Битва за низы: все подробности об обновлённой Lada Niva Travel

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Презентация новой Lada Niva Travel на Петербургском международном экономическом форуме прошла довольно тихо. И это понятно: основное внимание было приковано к Lada Azimut. Среди множества кроссоверов Niva Travel легко могла остаться незамеченной, тем более что внешность практически не изменилась. Но, по словам разработчиков, технология Niva Travel претерпела кардинальные изменения. Главное, что внедорожник оснащен совершенно новым двигателем. Об этом двигателе и других нововведениях мы сейчас и расскажем.

Необходимость модернизации семейства «Нив» обсуждается давно. Одним из основных вопросов является улучшение сцепления автомобиля с дорогой на низких скоростях. Это крайне важно, учитывая специфику характеристик этого автомобиля. «Нивы» покупают не для езды по трассе, а для езды по грязи на холмы. То есть в условиях, когда в основном требуется высокий крутящий момент на низких скоростях.

В поисках низов

Работа над этим началась несколько лет назад — сразу после того, как «Шнива» стала «нашей» моделью. Естественно, первой идеей было адаптировать существующие 1,6- и 1,8-литровые 16-клапанные двигатели. Но вскоре стало ясно, что ни один из этих двигателей не подходит для Lada Niva Travel, так как они обеспечивают необходимый крутящий момент только на довольно высоких оборотах. Кроме того, использование 16-клапанного двигателя с крутящим моментом 170 Нм требовало модернизации коробки передач в масштабах, эквивалентных изготовлению новой. При этом мосты и приводные агрегаты также нуждались в модернизации, так как они не были рассчитаны на столь высокие крутящие моменты. Фактически, это потребовало полной переделки коробки передач.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Любой другой существующий двигатель потребовал бы столь интенсивных модификаций для достижения требуемых параметров, поэтому было удобнее изобрести новый двигатель. Поэтому группа предприимчивых инженеров решила пойти по этому пути. Получив одобрение от начальства, они начали серьезно изучать.

8-клапанный гибрид

Новый двигатель под номером 11184 создан на базе 1,6-литрового 8-клапанного двигателя. Верхняя часть двигателя заимствована у 1,6-литрового 8-клапанного двигателя: головка блока цилиндров, крышка головки блока цилиндров и впускной модуль. Блок цилиндров и коленчатый вал взяты у 1,8-литрового 16-клапанного двигателя.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

главным преимуществом увеличения мощности, полученного за счет этой сложной комбинации, является существенное увеличение крутящего момента. При 1000 об/мин крутящий момент составляет около 124 Нм, что на 27 Нм больше, чем у старого 1,7-литрового двигателя, а крутящий момент старого двигателя почти достиг своего пика. В диапазоне скоростей 2500-4000 об/мин крутящий момент двигателя почти достигает пика в 150 Нм. При 3500 об/мин крутящий момент достигает максимума в 153 Нм.

Но в отличие от крутящего момента мощность немного увеличилась. Производитель пошел на этот шаг осознанно, объяснив это нежеланием увеличивать налоговую нагрузку на потребителей. В результате двигатель соответствует самой высокой льготной налоговой ставке и 90 лошадиных сил до вычета налога на потребление. Стоит отметить, что в нашей стране все автомобили с мощностью двигателя более 90 лошадиных сил и мотоциклы мощностью более 150 лошадиных сил облагаются налогом на потребление. 

Мощность этого двигателя действительно очень скромная. Это означает, что с ним разгонные и подъемные возможности универсала Lada Niva должны быть лучше. 

Мы также провели работу по снижению удельного расхода топлива, который в некоторых режимах сократился на 30%.

Дела моторные…

Конечно, для установки нового двигателя в существующую конструкцию двигателя «Нивы» пришлось адаптировать практически все системы: впуск и выпуск воздуха, систему подачи топлива и охлаждения. В результате более 50 узлов двигателя пришлось модернизировать или заменить. 

