Что такое развесовка автомобиля, на что она влияет и почему ее нужно знать

Что такое развесовка автомобиля, на что она влияет и почему ее нужно знать Статьи

Что такое развесовка автомобиля, какие последствия она оказывает и почему об этом нужно знать

Развесовка автомобиля – это простая, но сложная концепция. С одной стороны, природа этого термина кажется очевидной. С другой стороны, не все понимают его последствия и то, почему обычно стараются добиться идеального распределения веса. Давайте выясним, почему каждый водитель должен понимать концепцию развесовки и понимать, как она работает в его личном автомобиле.

Давайте уже договоримся: в рамках данного материала мы не будем касаться кинематических нюансов развесовки, регулируемых настроек подвески для ее оптимизации, нюансов эласто-кинематики и советов по тюнингу. Мы рассмотрим развесовку в базовом «гражданском» смысле, т е она пригодится любому среднестатистическому водителю.

Что такое распределение веса?

Распределение веса в общем смысле означает распределение веса автомобиля между передней и задней осями, а также между колесами на осях. Например, если распределение веса по осям составляет 60:40 в пользу передней оси, это означает, что для автомобиля массой 1 тонна передняя ось весит примерно 600 кг, а задняя 400 кг.

Обычно в контексте развесовки говорят именно о развесовке по оси, хотя стоит понимать, что развесовка может быть разной между колесами на одной оси, что также может влиять на поведение автомобиля.

От чего зависит распределение веса?

На развесовку автомобиля влияет множество факторов, и конечная развесовка точно настраивается инженерами для достижения желаемых характеристик.

Одним из ключевых факторов является компоновка силового агрегата. Масса двигателя и коробки передач относительно велика, поэтому их расположение серьезно влияет на развесовку. Существует четыре основные компоновки силовых установок: переднемоторная, переднесреднемоторная, заднесреднемоторная и заднемоторная. Это зависит от положения силовой установки относительно колесной базы. Если он расположен целиком или преимущественно над передней частью, то это переднемоторная компоновка. Если он полностью перемещен обратно в колесную базу, это передне-среднемоторная компоновка. Если он установлен за водителем в пределах колесной базы, то это заднесреднемоторная компоновка. Если он расположен целиком над задним свесом, то компоновка заднемоторная. В современном автомобилестроении широкое распространение получили переднемоторная и передне-среднемоторная компоновка. Для оптимизации развесовки силовую установку от двигателя и коробки попытались перенести в пределах колесной базы – ведь чем ближе тяжелый агрегат к центру автомобиля, тем равномернее распределяется его нагрузка по осям. Однако это не всегда возможно.

Читайте также:  Винт, диск, имитация: почему самоблок не стал серийной опцией и не нужен обычному водителю

Помимо компоновки силового агрегата на развесовку загруженного автомобиля влияет множество других факторов: тип кузова, конструкция и масса подвески, тип привода и его конструкция, расположение топливного бака, тип колес, и т д. Поэтому окончательные корректировки развесовки, как уже говорилось выше, дорабатываются инженерами – например, аккумулятор можно перенести в багажник и т д., чтобы распределить вес. Среди сложных методов улучшения развесовки можно вспомнить коробку передач – компоновочную схему, при которой коробка передач перенесена на задний мост и объединена с задней коробкой передач в единый блок (агрегат – одна и та же коробка передач). Однако это технически сложное решение, доступное только на некоторых спортивных автомобилях.

Что влияет на распределение веса?

Учитывая, сколько факторов определяет исходное распределение веса автомобиля, легко понять, что фактическое распределение веса также зависит от многих условий. Количество и вес пассажиров в салоне, наличие и вес груза в багажном отделении, уровень топлива в баке – это лишь самые большие факторы, меняющие реальную развесовку в процессе эксплуатации. Есть и поменьше: установка более тяжелых или легких неоригинальных колес, установка нестандартных аккумуляторов, багажников на крышу, установка дополнительных аудиокомпонентов, дополнительной шумоизоляции и прочее.

Следующее, о чем нужно помнить, это динамическое перераспределение нагрузки по оси в зависимости от продольного ускорения. При ускорении задняя ось дополнительно нагружается, а при торможении все наоборот, что сказывается на характеристиках автомобиля.

Третий немаловажный факт – изменение развесовки вследствие износа или повреждения элементов подвески. Причем распределение веса здесь становится важным не только вдоль оси, но и между колесами одной оси. Например, сломанная пружина или поврежденный рычаг подвески изменят распределение массы между левыми и правыми колесами оси – годные к использованию детали будут подвергаться дополнительной нагрузке, а вышедшая из строя часть будет частично разгружена. В спортивных автомобилях равномерность распределения веса внутри осей тщательно контролируется и может регулироваться – в том числе с помощью амортизационных стоек. Но на обычных гражданских автомобилях этот «перекос» можно принять и считать фактом только до устранения неисправности.

Читайте также:  Масло из нефти и масло из газа: почему синтетика – не всегда синтетика

На что влияет распределение веса? Зачем вам нужно знать развесовку вашего автомобиля?

Ну а теперь перейдем к тому, зачем среднестатистическому водителю знать все вышесказанное и понимать развесовку своего автомобиля.

Принципиально развесовка влияет на управляемость автомобиля, хотя и в меньшей степени, чем тип привода. Например, большой и тяжелый мотор в переднем свесе — это нагрузка, которая при резких поворотах тянет переднюю ось наружу от поворота. Просто вспомните золотой век американских маслкаров до топливного кризиса — автомобили с огромными чугунными двигателями V8, которые были быстры на прямой, но совершенно не готовы к поворотам и в целом эффективно управлялись. Porsche 911 является эталонным примером заднемоторной компоновки, имеющей свои преимущества и недостатки. Расположенный сзади двигатель неизбежно будет пытаться повернуть автомобиль по дуге. Но даже если у вашего автомобиля нет этого технического ограничения, стоит посмотреть, как далеко проходит двигатель по колесной базе, и поинтересоваться, сколько он весит вместе с коробкой передач.

Обычным водителям также следует учитывать динамическое перераспределение массы. Если он заднеприводный, резкое ускорение даст нагрузку на заднюю ось, и нажимать на педаль газа можно сколько угодно. Тогда разгрузится легкий переднеприводный хэтчбек, оснащенный малолитражным турбинным двигателем при трогании с места переднее колесо и вызывает бесполезный занос. При прохождении поворотов также нужно помнить о перераспределении массы при разгоне и торможении — тому же хэтчбеку с легкой полой кормой может быть очень тяжело, если при быстром повороте резко сбрасывать газ, еще больше облегчая нагрузку на заднюю часть корма легко соскользнет колесо.

Распределение веса также влияет на то, как автомобиль преодолевает препятствия и как он ведет себя, например, при подъеме на крутой подъем. Автомобили с тяжелыми двигателями, нависающими спереди, будут скользить при этом, но если вам удастся вытолкнуть переднюю ось на вершину подъема, ваши шансы на нее вообще возрастут. При движении такого автомобиля по неровным дорогам стоит контролировать скорость, чтобы не допустить динамических вертикальных раскачиваний, которые могут привести к чрезмерной разгрузке передних колес и потере управляемости.

Читайте также:  EXEED RX Flagship: Ваш новый стандарт комфорта и роскоши

В повседневной эксплуатации необходимо помнить о разнице поведения пустого и полностью загруженного автомобиля. Если у вас пять человек в салоне и сто килограммов груза в багажнике, то развесовка совсем другая, чем если бы вы ехали один с пустым багажником. Поэтому нужно быть осторожнее при повороте и внимательнее думать при торможении.

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий