Чемпионка мира по ралли Екатерина Жаданова привыкла полагаться только на себя — и на соревнованиях, и в мастерской. Среди ее достижений — победа в женском зачете Moroccan Desert Challenge, победа в чемпионате Европы по ралли и третье место в классе 450 мотоциклистов на Центрально-Азиатском ралли. Гонщик уверенно готовит свою технику сам: «Я никому не доверяю свой мотоцикл. Он работает тише, когда я сам меняю поршни или сальники — такое ощущение, что я трясу не только мотоцикл, но и свой мозг. Кто-то вяжет свитер, я подтягиваю гайки». К тому же я получил инженерное образование».
Ее опыт заслуживает изучения, особенно тем, кто готовится открыть мотосезон в городе. Как избежать поломок и извлечь максимальную пользу из каждой поездки? Екатерина делится советами, которые работают.
Гараж гонщицы
В гараже Екатерины собрана коллекция мотоциклов для различных навыков, необходимых для ралли: кроссовый мотоцикл KTM 250 SX-F Factory Edition 2018 года, двухтактный мотоцикл KTM 250 EXC 2020 года для эндуро и сложных условий, триальный мотоцикл GASGAS TXT 300 Pro Racing 2016 года и ее главный раллийный мотоцикл KTM 450 EXC 2019 года. Им всем нужно быть полностью готовыми к этому сезону.
Для меня самое главное — это наличие запчастей. Мотоцикл должен был быть популярной моделью и не слишком редкой: если бы он сломался или потребовал замены, мне нужно было быстро найти необходимые детали или расходные материалы. Екатерина Заданова
Что нужно проверить в мотоцикле перед сезоном?
Гонщик досконально знает свой мотоцикл, но всегда уделяет особое внимание подготовке к сезону.
1. Колеса и цепи — самые уязвимые части мотоцикла. Состояние резины определяет сцепление, а натяжение цепи — безопасность и плавность езды. Это очень важно:
- Очистите цепь, смажьте, проверьте и отрегулируйте;
- Проанализируйте состояние шин — нет ли трещин, «грыж», не затвердела ли резина за зиму.
Например, в раллийных гонках риск повреждения шин очень высок, поэтому в шины добавляется специальный безвоздушный наполнитель — мусс. Это легкие и гибкие «пончики» из бутилкаучука, которые занимают место внутри шины. Колеса с муссом не боятся проколов, но сам мусс не вечен. Если вы не замените его вовремя, у вас возникнут проблемы на трассе. Екатерина Заданова
Фотограф: Алина Клубикова
2. Сцепление и тормоза — контроль и уверенность в своей технике во время езды. Даже если мотоцикл будет прогрет всю зиму, эксплуатационные характеристики жидкостей и расходных материалов со временем ухудшатся. Гонщики всегда:
- Заменить гидравлическую жидкость – жидкость в тормозах и сцеплении;
- Профилактическая замена дисков сцепления;
- Проверьте тормозную систему.
Фотограф: Алина Клубикова
3. Подвеска и подшипники — залог комфорта и безопасности. Особенно актуально для городских дорог с выбоинами и трамвайными путями:
- При необходимости замените уплотнения, пылезащитные чехлы и направляющие;
- Проверьте маятник и подшипники колес;
- Смажьте все движущиеся части.
Перед каждым сезоном я провожу тщательный осмотр подвески. Насколько я понимаю, штатная подвеска — не вариант, и участвовать в гонках с ней опасно. Но даже в городе, если подвеска «устала», мотоцикл может потерять управление. Екатерина Заданова
Фотограф: Алина Клубикова
4. Сердце любого мотоцикла — двигатель. Екатерина всегда тщательно осматривает двигатель. Она знает, когда меняли поршни, сколько моточасов проработал двигатель и какое масло использовалось. Но даже если вы не участвуете в соревнованиях, это того стоит:
- Проверьте на наличие утечек;
- Прислушивайтесь к шумам и вибрациям, которых раньше не было;
- Необходимо заменить масло и фильтр.
Для своего мотоцикла Екатерина Жаданова выбрала моторное масло G-Energy Moto 4T Performance 15W-50. Подходит для четырехтактных двигателей всех типов мотоциклов — от спортивных и городских (BMW, Yamaha, Honda, Kawasaki, Harley-Davidson) до эндуро и кроссовых (KTM EXC-F или Honda CRF). Класс вязкости 15W-50 оптимально подходит для эксплуатации в широком диапазоне температур и при повышенных нагрузках.
Масло содержит 90% основы ПАО (синтетический полиальфаолефин), что обеспечивает отличную термоокислительную стабильность, низкую летучесть и стабильную вязкость при экстремальных температурах и нагрузках. Масло остается текучим в холодную погоду, густеет при нагревании и образует прочную пленку при движении на высоких оборотах. Масло соответствует современным стандартам API SN и JASO MA-2. |
Мотоцикл автогонщика Екатерины Задановой. Фотограф: Станислав Тен
5. Внешний вид и детали. Визуальный осмотр — последний шаг перед отъездом. Небольшие недостатки могут внезапно проявиться в самый неподходящий момент путешествия. Необходимый:
- Проверьте мотоцикл на наличие утечек и трещин;
- Проверьте все крепления, особенно на рулевом колесе и багажнике на крыше;
- Включите свет и сигналы.
Автогонщица Екатерина Жаданова на участке трассы. Фотограф: Антон Басанаев
6. Минимальный набор инструментов, необходимый для ремонта. Главный урок автоспорта заключается в том, что оборудование может выйти из строя из-за непредсказуемых обстоятельств. Екатерина всегда носит с собой базовый комплект одежды:
- Ключ для свечей зажигания, многофункциональный инструмент, двухкомпонентный эпоксидный клей, армированная лента;
- Набор зажимов и стяжек.
Когда машина проезжала через овраг в Марокко, боковая крышка двигателя сломалась — и масло начало «выпадать»! Я стер пыль и масло и заклеил крышку эластичным двухкомпонентным эпоксидным клеем. Его можно использовать для герметизации отверстий в радиаторах или трещин в картерах двигателей. Однажды у меня закончился клей, поэтому я воспользовался монтировкой, чтобы починить проколотый шланг радиатора. В другой раз порвался топливопровод, и мне пришлось импровизировать, используя проволоку, нож и плоскогубцы, чтобы его починить. Все решено. Екатерина Заданова
У меня есть последний совет перед началом сезона: ничего не упускайте и надейтесь на лучшее. Такой подход — это не «гоночная одержимость», а забота о себе и своей безопасности. Подготовленный мотоцикл — это уверенность на каждом повороте, даже если маршрут пролегает не через пустыню Сахара, а через городскую пробку.
рекламировать. Газпром erid: 2VfnxwMv2Ux
- Хотите связаться со мной?