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Отливки поршней были взяты с двигателя 1.8 EVO. Трехкомпонентное маслосъемное кольцо также было позаимствовано с двигателя 1.8 EVO вместо двухкомпонентного маслосъемного кольца на 1.7-литровом двигателе. Кстати, именно это маслосъемное кольцо уже доказало свою эффективность в устранении расхода масла, который существовал на 1.8-литровом двигателе до модернизации. Одновременно была оптимизирована камера сгорания. Благодаря этому были снижены механические потери, а важным преимуществом стало устранение риска контакта клапана с поршнем в случае обрыва ремня ГРМ.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

объем корпуса инжекторной рампы увеличился более чем вдвое (до 42 куб см) и теперь имеет квадратное сечение (против круглого сечения на двигателе 1,7 л). Это снижает пульсацию и, таким образом, устраняет вибрации и толчки при движении на низких оборотах. Кроме того, внедрены быстроразъемные соединения топливной магистрали, что значительно повышает надежность переключения.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Система охлаждения полностью переработана. Двигатель отказался от устаревшей технологии термостатов, установленных на шлангах. Для повышения быстродействия и реагирования, а также снижения теплопотерь в малых контурах термостат установлен на блоке цилиндров. Кроме того, упрощена компоновка всех трубок, с более короткой длиной трубок и меньшим количеством соединений, что позволяет двигателю стабильно работать при высоких нагрузках и высоких температурах. Кроме того, нормальный микроклимат в автомобиле может поддерживаться во всех режимах движения. 

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Система забора воздуха также полностью новая. При проектировании мы сосредоточились на соблюдении современных требований по шуму, удобству обслуживания и уменьшению сопротивления всасывания. Для упрощения обслуживания хомуты на корпусе воздушного фильтра заменили винты. Это позволяет быстро заменить фильтрующий элемент, который, кстати, остался неизменным.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Экран впускного коллектора теперь выполнен из материала с более высокими теплоизоляционными свойствами, а не из обычной оцинкованной стали. Площадь экрана также увеличена. Кроме того, доступен новый масляный щуп и его направляющая.  

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Устаревший штампованный стальной картер с резиновыми прокладками заменен на современный литой алюминиевый картер, герметизированный более надежным герметиком. Он позволяет эффективнее охлаждать масло в тяжелых условиях (в том числе за счет дополнительных ребер охлаждения.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Оптимизирована зона впуска масла: создана «чашеобразная» структура, которая обеспечивает постоянную подачу масла независимо от положения автомобиля, пока хотя бы два колеса неподвижны. По словам разработчиков, капание масла отсутствует. И, несмотря на увеличенную высоту новой «чашеобразной» формы, дорожный просвет автомобиля не уменьшился из-за более высокого расположения двигателя в моторном отсеке. 

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Также появился новый маховик с подшипниковым узлом главного вала. Также присутствовал несанкционированный контроллер управления двигателем, который не зависит от поставщиков из других стран. Для него было разработано и откалибровано новое программное обеспечение.

И дела трансмиссионные

Учитывая увеличение мощности двигателя, сцепление потребовалось модернизировать для передачи большего крутящего момента. Изменилась конструкция накладки, нажимного диска и демпфера ведомого диска. По сути, это совершенно новое сцепление, произведенное на тольяттинском заводе известного бренда в автокомпонентной отрасли, который в настоящее время находится под контролем России.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Несколько компонентов самой коробки передач также были изменены. Так, профиль зубьев был оптимизирован для увеличения крутящего момента, а пятая передача промежуточного вала и набор шестерен заднего хода были изготовлены из материала с более высоким пределом текучести. Это позволяет поглощать повышенные нагрузки, не вызывая повреждений.  

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Почему пятой передаче уделяется так много внимания? Инженеры автопроизводителя уверены, что благодаря новым характеристикам пятая передача Lada Niva Touring будет работать еще эффективнее, чем раньше. Реальные данные испытаний подтверждают эту уверенность. Предыдущее поколение Lada Niva Touring разгонялось с 80 до 120 км/ч всего за 47 секунд. С новым двигателем и последними настройками время разгона увеличилось почти вдвое, на 20 секунд. Именно в связи с этим пришлось существенно усилить коробку передач. 

Также усовершенствованы боковые шестерни и сателлиты переднего и заднего мостов. Использованы усиленные шестерни, изготовленные по технологии точной ковки, внедрена дробеструйная обработка. Количество шлицов на боковых шестернях увеличено с 22 до 24. Количество шлицов на полуосях также увеличено до 24.

