатом партнерства стало появление успешной модели с 26-сильным двигателем, которая привлекла внимание спонсоров и привела к созданию 30 ноября 1901 года компании Генри Форда с Генри в качестве генерального директора-инженера. Побочным эффектом стало.. появление Кадиллака. После того, как инвесторы пригласили в качестве консультанта инженера Генри Леланда, Форд покинул компанию, носившую его имя, известную тогда как Cadillac Motor Company. Серьезный удар по вашей самооценке!

Но Генри заявил, что «нет стыда в честной неудаче, стыд — в страхе неудачи», и, пройдя через превратности поиска нового спонсора, он стал партнером при проектировании успешного автомобиля №999. — Он был основателем компании Ford Motor Company, основанной 16 июня 1903 года, а в 1905 году стал держателем контрольного пакета акций и президентом компании, которой до сих пор руководят наследники основателя. Таким образом, председателем правления является его правнук Уильям Клей «Билл» Форд-младший.

Читайте также:  Шипы или липучка. Какие шины лучше выбрать

На последние годы жизни Генри Форда повлияла смерть его единственного сына Эдселя, президента компании с 1919 по 1943 год, который страдал от рака, серии инсультов, а также смерть Генри Форда в 1945 году. Смерть Форда в 1999 году побудил своих ближайших родственников, включая его жену Клару, предъявить ультиматум своему старшему внуку Генри Форду II с требованием передать власть. Это разозлило автомобильного короля, но ситуация не оставила ему выбора.

Кто такой Генри Форд? Как он построил автомобильную империю

генри Форд и Эдсел Форд, ок. 1927 год (Фото: Ford Motor Company)

Что же касается общественно-политических взглядов Генри Форда, то они кажутся крайне противоречивыми, но в то же время всегда ясно выраженными:

  • В начале Первой мировой войны Генри Форд и группа пацифистов прибыли в Европу на корабле «Оскар-2», чтобы убедить воюющие стороны прекратить конфликт. Этот шаг был, мягко говоря, не понят, и весной 1917 года, когда США вступили в войну, Генри Форд занялся выполнением военных заказов, пообещав вернуть стране всю прибыль от военных заказов. История не фиксирует, произошло ли это на самом деле, но пиар-ход промышленника получил широкий резонанс в обществе.
  • Задолго до Сталина Генри Форд признал, что люди решают все, но для борьбы с текучестью специалистов он использовал систему стимулирования вместо жестких методов. В 1914 году продолжительность рабочего времени большинства служащих предприятия увеличилась более чем вдвое и была введена сокращенная рабочая неделя сначала до 48 часов, а затем до 40 часов (5 8-часовых дней). Кроме того, люди, проработавшие в компании более шести месяцев, имеют право участвовать в прибыли, например, от покупки автомобилей, произведенных компанией. Лица, занимавшиеся пьянством, азартными играми, невыплатой алиментов и другим неблаговидным поведением, были лишены этой привилегии и до 1922 года находились под наблюдением специального «общественного отдела» общества. В то же время Генри Форд был категорически против объединения в профсоюзы в своей области, утверждая, что профсоюзная деятельность наносит ущерб прибыльности компании. Лишь в 1941 году под сильным давлением Форд изменил свою позицию.
  • Генри Форд начал сотрудничать с Советским Союзом еще в начале 1920-х годов, и в начале 1930-х годов они организовали сначала местное производство тракторов «Форд», а затем производство легковых и грузовых автомобилей на специально построенном автомобильном заводе в Нижнем Новгороде/Горках.
  • Генри Форд, тем временем, симпатизировал нацистскому движению в Германии и был единственным американцем, которого похвалили в книге «Майн кампф» из-за его антисемитских взглядов (внесенных в список экстремистских в России «Материалы, не предназначенные для публикации») или распространения) Адольфа. Гитлер. Портрет Форда висел над столом фюрера, а по случаю своего 75-летия предприниматель был награжден немецким орденом Орла — высшей наградой Третьего рейха для иностранца, который он с благодарностью принял. После начала Второй мировой войны заводы Форда в оккупированной немцами Европе производили продукцию для Вермахта. Форд был ведущей фигурой среди изоляционистов до того, как Соединенные Штаты вступили в войну в декабре 1941 года, полагая, что конфликт стал результатом заговора «алчных финансистов, наживающихся на несчастьях народа». Однако впоследствии завод Форда стал активно заниматься производством разнообразной техники и вооружения для армии США и ее союзников по Антигитлеровской лиге.
  • Генри Форд в конце девятнадцатого века. Бывший член Масонского Ордена, в 1940 году на 33-й степени возведения в высшую степень Шотландского Устава он стал Великим Генеральным Инспектором, заявив: «Масонство — лучшее балансирующее колесо в Америке».
  • Первая машина Генри Форда

