Хотя Volkswagen упорно трудился, чтобы завоевать репутацию «народного автомобиля» за почти 90 лет существования бренда, он также производит седаны премиум-класса, такие как Phaeton, и внедорожники класса люкс. Например, Туарег. Однако во второй половине прошлого века в модельном ряду вольфсбургского производителя появилось немало автомобилей, которые можно было бы охарактеризовать как «спортивные». Это как «прогретые» и очень «горячие» модификации обычных хэтчбеков Golf GTI/G60/R и Polo GTI, так и модификации отдельных моделей, таких как Scirocco и Corrado. Однако задолго до всех этих GTI и псевдоспортивных купе компания VW представила потрясающий автомобиль с индексом SP2, который, возможно, является самым красивым автомобилем Volkswagen из когда-либо созданных. Самое интересное, что это произошло не в Европе, а в США и Латинской Америке. Или, точнее, в Бразилии. Сегодня мы рассмотрим, как и почему этот автомат появился в стране кофе и футбола, и почему о нем почти никто не слышал.
Начало
В начале пятидесятых годов Бразилия начала принимать ряд ограничительных законов, которые фактически закрыли рынок импорта автомобилей в эту огромную страну. Фактически до 1990-х годов закон запрещал импорт иностранных автомобилей, а позднее на иномарки действовали высокие пошлины, которые превышали 50% от цены автомобиля. Да, защитные тарифы популярны не только в нашей стране и в США, но и в Бразилии, которая небогата, со своими трущобами, преступностью и перенаселенными городами. В результате крупные производители вынуждены строить заводы на местах и производить автомобили для удовлетворения потребностей местного рынка.
Чтобы понять, как такая не очень богатая страна могла иметь свой собственный спортивный автомобиль, нам нужно оглянуться на историю бразильских спорткаров до SP2. Ну, представьте себе, что это так!
Сначала, в начале 1960-х годов, местное подразделение Willys-Overland Motors выпустило версию Alpine A108 под названием Willys Interlagos.
Уиллис Интерлагос
Уиллис Интерлагос
Во-вторых, в то же время итальянский иммигрант Дженаро Мальцони по прозвищу «Рино» представил свой автомобиль DKW GT Malzoni.
DKW GT Мальцони
DKW GT Мальцони
Вскоре после этого он стал одним из основателей Sociedade de Automoveis Lumimari Ltda и работал над совершенствованием своих идей. В 1966 году название компании было изменено на Puma Veiculos e Motores Ltda, и переименованная компания выпустила свою первую модель — Puma GT. Ранние версии оснащались трехцилиндровым двухтактным двигателем DKW, но когда компания объявила о своем уходе с бразильского рынка, Марцони решил переоборудовать свою Puma под двигатель Volkswagen.
Puma GT выглядит не хуже Lotus Europa или Toyota 2000GT
Puma GT выглядит не хуже Lotus Europa или Toyota 2000GT
Puma GT выглядит не хуже Lotus Europa или Toyota 2000GT
Puma GT выглядит не хуже Lotus Europa или Toyota 2000GT
Лотос Европа
Тойота 2000GT
Но это еще не все. В середине шестидесятых годов бразильский производитель грузовиков Brasinca выпустил легковой автомобиль 4200 GT с цельнометаллическим кузовом и рядным шестицилиндровым двигателем Chevrolet, а в 1966 году FNM (Французское национальное автомобильное производство) представило двухдверное купе FNM Onca, разработанное не менее неутомимым Марцони на основе модели Alfa Romeo 2000.
Бразинка 4200GT
Бразинка 4200GT
Что будет, если смешать Alfa Romeo 2000GT с Ford Mustang? FNM Онка!
Что будет, если смешать Alfa Romeo 2000GT с Ford Mustang? FNM Онка!
В 1968 году несколько бразильских парней попытались выпустить на рынок спортивный автомобиль на базе Volkswagen — Lorena GT, который они планировали продавать в собранном виде и в разобранном виде. Но на самом деле выпущено менее десятка таких автомобилей. Чувствуете, как тема бразильского национального спорткара 60-х годов кипит в сердцах поклонников автогонок?
В то время единственными автомобилями Volkswagen Brazil, которые можно было считать самыми спортивными, были новейший Karmann Ghia Type 14 и его бразильский аналог Karmann Ghia TC Type 145.