Передаточные числа и расположение главных передач сохранены.

Стабилизатор переехал

Учитывая характеристики силового агрегата, не составило труда усовершенствовать шасси. Одной из основных модификаций стало перемещение стабилизатора поперечной устойчивости из его нынешнего положения за осью (которая также поддерживает коробку передач) в переднюю часть автомобиля. Этот ход позволил выпрямить стабилизатор поперечной устойчивости и устранить гистерезис — ранее компонент имел сложную форму и имел тенденцию изгибаться под нагрузкой в ​​дополнение к кручению. Новый стабилизатор должен работать только на кручение. Это позволяет ему работать лучше, обеспечивая более четкую передачу информации и более точное управление на рулевом колесе.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Стабилизатор крепится к передней части кузова автомобиля традиционным способом с помощью втулок и стоек. На нижнюю чашку устанавливается специальный кронштейн с дополнительными элементами для защиты нижней шаровой опоры стойки.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Опасения, что передний стабилизатор снизит внедорожные возможности автомобиля, необоснованны. С точки зрения геометрической внедорожной проходимости все важные углы (въезд, съезд, рампа) остаются неизменными.  

Тормозная система, колеса и система амортизации были отрегулированы. Теперь тормоза используют вентилируемые диски, диаметр которых увеличился с 272 до 282 мм, а толщина увеличилась с 11 до 22 мм. Одноцилиндровые суппорты диаметром 54 мм заимствованы из конструкции Vesta. Такая конструкция значительно снижает деформацию тормозных колодок при торможении.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

В ступицу колеса встроен нерегулируемый подшипник. Многие владельцы жаловались, что предыдущие подшипники приходилось регулировать каждые 10 000 км, но теперь в этом нет необходимости. Изменены настройки амортизаторов как передней, так и задней подвески, а в передней подвеске используются новые пружины, изготовленные методом холодной навивки.  

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Лучше едет, быстрее разгоняется

По словам инженеров автозавода, благодаря всем этим нововведениям значительно улучшены несколько параметров «Нивы». Самое главное — существенно улучшена тяга на низах, что и сделало возможными все эти технические нововведения. Благодаря увеличению крутящего момента удалось обеспечить высокую эластичность, улучшить внешние скоростные характеристики во всем диапазоне, исключить риск повышенного расхода топлива и катастрофического повреждения двигателя в случае обрыва ремня ГРМ.

Кроме того, снизился и расход топлива автомобиля. Говорят, что теперь Niva потребляет всего 10 литров топлива на 100 километров (конечно, речь не идет о жестких дорогах). Наконец, повысился и комфорт. Например, раньше стабилизатор поперечной устойчивости принимал на себя вес коробки передач и передавал все вибрации на кузов. Очевидно, что теперь вибрации коробки передач никуда не исчезли, но они не будут сливаться с вибрациями стабилизатора поперечной устойчивости, а будут передаваться на другие детали.  

Кстати, изменения в дизайне передней части напрямую связаны с модернизацией. Для полноценной работы нового двигателя сечение потока в решетке радиатора увеличено почти вдвое. Опытные владельцы Lada Niva Travel знают, что в летнюю жару лучше не включать кондиционер, а чаще открывать окна. Эти доработки позволяют кондиционеру работать полноценно, не перегревая двигатель.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Новый спойлер был добавлен снизу, что уменьшило подъемную силу на передней оси на четверть. Автомобиль более устойчив на дороге, когда скорость превышает 90 км/ч. Кроме того, теперь разгон до 100 км/ч занимает всего около 13,5 секунд.

Битва шасси: все подробности об обновленном универсале Lada Niva

Но все это пока в теории и основано на результатах заводских испытаний. Как новые технические решения будут работать на практике, мы узнаем во время реального тест-драйва. Пока же напомним, что стартовая цена на новый универсал Lada Niva составляет 1,4 млн рублей, а модернизированная версия со светодиодными фарами — от 1,45 млн рублей. В этой ценовой категории у Niva нет конкурентов.

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий