Эксперт Зарипова: Новые требования локализации приведут к росту цен на такси
В России хотят запретить таксистам использовать автомобили иностранного производства. Autonews.ru выясняет, как это повлияет на рынок пассажирских перевозок
Фото: Белкин Алексей / news.ru / Global Look Press
В России могут запретить использовать иномарки в качестве такси. Инициатива была предложена депутатами-единороссами Андреем Кутеповым и Владимиром Гутеневым и принята в первом чтении в Госдуме в начале 2024 года. Если законопроект будет принят, с 1 октября такси должны будут использовать «преимущественно российские комплектующие» или автомобили, произведенные по специальным инвестиционным контрактам (СПИК), сообщает РБК.
Autonews.ru выяснил, готов ли рынок такси к такому развитию событий.
Какие машины сейчас работают в такси
Согласно отчету по итогам 2024 года, предоставленному Autonews.ru Международным Евразийским форумом такси (МЭФТ), самой популярной маркой такси в России является южнокорейская Kia. В тройку лидеров входят Lada и еще один корейский бренд — Hyundai.
В десятку лучших брендов также входят Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.
По моделям автомобилей данные у Autonews.ru есть только по Москве. По данным МЭФТ, самыми популярными такси в столице являются Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio и две модели Skoda — Octavia и Rapid.
Подавляющее большинство этих автомобилей локализовано в России в рамках СПИК, еще до ухода с российского рынка западных автобрендов в 2022 году. Исключение составляют китайские бренды Geely и Chery, у которых, кстати, нет локального производства.
Другими словами, такие известные модели, как Hyundai Solaris, Kia Rio или Volkswagen Polo, соответствуют обновленным требованиям. Но речь идет только об автомобилях, выпущенных до 2022 года. Однако их ресурс не безграничен.
Фото: Петров Сергей / news.ru / Global Look Press
Какие требования к автомобилям такси
По данным крупнейшего агрегатора «Яндекс.Такси», с 8 апреля 2025 года к тарифу «эконом» или «UberX» будут допущены только те же Hyundai Solaris, выпущенные в 2016 году и позже. То же самое касается и других популярных моделей — Kia Rio, Skoda Rapid, Skoda Octavia и Volkswagen Polo. Это означает, что автомобили, которые в настоящее время активно используются в качестве такси, имеют в запасе около шести лет, прежде чем они перестанут быть пригодными для поездок в эконом-классе».
Если же ценовых категорий автомобилей существует хотя бы три: «Эконом», «Комфорт» и «Комфорт+», то выбор автомобилей в более высоких категориях усложняется. В частности, с учетом возможных модификаций коммерческим тарифным требованиям агрегатора будет соответствовать только один автомобиль — Mercedes-Benz E-Class, производство которого локализовано на заводе в Московской области России. Требование разрешает использование таких транспортных средств с 2019 года.
Председатель Общественного комитета по развитию такси Ирина Зарипова также указала на нехватку отечественных автомобилей класса люкс.
Она подчеркнула: «В настоящее время в отечественном модельном ряду отсутствуют модели, отвечающие требованиям перевозок бизнес-класса, что ставит под угрозу выживание этого сегмента рынка.
Общественный совет по развитию такси объединяет руководителей профессиональных объединений, некоммерческих кооперативов и таксомоторных компаний из 74 регионов России. По данным сайта группы, комитет «консультируется с коллегами» по вопросам налогового и транспортного законодательства, выстраивает взаимодействие между таксопарками, диспетчерами и агрегаторами, а также работает с партнерами по программам страхования, лизинга и закупки транспортных средств.
Среди топовых моделей Premier и Elite ни одна не соответствует стандартам локализации.
Фото: Булкин Сергей / news.ru / Global Look Press
Однако поправка содержит важное уточнение: такси должны иметь определенный уровень локализации или производиться в рамках СПИК, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Если условия будут выполнены, то их смогут выполнить только Lada и Moskvich, заключившие такие контракты в 2023 году, и Motorinvest (бренды Evolute и Voyah), которые выполнили требования SPIKE ранее (2022 год.
Новым требованиям могут соответствовать и другие автомобили, собираемые в России. Например, автомобили новой марки «Росва Моторс» недавно начали собирать на бывшем заводе «ПСМА Рус» под Калугой, а автомобили марки «Тенет» начали выпускать на бывшем заводе Volkswagen.
Как поправки отразятся на работе такси
Гутенев считает, что концепция СПИК заслуживает серьезного внимания, поскольку подобные инициативы создают условия для развития технологий и привлекают не только производителей, уже локализовавших производство в стране, но и других автопроизводителей. Конкурентоспособные цены на детали делают автомобили более доступными. «Нам следует ожидать если не падения цен, то, по крайней мере, роста цен ниже уровня инфляции», — сказал представитель.
Зарипова считает, что требование локализации такси приведет к сокращению числа легальных перевозчиков, снижению качества и доступности услуг такси для граждан. Следовательно, это приведет к значительному росту цен.
«Предлагаемые меры не сопровождаются необходимыми мерами государственной поддержки. Отсутствие льготных схем и субсидий привело к тому, что многие перевозчики и самозанятые операторы не могут позволить себе покупку новых транспортных средств», — заявил председатель Общественного комитета по развитию такси.
В целом эксперты считают, что предложенные Россией поправки являются достаточно «жесткими» с учетом международного опыта.
«Наш анализ международного опыта показывает, что нигде в мире не применяются столь жесткие меры, как принуждение такси использовать отечественные автомобили. В мировой практике распространены и другие, более эффективные механизмы стимулирования, такие как субсидии или льготные закупки отечественных автомобилей, но прямых ограничений или запретов на использование моделей иностранной сборки мы не встречали», — добавила Зарипова.
Фото: Петров Сергей / news.ru / Global Look Press
- BMW прекратит производство автомобилей в России после 2022 года
- В России появился новый автомобильный бренд. Собрана первая партия автомобилей
- В России скоро появится новый автомобильный бренд. Какое отношение к этому имеет Кристофер Нолан
Автор тегов: Михаил Переходько
- Хотите связаться со мной?