Все о датчике охлаждающей жидкости: что это такое, как работает, как проверить
Конструкция датчика температуры охлаждающей жидкости оригинальна. Но это серьезно влияет на эффективность двигателя. Как это работает, что для этого нужно и как проверить: объясняем
Фото: Ольга Литвинчук/Shutterstock/FOTODOM
- Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
- Для чего нужен датчик температуры охлаждающей жидкости
- Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле
- Причины неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
- Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
- Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
- Проверка мультиметром на воздухе
- Проверка мультиметром при кипячении
- Проверка графика показаний с использованием термометра
- Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
- Можно ли ездить с неисправным датчиком
Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Датчик температуры охлаждающей жидкости (CTS) является одним из компонентов электронной системы управления двигателем и отвечает за контроль температуры антифриза. Многие автомобили имеют два таких датчика: один отвечает за контроль стрелки температуры, а второй передает показания на блок управления.
Любой датчик температуры представляет собой термистор. По сути, это обычный резистор в металлическом корпусе, заполненный компаундом, имеющим строго заданные характеристики. В зависимости от нагрева значения сопротивлений на выводах изменяются – они считываются электронным блоком управления двигателем (ЭБУ).
Для чего нужен датчик температуры охлаждающей жидкости
ДТОЖ – один из компонентов, непосредственно участвующих в управлении впрыском топлива и некоторыми другими ответственными процессами. На основании передаваемых им показаний ЭБУ регулирует состав смеси, угол опережения зажигания, а также контролирует работу управляемого термостата и скорость вращения вентилятора системы охлаждения (при наличии таких компонентов и функций). Конечно, ДТОЖ – не единственный элемент, отвечающий за управление всем вышеперечисленным, но его роль в общей логике управления двигателем чрезвычайно важна.
Иногда автомобили оснащаются вторым вспомогательным DTO. Он сообщает водителю температуру антифриза – так можно быстро выявить проблему и предотвратить перегрев. Кроме того, за включение вентилятора охлаждения обычно отвечает датчик температуры вспомогательной жидкости. Разумеется, если в системе только один датчик, то все вышеперечисленные функции ложатся на него.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле
Основной ДТОЖ, отвечающий за показания ЭБУ, почти всегда находится в головке блока цилиндров. Вспомогательное устройство обычно располагается недалеко от выхода радиатора.
Вообще говоря, расположение датчиков на каждом автомобиле разное, но общая логика схожа: основной ДТОЖ размещается на выходе контура охлаждения двигателя, а вспомогательный ДТОЖ — рядом с выходом контура охлаждения двигателя радиатор. Если датчик только один, искать его следует в районе термостата. Поэтому датчик охлаждающей жидкости на Лада Гранта, Лада Веста и УАЗ Патриот расположен рядом с термостатом. На Ниве Шевроле два датчика: один расположен на термостате, второй – в блоке цилиндров.
фото: ilmarinfoto/Shutterstock/FOTODOM
Причины неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
Конструкция датчика охлаждающей жидкости очень проста. Поэтому причин его выхода из строя немного.
- Внутреннее разрушение. Даже если внешний вид безошибочен, сам термистор иногда может выйти из строя по естественным причинам.
- Поломка происходит из-за трещин в изоляционном соединении и последующего окисления внутренних (невидимых) частей контактов.
- Изменения в конструкции терморезисторных элементов. Поэтому датчик может выглядеть работоспособным, но его показания могут отличаться от номинального значения, что делает его непригодным для использования.
- Проводка датчика повреждена. Самый очевидный выбор.
Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
Типичные симптомы неисправности ТГВ перечислены ниже. Некоторые из них могут указывать на неисправности других датчиков, но они также связаны с датчиком охлаждающей жидкости.
- Стрелка температуры на приборной панели показывает неправильно.
- Двигатель с трудом запускается.
- Расход топлива увеличивается.
- Двигатель продолжает перегреваться или, наоборот, недостаточно перегревается.
- Алгоритм включения вентилятора охлаждения неадекватен или полностью неработоспособен.