Фольксваген Карманн Гия
Фольксваген Карманн Гия
Без Рудольфа Вильгельма Карла Лейдинга бразильское отделение компании, возможно, никогда бы не обзавелось собственным спортивным автомобилем нового поколения. Сразу после войны, в 1945 году, он начал работать инженером-технологом на немецком заводе. К середине шестидесятых годов Ляйдинг построил успешную карьеру, став управляющим завода Volkswagen в северном Гессене, а с 1965 по 1968 год — директором Auto Union в Ингольштадте. С этого момента начался «бразильский период»: 1 марта 1968 года Реддинг взял на себя управление Volkswagen of Brazil в Сан-Бернарду-ду-Кампу.
Одна из теорий гласит, что разработка SP2 началась, когда глава компании, производившей Puma, предложил Volkswagen, у которого в то время не было новых спортивных автомобилей, выставить Puma на своем стенде на Бразильском автосалоне 1969 года.
Технические характеристики новой модели были примерно следующими: «Современный двухместный спортивный автомобиль, построенный на шасси существующего бразильского Volkswagen». Последнее уточнение было связано с относительно ограниченным бюджетом и желанием сократить расходы на подготовку нового автомобиля. В 1969 году проекту было присвоено собственное кодовое название — «Проект X». Цель — изменить или, скорее, переформировать имидж бренда Volkswagen в Бразилии, где он вообще не считается производителем спортивных автомобилей.
Помимо Марцио Пьянкастелли, в разработке дизайна принимал непосредственное участие сам Реддинг, работая над тем, чтобы сделать автомобиль привлекательным для женщин-водителей. Вот почему он обратился за советом к своей жене Хельге, и некоторые историки автомобилестроения даже считают ее седьмым членом команды разработчиков!
Джузеппе Аккасто собрал первый прототип вручную. Интересно, что изначально он был отправлен в Бразилию из Италии компанией Carrozzeria Fissore для управления проектом для DKW-Vemag.
В результате в марте 1971 года на немецкой промышленной выставке Feira da Industria Alema в Сан-Паулу был представлен прототип с новым силуэтом и «лицом», неофициально известным как «Leiding Face». Его отличительная черта — отрицательный наклон с двумя парами круглых фар с характерными серыми оправами, похожими на «очки» фар более ранней тольяттинской «шестерки».
Сам Реддинг вернулся в Германию, чтобы взять на себя руководство деятельностью Volkswagen до начала производства SP2.
Космополит с космическим дизайном
Поэтому они начали проектирование и разработку SP2 в Сан-Паулу, прежде чем испытать прототип на трассе. Производство деталей из листового металла, шасси, двигателей и трансмиссий будет осуществляться на специализированных производственных линиях на заводе в Сан-Бернарду-ду-Кампу в Бразилии. Для обеспечения лучшего качества сварку кузовов планировалось осуществлять на заводах Karmann-Ghia, а сборку — на заводах Volkswagen.
Внутренний заводской номер модели — Type 149, а первый серийный номер — BL-000101, дата изготовления — 23 июня 1972 года. А теперь предлагаем вам внимательнее рассмотреть фотографии — в конце концов, то, чего достигли бразильцы, итальянцы и немцы на сегодняшний день, не только удивляет, но и вызывает восхищение.
Динамика все еще довольно скромная: разгон от 0 до 60 миль в час занимает около 16 секунд, но выглядит автомобиль все равно хорошо. Низкий, медленный SP2 больше напоминал Alfa Romeo той эпохи, чем Volkswagen, и, несомненно, был прекрасным автомобилем по любым меркам. К сожалению, внешний вид сам по себе не делал автомобиль спортивным, а продажи были низкими из-за отсутствия мощного двигателя. Тем не менее, SP2 — это великолепное произведение инженерного искусства, и если вы сможете закрыть глаза на отсутствие реальной мощности и наслаждаться автомобилем таким, какой он есть — редким, красивым и ярким, — вы полюбите его так же, как и все, кто его видит.
