Все об адсорбере: зачем он нужен, как работает, можно ли его отключить
Давайте разберемся, зачем современным автомобилям нужны адсорберы, какое влияние они оказывают и что будет, если их просто снять
Адсорберы для автомобилей УАЗ Патриот, ВАЗ-2112 (Фото: Яндекс.Маркет)
Прежде всего необходимо объяснить, что такое адсорбция. Самая распространенная ошибка при разговоре о рассматриваемой части — произношение: часто говорят «поглотитель». Это неправда и вот почему.
Абсорбция – это всасывание (всасывание) одного вещества в другое вещество. Обычно абсорбент (т.е поглощающее вещество) представляет собой жидкость, а сам процесс часто требует отделения или очистки газа. Пример: Газовую смесь, состоящую из компонентов «А» и «В», необходимо разделить. Он проходит через жидкостный поглотитель, где происходит химическая реакция. В результате компонент «А» остается в абсорбенте (жидкости), а компонент «Б» выходит в чистом виде.
Адсорбция – это также процесс разделения соединений. Но «лишние» компоненты, попадающие в смесь, не растворяются в жидкости, а осаждаются на поверхности твердой насадки-адсорбента.
Что такое адсорбер и для чего он нужен
Автомобильные адсорберы — это компоненты, используемые для накопления насыщенных паров бензина в топливном баке с целью предотвращения их попадания в атмосферу. Специально служит экологическим целям. Его установка обязательна для всех бензиновых автомобилей с экологическим рейтингом «Евро-2» и выше.
Устройство адсорбера
Этот компонент представляет собой герметичное пластиковое ведро (или коробку), содержащее гранулы активированного угля — на самом деле адсорбент. К стволу подсоединяется воздухопровод от бака, по которому проходят пары бензина.
По мере нагревания бензина и самого бака давление паров увеличивается. Этот процесс продолжается некоторое время даже после остановки двигателя. Поэтому в первую очередь необходим адсорбер для улавливания паров на стоянке.
Линия проходит от картера к впускному коллектору двигателя. Также существует линия связи между адсорбером и внешней средой. В различных местах вышеуказанных каналов установлены клапаны, обеспечивающие движение газа только в одном направлении. Общий вид типичного адсорбера показан ниже.
фото: schetmash.com
Принцип работы адсорбера
Как уже говорилось выше, задача адсорбера – не допускать выхода паров бензина из бака в атмосферу. В общих чертах вся система (называемая системой вентиляции бензобака) работает следующим образом.
общая схема системы вентиляции бака (Фото: twokarburators.ru)
Признаки неисправности адсорбера
Хотя в системе вентиляции есть чисто экологические причины, адсорберы могут существенно повлиять на работу двигателя. Практически все современные системы управления учитывают смешение паров из адсорбера при очистке при расчете топливовоздушной смеси. Если пар не достигнет необходимого объема, начнутся перебои. Типичные признаки засорения адсорбера и неисправностей других компонентов системы следующие.
- Двигатель плохо запускается после длительного простоя. Если насадку из активированного угля спрессовать в единое вещество, это будет препятствовать свободному прохождению газа через адсорбер. В результате повышается давление и в топливопроводах образуются воздушные пробки. В результате подача топлива в двигатель ухудшается.
- Плавает на холостом ходу и трясется при разгоне. В крайних случаях двигатель может даже остановиться. Причина все та же: затруднена подача топлива из-за высокого давления в баке.
В крайнем случае, чтобы избежать разрыва контура, систему вентиляции оборудуют предохранительным клапаном. Однако порог его срабатывания всегда ниже порога возникновения признака неисправности.
- При откручивании крышки топливного бака раздается характерный шипящий звук при выходе пара.
- При срабатывании предохранительного клапана ощущается запах бензина.
- «Check Engine» на приборной панели.
Как проверить адсорбер
В большинстве случаев проблему вызывает не механический клапан (хотя такое случается), а клапан N80 с электронным управлением. Мы обнаружили, что именно он по команде блока управления открыл адсорбер, провентилировал его и выпустил скопившиеся пары бензина в коллектор. Поэтому, если он «прилипает», выход адсорбера либо всегда закрыт, либо всегда открыт.
Адсорбер на автомобиле Лада 2115 (Фото: ВООБРАЖЕНИЕ/drive2.ru)
Проверка клапана N80
Проверить клапан N80 можно очень просто – отсоединить его от разъема, снять и продуть воздух ртом. Рабочий клапан в свободном состоянии (отсутствие напряжения) будет закрыт и полностью герметичен. При подаче 12 Вольт (полярность не имеет значения) раздастся щелчок и клапан откроется: воздух должен поступать свободно.
Проверка адсорбера
Благодаря неразъемной конструкции внутреннюю часть адсорбера не видно. По крайней мере, не разрезая тело. Однако, сняв деталь, можно потрясти ее в руке – вы должны почувствовать, как сыпятся угли. Проверке также подлежат клапаны и трубы, подключенные к атмосфере – они часто засоряются и мешают правильной работе системы.
Можно ли отключить адсорбер
При сильном загрязнении адсорбер можно удалить из системы вентиляции резервуара. Но в этом случае блок управления необходимо будет соответствующим образом перенастроить, что среднестатистическому автовладельцу не под силу сделать в одиночку. Как уже говорилось ранее, блок управления двигателем полагается на смешивание паров из адсорбера. Если просто убрать этот элемент из схемы универсального питания, максимум загорится «check engine», а также небольшое увеличение потребления и динамическое снижение (иногда это почти незаметно). В остальных случаях двигатель начинает работать с перебоями и езда становится некомфортной. Вообще говоря, самый правильный выбор – заменить адсорбер на новый. Или хотя бы удалить его, принудительно обновив ЭБУ.
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?