Все вышеперечисленное может сопровождаться символом «Проверьте двигатель» и/или светящимся значком перегрева двигателя. Также возможно, что датчик температуры охлаждающей жидкости не работает должным образом только в определенном диапазоне температур. Например, когда холодно, все работает как положено, но при достижении стандартных температур ДТОЖ будет занижать или завышать показания. В этом случае аварийный символ не будет отображаться на приборной панели. В этом случае лучшее решение — подключить OBD-сканер для контроля показаний датчиков или воспользоваться приведенным ниже классическим методом диагностики и мультиметром.
Фото: Александру Ника/Shutterstock/FOTODOM
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Помимо компьютерной диагностики, которая может не выявить тех или иных отклонений в работе ДТОЖ, существуют проверенные временем методы.
Проверка мультиметром на воздухе
рекомендуется снять датчик с двигателя и поместить его в помещение с известной температурой воздуха. Также необходимо точно определить модель (деталь) датчика охлаждающей жидкости и найти в Интернете или документации таблицу его сопротивлений. Далее переключите мультиметр в режим проверки сопротивления с пределом до 20 кОм и произведите измерение на датчике. Затем показания сравниваются с таблицей. При наличии значительного отклонения ДТОЗ можно считать неисправным.
Заводской измеритель сопротивления на примере одного из популярных датчиков Bosch. Справа от таблицы указаны оригинальные номера деталей каждой марки (Фото: BOSCH)
важный! В Интернете можно найти «общие» и «типовые» таблицы сопротивлений для различных термисторных датчиков. Так что, конечно, никакой «универсальности» в данном случае быть не может. Каждая деталь должна строго соответствовать таблице своих характеристик, которая распространяется только на нее и ее официально сертифицированные аналоги. В остальном такой датчик тоже «приблизительно» работает на автомобиле».
Проверка мультиметром при кипячении
Этот метод дополняет описанную выше процедуру измерения в воздухе, поскольку наличие датчика незамерзания следует проверять как минимум в двух различных температурных точках. Деталь необходимо поместить в кастрюлю с водой, затем прокипятить и измерить сопротивление ДТОЖ, сравнивая результат с эталонным показанием в таблице.
Проверка графика показаний с использованием термометра
Самый правильный, но трудоемкий вариант. Как уже говорилось выше, рабочий ДТОЖ должен соответствовать эталонному измерителю сопротивления во всех температурных точках. Чтобы это проверить, вам понадобится калиброванный термометр. Поместите его в емкость с водой и постепенно нагревайте. В этом случае мультиметр всегда подключен к датчику и инспектор постоянно сравнивает табличные показания с фактическими показаниями по мере повышения температуры.
Напомним, что ДТОЖ конструктивно примитивен и представляет собой резистор со строго заданной характеристикой. Поэтому любой метод проверки позволит измерить номинал этого резистора в различных условиях – другого пути просто нет.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Любой ДТОЖ просто вкручивается в резьбу, и процесс его замены может быть связан только со сложностью организации подкапотного пространства. Другими словами, даже самый невежественный автомобилист сможет с помощью ключа открутить старые детали и прикрутить новые. Но добраться до места расположения датчика и его разъемов с первого раза может быть очень сложно. Кроме того, в большинстве случаев сервис-мануал предписывает слить (хотя бы часть) антифриза, что новичков тоже не поощряет. Действительно, некоторые умельцы освоили хитрость замены датчика температуры без слива охлаждающей жидкости – естественно, теряя при этом часть антифриза и впоследствии добавляя в бачок свежие детали.
Фото: Руслан Писаренко/Shutterstock/FOTODOM
В остальном процедура очень проста, как и сам датчик. Дать конкретные инструкции невозможно, потому что, скажем еще раз, зачастую самое сложное — «разогнать» место проведения работ — а на каждой машине оно будет разным. Дальше просто сливаете часть охлаждающей жидкости (либо через крышку радиатора, либо откачиваете через бачок) и ослабляете/затягиваете ДТОЖ.
Можно ли ездить с неисправным датчиком
Хотя ДТОЖ абсолютно необходим для правильной работы двигателя, эксплуатация без него невозможна. Однако очевидно, что работа двигателя будет нарушена: затруднён запуск, увеличится расход топлива и может снизиться динамика в определённых режимах движения. Конечно, если выйдет из строя только один датчик, или тот, который отвечает за включение стрелок и/или включение вентилятора, то риск перегрева все равно высок, летом часто 100.
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?