О новых полимерных материалах и современных автодеталях из них, а также проектах по их локальному производству Autonews.ru рассказал начальник транспортного департамента СИБУРа Анатолий Светликов
Современные автомобили все чаще изготавливаются из пластика, синтетического каучука и других полимеров. Это одна из основных тенденций в отрасли, позволяющая производителям снизить вес транспортных средств и улучшить их эксплуатационные характеристики.
Autonews.ru поговорил с директором департамента транспорта компании СИБУР Анатолием Светлыковым о том, какие новые материалы внедряются в конструкцию автомобилей, как они помогают создавать конкурентоспособные автодетали и насколько они влияют на повышение уровня локализации в отечественном автопроме.
- — Российский авторынок переживает непростые времена. Тем не менее многие производители автокомпонентов сохраняют оптимизм. С чем это связано?
- — Замена металлических деталей автомобилей на пластиковые не всегда вызывает у потребителей позитивную реакцию, однако производители продолжают их внедрять. Почему автомобили становятся все более полимерными?
- — А как обстоят дела с безопасностью?
- — Могли бы вы на конкретных примерах рассказать о проектах в этой области?
- — У вас ведь также есть проекты локализации в шинном производстве?
- — Сегодня для отечественного автопрома делается особый акцент на переходе с крупноузловой сборки на мелкоузловую. На какой эффект можно рассчитывать от такого перехода?
- — Что с вашей стороны делается для развития мелкоузловой сборки автомобилей в России?
— Российский авторынок переживает непростые времена. Тем не менее многие производители автокомпонентов сохраняют оптимизм. С чем это связано?
— Прежде всего, это развитие собственного отечественного производства полимерных автодеталей. «АвтоВАЗ», «Москвич», «КАМАЗ» поддерживают тенденцию локализации полимерных автодеталей, сотрудничая с поставщиками готовых решений и сырья. В этой связи важно реализовать потенциал Постановления 719, регулирующего локализацию автомобильных деталей.
Высококачественные марки полимеров для автомобильных деталей помогают отечественным производителям противостоять конкуренции и расширять технологические возможности. Развитие технологий переработки, создание новых синтетических материалов с уникальными свойствами и «агрегация» автомобилей дают отрасли необходимые точки роста.
— Замена металлических деталей автомобилей на пластиковые не всегда вызывает у потребителей позитивную реакцию, однако производители продолжают их внедрять. Почему автомобили становятся все более полимерными?
— Все дело в энергоэффективности. Ожидается, что к 2035 году доля полимеров в автомобилях увеличится со 150 кг до 250 кг. Если в 1970-х годах пластмассы составляли около 5% веса автомобиля, то сегодня эта доля составляет от 20% до 50%. Для автомобиля каждый раз, когда 45 килограмм металла заменяются пластиком, стоимость увеличивается на 2%, поэтому степень полимеризации автомобилей в будущем будет становиться все выше и выше. Снижение веса означает, прежде всего, снижение расхода топлива и выбросов в атмосферу, а также сокращение расходов для владельца автомобиля.
Разрабатываемые отраслью, в том числе СИБУРом, суперконструкционные пластики обладают уникальными свойствами. Например, полиэфиркетонкетон (ПЭКК) может выдерживать высокие нагрузки в течение миллионов циклов без потери прочности и используется в подшипниках, сцеплениях и механических соединениях. Этот материал способен выдерживать высокие температуры и давления, создаваемые двигателем. Поэтому его используют для изготовления износостойких накладок, втулок, уплотнений, прокладок, насосов и поршней. По сравнению с металлами, конструкционные пластики легче по весу, обладают высокой устойчивостью к агрессивным средам, большей прочностью и размерной стабильностью. Это позволяет использовать их в конструктивных деталях, элементах подвески, крепежных элементах, двигателях, кузовных деталях и электронных компонентах. Благодаря своим сложным свойствам они заменяют металлы и однажды могут стать незаменимыми.
— А как обстоят дела с безопасностью?
— Использование полимеров также повышает безопасность. Полимерные элементы за счет своей деформируемости способны поглощать энергию удара и тем самым повышать уровень защиты водителя и пассажиров.
