Старые советские «Зелёные москвичи» снова в деле! Покинув Магадан, мы продолжили путь — на Чукотку! Летом река разливается и прямой дороги нет, а зимняя дорога, конечно, доступна только зимой. Идея поехать в Певек вынашивалась уже десять лет. Мы решили поехать летом и выбрать новый маршрут! Это еще раз доказывает, что для комфортного путешествия вам не нужен шикарный внедорожник и многомиллионный бюджет.
Мы снова выехали из Магадана и поехали по Колымскому шоссе в противоположном направлении. Через Брустах-Черский проходит Арктический зимник на Чукотку, а через Омсухчан-Омолон — Новая федеральная трасса. Но пока этого не произошло, у нас есть другой план, как поехать на Чукотку летом.
Теперь наша очередь! Из Колимы мы повернули на север. Дорога, по которой ни Саня, ни я никогда не ходили! — Грунтовая дорога, ведущая в поселок Сеймчан, составляет 108 км. Дорога была на удивление хорошей и ровной, поэтому мы ехали довольно быстро. Сначала мы проезжаем огромное Усть-Среднеканское водохранилище, а затем и саму ГЭС — грандиозное сооружение, которое строилось почти 40 лет, с 80-х по 2024 год! Чудо долговременного строительства.
Сеймчан — село с богатой историей. Еще в 1930-х годах якуты, юкагиры и эвены совместно создали здесь колхозы. Они выращивают овощи и разводят скот. В 1942 году здесь был построен аэропорт. И это не просто старая дорога, а ключевая дорога — расположенная на легендарном маршруте Алсиб (Аляска-Сибирь)! Через этот город прошли тысячи американских самолетов ленд-лиза.
К 1990-м годам здесь проживало почти 10 000 человек! Затем, как это уже случалось на Севере, начался исход. В настоящее время здесь проживает всего около тысячи местных жителей. Это речной порт «Пристань Сеймчан», важнейший узел северного судоходства. Летом отсюда баржи развозят товары во все деревни вдоль реки Колима и ее притоков, куда невозможно добраться по суше.
Дорога на север заканчивается в Сеймчане, но начинается водный путь! На такой барже можно доставлять грузы (даже автомобили!) на Чукотку. Это самый простой в реализации метод. Спасибо Colima Shipping! До свидания, москвичи, до встречи на Чукотке! Заполняем акт приемки-передачи. Снимаем клеммы с аккумулятора — неизвестно, как долго автомобиль сможет проехать, что позволяет ему экономить заряд. Наших москвичей грузят на баржи. А мы? Мы могли бы поплавать с ним, но это заняло бы много времени. Мы вернулись в Магадан и вылетели домой. Ждем звонка из Чукотского порта Ануйск, куда прибудет наш теплоход «Москвич.
Через две недели мы прибыли на Чукотку на самолете, который задержался на три дня из-за сильного наводнения, затопившего весь регион. Мы были спокойны: машина находилась под наблюдением и медленно, но верно двигалась к месту встречи.
А затем — новость, от которой у вас по коже пробежит холодок! В Билибинском районе, куда мы направлялись, произошло сильное наводнение. Река Каравием, обычно спокойная, из-за необычных осадков вышла из берегов и начала затапливать все на своем пути. В это время наш теплоход «Москвич» стоял в порту Ануйска. Представьте себе наше состояние, когда мы узнали, что уровень воды начал стремительно подниматься! Тем временем из Билибино пришли шокирующие новости. Город оказался полностью во власти воды. Дороги стали беспокойными, а связь прервалась.
Чтобы дать вам представление о масштабах происходящего: грузовик, переоборудованный в маршрутный автобус, пытавшийся перевезти людей из затопленной зоны в аэропорт, не смог справиться с наводнением и оказался под водой. Только представьте: то самое транспортное средство, которого так ждут люди, оказалось под водой — насколько серьезна и непредсказуема ситуация. Старики даже не помнят такого наводнения. Население района было эвакуировано, объявлено чрезвычайное положение.