    Кто такой Генри Форд? Как он построил автомобильную империю

    Генри Форд и Генри Форд II за рулем четырехколесного автомобиля, 1946 год (Фото: Ford Motor Company)

    После двух лет экспериментов в 1896 году был выпущен первый автомобиль Генри Форда — квадрицикл. Транспортное средство получило свое название потому, что оно было установлено на четырех велосипедных колесах с цепным приводом. Двухцилиндровый бензиновый двигатель развивает мощность 4 л.с к двухступенчатой ​​коробке передач без задней передачи. Максимальная скорость безлошадных экипажей – 32 километра в час. Оригинальный четырехколесный автомобиль сейчас хранится в музее Генри Форда в Дирборне, пригороде Детройта, где находится штаб-квартира Ford Motor Group.

    Достижения Генри Форда

    Генри Форд был велик не только благодаря автомобилям, которые производила его компания.

    Разрушил патентный монополизм в автомобильной отрасли

    После восьмилетней судебной тяжбы Генри Форд победил Ассоциацию лицензированных производителей автомобилей (ALAM), которая выплатила американскому изобретателю, патентному поверенному и автодилеру Джорджу Селдону лицензионные отчисления. Джордж Шелтон 5 ноября 1895 года получил патент на автомобиль общего назначения понятие внутреннего сгорания в моторизованных транспортных средствах. Общий объем материалов дела составляет 14 тысяч страниц. В 1911 году Генри Форд, выигравший дело после того, как апелляционный суд первоначально вынес решение в пользу Селдона, сказал: «Можно сказать с абсолютной уверенностью, что Джордж Селдон никогда не делал ничего конкретного для развития автомобильной промышленности.. возможно, она бы сделала это» был бы в том положении, в котором я находился сейчас, если бы он не родился». Эта победа привела к краху монополии АЛАМ, и Генри Форд приобрел репутацию борца за интересы потребителей.

    Первым реализовал концепцию массового автомобиля

    Генри Форд сломал систему автомобилей как игрушек для высшего класса и передал автомобили в руки среднего класса, упростив конструкцию и максимизировав эффективность производства. Эта концепция была полностью реализована при производстве Ford Model T, спроектированного вышеупомянутым Гарольдом Уиллсом. Модель Т была первым в мире автомобилем, который производился миллионными тиражами (с 1908 по 1927 год было произведено около 15 миллионов), и первым глобальным автомобилем, который производился не только на заводах Ford в США. Производился на заводах в нескольких европейских странах; и Австралия. Генри Форд в своей автобиографии «Моя жизнь, мое достижение» писал: «Я совершенно убежден, что выгоднее продать большое количество автомобилей по разумной цене, чем продать небольшое их количество по высокой цене».

    Читайте также:  Назван топ-5 самых продаваемых автомобилей в России. Сколько они стоят

    Кто такой Генри Форд? Как он построил автомобильную империю

    Эдсел Форд вывозит своего отца Генри на новейшей из когда-либо построенных моделей Т, 111, с завода Ford в Хайленд-Парке (Фото: Ford Motor Company)

    Первым организовал широкомасштабное конвейерное производство

    Вопреки распространенному мнению, Генри Форд не изобрел метод конвейерной сборки и даже не был первым, кто применил его в автомобильной промышленности (Рэнсом Эли Олдс сделал это еще в 1901 году, когда выпускал Oldsmobile Curved Dash), но усовершенствовал этот метод технологию и действительно широко ее пропагандировал, что имело решающее значение для снижения издержек производства, увеличения выпуска продукции (время сборки автомобиля сократилось примерно в шесть раз) и снижения отпускной цены автомобилей. Так, если в 1908 году модель Т стоила 850 долларов, после того как Форд запустил первую сборочную линию на своем заводе в Хайленд-Парке в 1913 году, она стоила уже 550 долларов, в 1916 году — 360 долларов, а в 1926 году она снова стала дешевле — на 70 долларов. Частично причина заключалась в том, что к 1914 году цветовая гамма всех моделей Ford, выпускаемых в США, сократилась до единственного варианта. Генри Форд сказал: «Покупатели могут выбрать любой цвет своей машины, если он черный». Менее известно то, что для этого ограничения существует совершенно законная причина: после многих испытаний выяснилось, что на покраску черной краски требуется два дня на высыхание, в то время как другие варианты занимают около двух недель. Лишь во второй половине 1920-х годов цветовое разнообразие вернулось в палитру все более могущественной Ford Motor Company.

    Активно изучал возможность использования новых технологий

    Еще в 1930-х годах пластмассы на основе сои использовались для производства деталей многих моделей Ford. В 1942 году Генри Форд запатентовал автомобиль с пластиковым кузовом, установленным на стальной трубчатой ​​раме. Форд также заинтересован в возможности использования ДСП и кукурузы для производства биотоплива для автомобильной промышленности. Генри Форд получил в общей сложности 161 патент США на различные изобретения.

    Способствовал развитию пассажирских авиаперевозок в США

    Авиационное подразделение компании было основано в 1925 году и разработало Ford 4AT Trimotor, который был самым успешным авиалайнером Америки до появления Douglas DC2 и легендарного DC3 в середине 1930-х годов. В 1984 году Генри Форд был посмертно занесен в Национальный зал авиационной славы за вклад в авиационную отрасль.

    Успешно участвовал в автогонках

    Кто такой Генри Форд? Как он построил автомобильную империю

    Генри Форд и Модель Т В 1909 году Трансконтинентальная гонка проходила от Нью-Йорка до Сиэтла, и чемпионат Генри Форда выиграла Модель Т. Путешествие длилось 22 дня и 55 минут, средняя скорость составила 7,75 миль в час. (Фото: Ford Motor Company)

    В начале своей карьеры Генри Форд участвовал в соревнованиях на серийных автомобилях в рекламных целях и для получения призовых, хотя в качестве водителя он участвовал только один раз. В 1901 году Форд выиграл гонку на трассе Гросс-Пуэнт-Овал в Детройте у Александра Уинтона, самого известного американского автогонщика того времени. Еще в 1911 году наемные водители моделей Ford установили рекорды и выиграли Трансконтинентальную океанскую гонку (1909). В 1913 году Генри Форд попытался участвовать в гонке Индианаполис 500 на модели Т, но после того, как ему приказали утяжелить машину на 1000 фунтов, он отказался от участия, заявив: «Мы делаем гоночные автомобили, а не грузовики». В своих мемуарах Генри Форд очень кратко и пренебрежительно отзывался об автоспорте, поскольку, по его мнению, победа в гонке могла служить лишь мерилом ценности конструкции автомобиля для невежд. Однако в 1996 году Генри Форд был введен в Зал славы автоспорта, спустя полвека после того, как 19 лет спустя он был введен в Национальный зал автомобильной славы и Зал деловой славы США.

    Автомобильный концерн Ford Motor Company

    В 2022 году Ford Motor Company, исторически четвертый в мире автопроизводитель по объему продаж, заняла 53-е место среди крупнейших компаний мира в списке Fortune Global 500. Компания Ford Motor Company уже более столетия контролируется семьей Форд. Между тем, Ford Motor Company является публичной компанией, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже.

    Кто такой Генри Форд? Как он построил автомобильную империю

    В 1913 году Генри Форд представил на своем заводе в Хайленд-Парке первую движущуюся сборочную линию автомобилей. За 18 месяцев на постройку модели Т ушло всего 1,5 человеко-часа. Зародилась современная автомобильная промышленность (Фото: Ford Motor Company)

    Генри Форд построил свою империю на двух ключевых принципах. С одной стороны, были построены огромные вертикально интегрированные структуры, обеспечивающие жесткий контроль над себестоимостью продукции, такие как завод полного цикла River Rouge в Дирборне. Форд, с другой стороны, основал производственные мощности за пределами Соединенных Штатов, полагая, что международная торговля и сотрудничество помогут построить прочный мир. Первым зарубежным предприятием Ford Motor Company стал завод в Канаде в августе 1904 года, а к 1929 году империя Генри Форда имела филиалы на всех континентах, кроме Антарктиды. В начале 1930-х годов почти треть автомобилей в мире производилась на заводах Форда. После распада Советского Союза компания Ford стала первой иностранной автомобильной компанией, начавшей производство в России (2002 г.). Подробности наших материалов по ссылке.

    Сегодня компания разделена на три географические структуры: Ford North America, Ford Asia Pacific и Ford Europe. В 2022 году мировые продажи Ford составили 3 438 272 автомобиля. Еще 163 747 единиц было продано подразделением роскошных автомобилей Lincoln, которое в 1922 году объединилось с Ford Motor Company.

    Первая десятка стран по продажам Ford выглядит следующим образом:

  • США – 1 837 915 шт.
  • Великобритания – 234097 шт.
  • Канада — 233114 шт.
  • Китай – 224 172 шт.
  • Германия – 168 108 шт.
  • Италия — 95004 шт.
  • Франция – 67559 шт.
  • Австралия — 60463 шт.
  • Турция — 56430 шт.
  • Испания – 41422 шт.
  • Читайте также:  Седан Lynk & Co 07 от Geely и Volvo раскрылся досрочно

    Самой продаваемой моделью Ford в прошлом году стал полноразмерный пикап F-Series (778 269 единиц). По ссылке можно прочитать наш материал о знаковых моделях компании.

    Книги Генри Форда

    Две книги Генри Форда пользовались бешеной популярностью, хотя и получили очень разные отзывы.

    Кто такой Генри Форд? Как он построил автомобильную империю

    Фото: Ford Motor Company

    Впервые вышедшая в 1922 году книга «Моя жизнь, мое достижение» представляет собой не просто автобиографию, а произведение, отражающее в сжатых, запоминающихся фразах систему взглядов Форда на автомобильную промышленность и жизнь в целом:

    • «Любовник – воин. Энтузиазм – краеугольный камень всякого прогресса! Только с ним возможен успех. Без него у вас есть только возможности».
    • «Размышления о будущем, постоянные размышления о том, как сделать больше, создают такое состояние ума, когда нет ничего невозможного».
    • «Идея сама по себе ценна, но каждая идея в конечном итоге является всего лишь идеей. Проблема в том, как ее реализовать».
    • «Кажется, все ищут кратчайший путь к зарабатыванию денег, обходя при этом самый прямой путь – делая это через работу».
    • «Лучшая работа – это хорошо оплачиваемое хобби».
    • «Неудача – это всего лишь возможность начать все сначала, и на этот раз мудрее».
    • «Неудача возникает из-за страха, безмятежности, снисходительности и беспечности. Устранение страха создает уверенность и изобилие. Поднимитесь, вооружитесь и позвольте слабым получить милостыню!».
    • «99% успеха – это неудача».
    • «Когда кажется, что все идет против тебя, помни, что самолет взлетает против ветра».
    • «Все можно сделать лучше, чем было до сих пор».
    • «Качество – это делать правильные вещи, даже если никто не смотрит».
    • «Почему-то они всегда думают в первую очередь о том, как снизить затраты на производство, а не о том, как упростить сам продукт. Надо начинать с него».
    • «Я выбрал следующий лозунг: «Если кто-то отказывается от моей машины, я знаю, что это моя вина».
    • «Главная цель капитала – не заработать больше денег, а заработать деньги и улучшить свою жизнь».
    • «Иметь деньги — это абсолютная необходимость. Но мы не должны забывать, что цель денег — не лежать без дела, а увеличивать средства, доступные для служения народу. Я считаю, что нет ничего более отвратительного, чем жизнь в ничегонеделании. Никто из нас не имеет на это права. В цивилизации нет места паразитам».
    • «Если вы рубите дрова сами, вам будет в два раза теплее».
    • «У промышленников есть одно правило: производить продукцию наилучшего качества по минимально возможной цене и платить как можно более высокую заработную плату».
    • «Бизнес, который приносит только деньги, — плохой бизнес».
    • «Богатства, как и счастья, невозможно достичь, ища его напрямую. Это побочный продукт оказания полезной услуги».
    • «Хорошо, что люди не понимают, как работает наша банковская система. Иначе завтра была бы революция».
    • «80% красоты автомобиля — это его колеса».
    • «Лучшая машина — новая машина».
    • «Тот, кто перестает учиться, стареет, будь ему двадцать или восемьдесят. Тот, кто продолжает учиться, остается молодым навсегда. Самое главное в жизни — сохранять мозг молодым».
    • «Думать – самая трудная работа. Наверное, поэтому так мало людей этим занимаются».
    • «Гимнастика – полная ерунда. Здоровым людям она не нужна, а больным противопоказана».
    • «С возрастом три вещи становятся более ценными: старые дрова для костра, старые книги для чтения и старые друзья для отдыха».
    • «Насколько я знаю, жизнь – это не остановка, а путешествие. Все находится в движении, так было задумано с самого начала».

    Невозможно процитировать вторую книгу Генри Форда «Международный еврей», сборник статей, опубликованных в газете автогиганта «Dearborn Independent» с 1920 по 1922 год. Это произведение было опубликовано в России в 1990-х годах и впоследствии дважды (!) в 2009 и 2015 годах (!) было включено в Федеральный список экстремистских материалов, распространение которых запрещено и согласно статье 1. Статья 20.29 КоАП РФ предусматривает штраф от 1000 до 3000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток. Широкое общественное движение в США осудило антисемитские обвинения, содержащиеся в статьях, опубликованных газетой Dearborn Independent, и был подан иск с требованием заставить Генри Форда разрешить конфликт во внесудебном порядке и выплатить крупную выплату, точная сумма которой остается неизвестной неизвестно. Публичное письменное извинение перед евреями.

    Книга «Международное еврейство» вышла несколькими изданиями в Германии в начале 1920-х годов и оказала огромное влияние на немецких национал-социалистов. В книге британского историка Роберта Лэйси «Биография американского автомобильного короля» цитируются показания сотрудника Форда, который утверждал, что после просмотра хроник, снятых в нацистских концентрационных лагерях, Генри Форд больше не мог оправиться от великих катастроф. Происходит инсульт. Потомки магната многое сделали, чтобы искупить свои грехи перед евреями, в частности, спонсируя производство фильма Стивена Спилберга о Холокосте «Список Шиндлера» (1993). Уильям Клэй «Билл» Форд-младший сказал на гала-концерте, посвященном крупным пожертвованиям Генри Форда еврейским организациям: «Не было никаких сомнений в антисемитизме Генри Форда, но теперь все это ушло в историю».

    Василий Штормин
    Главный редактор , wekauto.ru
    Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
    Оцените статью
    WekAuto.ru
    Добавить комментарий