Автомобили и классика, 20 июня 2022 г
Низкопрофильное двухместное спортивное купе с короткой колесной базой и «акульей мордой» под маркой VW появилось на свет в виде новой пятой серии примерно в то же время, что и баварская хищная рыба. Но силуэты Свифта интересны и красивы не только этим! Одним из них является сильный наклон стекла. За небольшим окном на задней стойке расположены две жабры. Имеются три комбинации сильного наклона всех стекол и определенной V-образной формы внутренних боковых поверхностей в вертикальной плоскости. В-четвертых, шикарный дизайн задней части с небольшой крышкой багажника и небольшими отрицательно наклоненными фонарями, которые идеально сочетаются со сложными трехмерными контурами заднего крыла.
Этот автомобиль выглядит великолепно с любого ракурса
Этот автомобиль выглядит великолепно с любого ракурса
Этот автомобиль выглядит великолепно с любого ракурса
Изысканные детали экстерьера по-прежнему достойны восхищения
Изысканные детали экстерьера по-прежнему достойны восхищения
Изысканные детали экстерьера по-прежнему достойны восхищения
Стоит напомнить, что в СССР только-только начали выпускать ВАЗ-2103, и, несмотря на ничего не значащий индекс СП2, он был довольно красив, его внешний вид подходил не только для Volkswagen, но и для Porsche. Однако в то время Porsche работала над странным автомобилем под номером 914, разработанным Генрихом Клее под руководством Харма Лагая, в то время как в Германии Volkswagen готовилась к выпуску Scirocco, разработанного самим Джуджаро. Но можно смело сказать, что этот бразильский псевдоспорткар выглядит гораздо интереснее непонятных творений под фамилией Порше или «немецких» творений, спроектированных великими итальянцами.
В Штутгарте хотели построить неправильный Porsche. Это оказалось неправдой, но Porsche…
В Штутгарте хотели построить неправильный Porsche. Это оказалось неправдой, но Porsche…
В Штутгарте хотели построить неправильный Porsche. Это оказалось неправдой, но Porsche…
В Штутгарте хотели построить неправильный Porsche. Это оказалось неправдой, но Porsche…
В Штутгарте хотели построить неправильный Porsche. Это оказалось неправдой, но Porsche…
В Штутгарте хотели построить неправильный Porsche. Это оказалось неправдой, но Porsche…
Фердинанд Антон Эрнст Порше и Фердинанд Карл Пиех рядом с прототипом Porsche 914/8
Фольксваген Сирокко (1974)
Сегодня SP2 выглядит не только симпатично и привлекательно, но и очень красиво. В 1973 году немецкий журнал Hobby назвал SP2 «самым красивым Volkswagen в мире». Даже полвека спустя с немецкими СМИ по-прежнему не поспоришь.
Серийное производство SP2 началось 26 июня 1972 года. Стоимость автомобиля составляет 29 700 бразильских крузейро, что почти вдвое превышает цену бразильской Fusca (которую мы называем Kafer или Beetle). С другой стороны, красота требует некоторых жертв, в том числе и финансовых.
Некоторые интерпретируют название SP2 как «Святой Павел», другие — как «Спортивный прототип». И, как утверждает Wits, из-за своих скромных динамических характеристик он получил название «Sem Potencia», что в переводе с португальского означает «без мощности». Но что скрывается под этим красивым низким силуэтом?
Скромность – не порок, но маленькая слабость
В результате самый бюджетный автомобиль, произведенный в Бразилии в то время, имел два багажника — 140 литров спереди и 205 литров сзади. Это немного похоже на суперкар, не правда ли?
Короткая крышка и высокий пол багажника говорят сами за себя — под ним находится оппозитный двигатель, о котором вы не сразу догадаетесь
Короткая крышка и высокий пол багажника говорят сами за себя — под ним находится оппозитный двигатель, о котором вы не сразу догадаетесь
Короткая крышка и высокий пол багажника говорят сами за себя — под ним находится оппозитный двигатель, о котором вы не сразу догадаетесь
Однако под полом багажника скрывается всего лишь 1,7-литровый агрегат BL с воздушным охлаждением. Почти Porsche, если бы не одна деталь: четырехцилиндровый оппозитный двигатель выдает всего 65 лошадиных сил. Этого было почти достаточно для советского спутника объемом 1300 куб см, но явно недостаточно для автомобиля, который называет себя спортивным. Да, по максимальной скорости, благодаря своей аэродинамической форме и низкому дорожному просвету, SP2 неплох — 161 км/ч по паспорту, но разгон до 100 км/ч с места занимает более 17 секунд. Это класс ВАЗ-2105.