Если бы люди в порту не заметили первыми резкое повышение уровня воды и не отреагировали немедленно, отбуксировав «Москвич» наверх, то, боюсь, ваш полярный исследователь также мог бы обладать глубокими познаниями в области морской воды. Если нам повезет, мы сможем увидеть кончики его щупалец.
Мое сердце замерло! Ведь это не просто кусок железа, это наш боевой товарищ! Выражаю искреннюю благодарность работникам Ануйского порта — эти люди настоящие герои! Они не просто выполняли свою работу, они спасали наших друзей!
Далее — Билибино. Дорога протяженностью 250 километров от Ануйска теперь доступна круглый год, но до недавнего времени это был зимник.
Дорога была построена в начале XXI века и оказала значительную помощь в северном распределении и летнем снабжении населенных пунктов Чукотки. Раньше продовольствие и товары, перевозимые по воде, приходилось дожидаться зимы, чтобы попасть в Билибино по зимним дорогам.
Самый красивый участок дороги — перевал Крутой, который находится прямо перед Билибино. Подъем действительно крутой, но летом по нему легко добраться даже на старой «Москве», а вот зимой его часто заносит снегом, и дорога закрывается.
Это Билибино, один из самых дорогих и труднодоступных городов России. Это связано с тем, что Билибино расположено в глубине страны, а не на побережье, как большинство чукотских поселений. Такое расположение затрудняет доставку товаров, отсюда и высокие цены!
Собственного порта нет. Но его можно транспортировать по воде — например, через Певек. Сначала груз должен отправиться из Архангельска, Мурманска или Владивостока в самый северный порт России. Судоходство по Северному морскому пути обходится очень дорого из-за так называемых «ледокольных сборов». Это значит, что в цену включен риск того, что судно застрянет во льдах и его придется спасать с помощью атомного ледокола. Затем вам предстоит проехать очень сложное расстояние. Второй ближайший порт — Магадан. Отсюда в основном идут по зимникам, а из Магадана грузы можно доставить всего за неделю-месяц.
Больше всего чукчей удивило то, что в долине на высоте 270 метров растут деревья! Кругом настоящие редкостойные лиственничные леса, а не голая тундра, как почти везде на Чукотке.
История Билибино началась в 1955 году как палаточный городок старателей в долине реки Каравим, известной как Каравам, что в переводе с чукотского означает «река у оленьей изгороди». Но все изменилось, когда геологи обнаружили в этом районе первые промышленные залежи золота! Уже в феврале 1956 года это место было переименовано в Билибино в честь геолога Юрия Билибина, первооткрывателя «Золотой Колымы».
Теперь нашей задачей было добраться до Певека. Мало кто знает, но вся Чукотка покрыта летними дорогами — дорогами, по которым можно ездить только летом, да и то лишь с конца июля до середины сентября. Всего два месяца! Проблема в том, что через большинство рек и ручьев в летнем регионе Чукотки нет мостов. Проходима только во время низкого уровня воды. Первоначально мы планировали пересечь некоторые реки самостоятельно, а там, где вода была глубокой, мы просили проезжающие грузовики тянуть нас на веревках. Однако погода на севере резко изменилась, и произошли беспрецедентные наводнения. Речная вода вышла из берегов. Как жаль!
Мы ждали в Билибино неделю, но к тому времени вода на некоторых мелководьях достигла глубины двух метров! Отбуксировать машину даже с помощью троса не получится. Мы уже начали грустить и думали, что нам пора возвращаться, но тут произошло чудо! Единственной поездкой в этом сезоне была перевозка «Буддозера» в Певек на трале. Олег, водитель этой машины, согласился взять нас с собой! Вы можете запустить или остановить прицеп из любого места. Там вы можете вести машину самостоятельно, поезд «Москва» может ехать сам, а через реку можно легко переправиться на грузовике.
