Эксперт Байбарош прогнозирует рост цен на новые автомобили на 25% в мае
Российский авторынок возобновил рост, но это может быть плохим знаком для тех, кто хочет обновить свой автомобиль. Autonews.ru поговорил с экспертами отрасли, чтобы узнать, стоит ли ожидать повышения цен в мае
Фото: КЕЛЕНИ/Shutterstock/FOTODOM
По итогам недели с 21 по 27 апреля все секторы российского авторынка впервые за долгое время продемонстрировали рост. По подсчетам аналитиков Росавтопрома, продажи новых автомобилей выросли на 6,5% по сравнению с предыдущей неделей и составили 26 836 единиц. Однако этот показатель не стал наивысшим рекордом года: текущий рекорд удерживает 14-я неделя (с 31 марта по 6 апреля), за которую было продано в общей сложности 27 805 новых автомобилей.
В марте продажи новых автомобилей упали до самого низкого уровня за всю историю наблюдений: падение составило 45,5% по сравнению с мартом 2024 года. По данным Минпромторга, в первом квартале 2025 года российский авторынок рухнул на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причинами этого являются высокая стоимость кредита, колебания валютных курсов, низкая покупательная способность и ожидания падения цен из-за избыточных запасов на складах дилеров.
Эффект отложенного спроса
По мнению опрошенных Autonews.ru экспертов, в мае 2025 года на российском автомобильном рынке вряд ли произойдут какие-либо шокирующие события. Продажи стагнируют на текущих уровнях, существенно ниже прошлогодних показателей.
Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей компании «Авилон», отметил: «Прогнозы брендов и дилеров относительно развития ситуации очень схожи: продажи останутся на уровне второго квартала, а во второй половине года должны вырасти за счет накопленного отложенного спроса и оптимистичных прогнозов о снижении ключевых налоговых ставок. На данный момент ожидается, что продажи в этом году составят 1,4 млн новых легковых автомобилей, что на 11–12% ниже прошлогодних показателей.
«Я прогнозирую продажи в мае на уровне 80–85 тысяч автомобилей», — сообщил генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Ежедневные продажи во второй половине мая, скорее всего, будут такими же, как в апреле, но общий объем продаж будет ниже, чем в прошлом месяце из-за длительного периода праздников.
С ним согласен президент Национального автомобильного союза Антон Чапарин: «В мае спрос будет ограничен длинными праздниками: вместо того, чтобы выбирать автомобили и ходить к дилерам, люди будут есть шашлыки».
Фото: Булкин Сергей / news.ru / Global Look Press
Анастасия Байбароша, руководитель направления легковых автомобилей ГК «Альфа-Лизинг», прогнозирует, что продажи в мае будут примерно на 10% выше, чем в марте, отмечая, что это будет зависеть от окончательных показателей за апрель: «Если уровень продаж в этом месяце будет низким, то на май может повлиять эффект низкой базы и начало сезона отпусков».
Николай Иванов, директор отдела новых автомобилей компании «Рольф», ожидает, что к концу апреля продажи автомобилей достигнут около 95 000, что сделает этот месяц лучшим в этом году: «Это очень маленькая цифра для российского рынка, но она лучше, чем раньше». Эксперты прогнозируют, что из-за большого количества праздников и традиционно низкой покупательской активности в мае ожидается, что продажи новых автомобилей достигнут 85 000 единиц.
Подорожание через скидки
Большинство экспертов сходятся во мнении, что май станет относительно спокойным месяцем для покупателей автомобилей.
«На данный момент предпосылок для существенных колебаний цен нет», — сказал Тюктыев. После низких продаж в феврале и марте производители снизили цены в пределах своих возможностей. С начала этого года цены снизились в среднем на 6%, тогда как в прошлом году они выросли на 6.
Терлюкевич сообщил, что ценообразование в мае останется на уровне апреля: «Текущий курс рубля позволяет дистрибьюторам удерживать цены на текущем уровне и тем самым сохранять привлекательные предложения для покупателей».
В пресс-службе Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) подчеркнули, что затоваривание и падение продаж продолжат влиять на цены на автомобили: «В настоящее время дилеры и производители предлагают покупателям различные акционные программы и скидки, однако существенными негативными факторами являются высокие ставки по кредитам и «дорогие» кредиты». В ассоциации отметили, что из-за наличия барьеров цены на «параллельные» машины продолжат расти, в то время как сам этот сегмент будет стремиться к самому низкому.
Фото: КЕЛЕНИ/Shutterstock/FOTODOM
Иванов подчеркнул, что ряд планов по привлечению потребителей будет продолжать реализовываться в мае: «Безусловно, будут бренды, которые выборочно снижают меры поддержки в виде скидок, но будут и бренды, которые сохранят скидки на уровне апреля». Он сообщил, что после праздников будет проведена оценка скорости подписания и потока клиентов, и по результатам будет принято решение о принятии дополнительных мер или их сокращении. Что касается машин «параллельного импорта», то, поскольку поставки могут длиться 2–3 месяца, как минимум до июля, цена пока существенно не изменится.
Байбарош, напротив, прогнозирует, что в мае цены вырастут на 20–25%. Однако этот рост в основном касается «параллельных» автомобилей премиальных марок. Она считает, что в случае ее внедрения движущим фактором станет новая формула расчета утилизационного сбора, которая будет учитывать не только базовый коэффициент, но и разницу между внутренними и зарубежными размерами пошлин.
Факторы влияния на рынок и цены в мае
Эксперты подчеркивают, что факторы, влияющие на продажи и стоимость новых автомобилей, существенно не изменились. Наиболее важными факторами являются размер запасов и количество транспортных средств, хранящихся на складе.
«Основными факторами являются размер ставок основных налогов и количество транспортных средств в автопарке», — сказал Тюктыев. «Китайские производители импортировали на 60% меньше легковых автомобилей в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; все научились считать. Поэтому давление на запасы будет намного меньше во втором квартале, и цены не должны упасть еще больше.
Байбароша поясняет, что появился дополнительный фактор — новости о возможном возвращении крупных южнокорейских автопроизводителей на отечественный авторынок: «Сообщения о регистрации в России новых моделей, таких как Kia K4 и Hyundai Ioniq 9, могут привести к задержкам в оформлении сделок по новым автомобилям, хотя технически такой возврат в этом году невозможен».
ROAD не ожидает изменения ситуации без введения льготных условий по автокредитам; рынок вряд ли будет расти из-за высоких ключевых процентных ставок.
Фото: Булкин Сергей / news.ru / Global Look Press
Шапарин также отметил, что на складах имеются избыточные запасы, а базовые процентные ставки высоки. В этой ситуации выгоднее «заморозить» средства на депозитах и получать доход, чем покупать автомобиль. «Возможности воздействия пока не реализованы в полной мере», — пояснил эксперт.
Он добавил: «Мы наблюдаем переизбыток запасов, и текущие скидки недостаточны для решения этой проблемы, поскольку рынок все еще заполнен, но есть переизбыток. Если мы не улучшим ситуацию за счет спроса и снижения цен, то маловероятно, что мы увидим улучшение ситуации не только в мае, но и в течение всего лета.
Читайте также:
- Дилеры продают автомобили, которые невозможно зарегистрировать. Это законно?
- Это увеличение почти на 25%. Мы узнали, почему автомобили скоро снова подорожают
- Импорт автомобилей в Россию упал на 66%. Какие еще автомобили были представлены
- Цена эквивалентна стоимости однокомнатной квартиры в Москве. Что происходит в салонах автомобилей премиум-класса
Автор тегов: Александр Воронцов
- Хотите связаться со мной?