Не следует забывать и об экономическом факторе: использование полимеров позволяет оптимизировать производство многих деталей и тем самым снизить стоимость автомобиля. Кроме того, пластиковые детали можно перерабатывать. Полимеры упрощают производство деталей сложной формы, предоставляя автомобильным дизайнерам больше свободы.
— Могли бы вы на конкретных примерах рассказать о проектах в этой области?
— Например, мы работаем над заменой металлических топливных баков автобусов НЕФАЗ на полимерные. С этой целью мы создали марку полиэтилена высокой плотности, устойчивую к агрессивным средам. Кроме того, в салоне КАМАЗ К6 разрабатываются суперпластики, которые заменят металл в стенках и сиденьях, тем самым снизив общую массу автомобиля без потери прочности. Мы также работаем над самозатухающими сильфонами, локализацией манжет Фрейденберга и испытаниями полидициклопентадиена — перспективного пластика для грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.
Компания совместно с ключевыми автопроизводителями реализует более 20 проектов по импортозамещению автокомплектующих. Это масштабный процесс, включающий трансформацию цепочки создания стоимости, в котором отечественные материалы становятся основой технологического развития в автомобильной промышленности.
— У вас ведь также есть проекты локализации в шинном производстве?
— В 2022 году мы запустили программу поддержки шинных компаний, которая со временем будет расширена и на производителей резинотехнических изделий. Основная задача — импортозамещающие товары для тех марок каучука, которые Россия исторически импортировала. Проблема усугубляется тем, что мировые бренды, покидающие Россию, увозят с собой свои рецепты. Несмотря на это, нам удалось быстро разработать новые марки бутадиен-стирольного каучука и помочь отечественным предприятиям освоить их производство. Новая марка продемонстрировала высокий уровень сцепления и износостойкости, сопротивления качению, а также дала экономический эффект: себестоимость шины снизилась. В настоящее время уровень локализации синтетического каучука достиг 99%.
А в 2024 году мы с партнерами выпустили первую шину, полностью не содержащую натуральный каучук. Это важный шаг на пути к достижению технологической независимости от азиатских поставок. Это сложная задача, поскольку специалисты по шинам, привыкшие работать с натуральным сырьем, относятся к синтетическим материалам с определенной долей скептицизма. Однако, пройдя все этапы нормативных, стендовых и ресурсных испытаний, мы пришли к выводу, что шины на синтетической основе на самом деле ничуть не хуже оригинальной формулы. Реализация проекта позволяет сделать российских производителей шин более конкурентоспособными по сравнению с китайскими компаниями, которые активно импортируют шины.
— Сегодня для отечественного автопрома делается особый акцент на переходе с крупноузловой сборки на мелкоузловую. На какой эффект можно рассчитывать от такого перехода?
——Во-первых, будет создано больше высокотехнологичных рабочих мест. Второе — увеличение инвестиций в фискальные бюджеты на всех уровнях. В-третьих, сборка из мелких деталей позволяет многим производителям избегать уплаты сборов за утилизацию, что положительно скажется на конечной потребительской цене автомобиля. Но самое главное — это рост внутренней конкурентоспособности и полное использование отечественного сырья.
В 2023 году доля отечественных полимеров в автомобильной промышленности увеличится на 69% по сравнению с 2022 годом, а к 2028 году эта доля удвоится. Это прямой результат роста переработки сырья в России.
— Что с вашей стороны делается для развития мелкоузловой сборки автомобилей в России?
— Мы дорабатываем совместно с Минпромторгом постановление №719 по повышению весового коэффициента для деталей, изготовленных с использованием отечественного сырья, особенно полимеров. Мы предоставляем механизмы прямой поддержки переработчиков, так что, например, бампер, произведенный в России, будет дешевле, чем произведенный в Китае.
По данным Минпромторга, к 2028 году доля отечественных материалов в автомобильной промышленности должна достичь 80%, а полимерные детали являются одним из самых быстроменяющихся сегментов.
Автор теги: Елена Колесова
- Хотите связаться со мной?