Мы загнали «Москвич» на платформу. Теперь мы смотрим далеко и широко. Трал уверенно двигался по мелководью, вода скрывала его огромные колеса. Мимо проплывает пейзаж из скал, воды и редких островов. Мы увидели затонувший «Урал» — его только что вытащили и он стоял у дороги, как природный памятник.
Когда большая река закончилась, Олег высадил нас: «Дальше вы сами по себе!» Внезапно мы оказались на широкой, ровной грунтовой дороге! Действительно? Да! Это строящаяся новая федеральная трасса «Чукча»! Линия начнется от Колымского тракта и пройдет на север через Омсукчан и Оморон до города Анадырь с дорогами на Билибино и Певек. Длина будущей ветки составит 1800 километров, и уже готов третий участок. Было такое ощущение, будто мы едем по скоростному шоссе!
В моей стране самые сложные условия для строительства автомагистралей в мире. Вечная мерзлота, морозы до -60°C, ураганы, горная местность, быстрые реки и широкие поймы, постоянно меняющие свое русло… Даже в таких условиях строят мосты и прокладывают дороги! Окрестности полны марсианских пейзажей космос! Это одна из красивейших дорог в России! Какие здесь прекрасные виды, широкие просторы и дикая природа!
Это Певек, место, которое мы мечтали посетить, когда ехали на старом поезде «Москва»! Мечты сбываются, если вы действительно этого хотите (и не боитесь бездорожья!), мечты сбываются! После приятного летнего лагеря на Чукотке и невероятно дорогого Билибино наш старинный советский полярный поезд «Москва», построенный в 1981 году, прибыл в пункт назначения — Певек!
Самый северный город России и Азии (возможно, Евразии — географы, поправьте меня!). Мы здесь — на краю Земли! Эта фотография символизирует наше безумное путешествие! Во сне мы увидели набережную Певека. Теперь это здесь, реальность! Наши москвичи рядом. Отличный! Какая машина вашей мечты? Как вы думаете, сколько километров мы прошли, чтобы сделать это фото?
История Певека начинается в 1933 году, когда 10 августа 1933 года в бухте Чавинской высадился Наум Пугачев. Он быстро созвал на берегу партийное собрание и определил будущий город главным населенным пунктом Чукотско-Чавинского района. 6 апреля 1967 года Певек получил статус города.
Первую аэрофотосъемку провел геолог Сергей Обручев, сын автора «Земли Санникова». Благодаря его усилиям были обнаружены богатейшие месторождения олова и началась разработка рудников Валькум. Открытие богатейших оловянных рудников, а затем золотых, угольных и ртутных рудников решило судьбу города: Певек начал развиваться. Этот глубокий залив делает его важнейшим перевалочным узлом на Северном морском пути.
Сегодня Певек переживает настоящий ренессанс. Ключевую роль в этом играет введенный в эксплуатацию в 2020 году уникальный объект — плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». Это гигантское устройство является не только самым северным устройством в мире, но и первым плавучим атомным энергоблоком в истории человечества. Его доставили сюда по легендарному Северному морскому пути. Мощность генерации – 70 мегаватт, что вдвое больше, чем у Билибинской АЭС!
Певек также известен как «Город маргариток» (летом маргаритки можно увидеть повсюду, даже сквозь бетон!) и «Город романтики». Это не совпадение! Вы читали знаменитый роман Олега Куваева «Территория»? Итак, «деревня» в книге — это Певек! В честь писателя даже назвали улицу и установили ему памятник.
Но наше путешествие с Зеленым Полярным поездом «Москвич» на этом не заканчивается, ведь мы отправимся в одно из самых великолепных автопутешествий по России и планируем первыми в истории пересечь все регионы нашей страны на одном автомобиле, так что следите за продолжением истории! Не забудьте посмотреть наш сериал «Москвичи – полярники».
Материалы партнёра
- Хотите связаться со мной?