Двигатель был соединен с четырехступенчатой механической коробкой передач, а передняя подвеска имела довольно непримечательную конструкцию с воздуховодами и поперечными торсионами в дополнение к нескольким продольным верхним и нижним рычагам. Однако все это было позаимствовано у бразильского «Жука» без каких-либо серьезных изменений. Но двухконтурная тормозная система теперь имеет дисковые тормоза спереди, что, безусловно, является плюсом для спортивного купе, хотя и более медленного.
Техническое оснащение SP2 среднее, но его выдающийся внешний вид и соответствующий интерьер выделяют его. Интерьер, безусловно, достоин звания спортивного автомобиля и выглядит если не роскошно, то, по крайней мере, интересно, изысканно и впечатляюще. Конечно, оснащение простое, но в машине все равно есть аудиосистема. Помимо обычных часов и спидометра, на панели приборов имеются большой тахометр, указатель температуры масла и амперметр.
Обратите внимание на удивительное внимание к деталям внутри
Обратите внимание на удивительное внимание к деталям внутри
Обратите внимание на удивительное внимание к деталям внутри
Обратите внимание на удивительное внимание к деталям внутри
Обратите внимание на удивительное внимание к деталям внутри
Обратите внимание на удивительное внимание к деталям внутри
Обратите внимание на удивительное внимание к деталям внутри
В целях безопасности автомобиль оборудован подголовниками и безынерционными ремнями безопасности — впервые подобные устройства доступны на автомобиле бразильского производства.
Чтобы снизить стоимость «входного билета», Volkswagen на короткое время выпустил более «экономичную» версию под кодовым названием SP1, оснащенную 1,6-литровым двигателем BV мощностью всего 54 лошадиные силы. Однако даже с этим двигателем купе может разгоняться до 149 км/ч.
Интересно, что SP2 считается концептуальным предшественником Porsche 924, и в дизайне задней и боковой частей этих автомобилей можно заметить много общего, если хотите.
У бразильцев серьезные экспортные планы: Volkswagen Brazil даже планирует поставлять SP2 в США. Эти планы провалились, поскольку фары автомобиля были расположены слишком низко, чтобы соответствовать стандартам безопасности США. Кроме того, из-за разразившегося топливного кризиса мировой автомобильный рынок вошел в зону турбулентности, и небольшой, но красивый и гордый спортивный автомобиль потерял свой рынок. Не только с точки зрения экспорта, но и с точки зрения общего спроса: до 16 декабря 1975 года, когда с конвейера сошел последний автомобиль под номером BL-010307, было выпущено всего 10 205 автомобилей. Несмотря на это, было экспортировано 881 транспортное средство, в том числе 155 — в Нигерию.
Именно благодаря небольшому тиражу и великолепному дизайну SP2 сегодня стоит гораздо дороже, чем современники Volkswagen, такие как Volkswagen Golf MKI или Passat первого поколения. Несмотря на небольшие объемы производства, 40-летие SP2 отмечалось 10–11 декабря 2011 года в Барра-Бонита, а старое купе отпраздновало свое 50-летие с поклонниками 26 июня 2022 года на трассе Харас-Туиути в Сан-Паулу.
Жизнь после смерти
Если вы думали, что на этом малоизвестная история этого бразильского купе закончилась, вы ошибались. Сразу после прекращения производства Volkswagen планировал начать выпуск SP3, который отличался от своего предшественника тем, что оснащался 1,6-литровым рядным четырехцилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением от Passat мощностью 85 лошадиных сил. Однако от этой идеи отказались, как и от планов перевести SP2 на передний привод и несущую платформу Volkswagen. Первый Scirocco не пользовался большим спросом, что заставило Volkswagen изменить свое решение и прекратить выпуск похожих на него автомобилей. Но если сам производитель этого не делает, то.. это сделал производитель из Сан-Паулу Dacon SA, они переосмыслили конструкцию и оснастили автомобиль 1,8-литровым двигателем мощностью 100 «лошадиных сил». Также был установлен кондиционер, компрессор которого был установлен спереди вместе с радиатором, и сиденья Porsche с кожаной обивкой. Последнее не является совпадением, поскольку Dacon был дилером Porsche до запрета на импорт. Прототип был способен развивать скорость до 180 км/ч, но его потенциальный успех был прерван, когда Volkswagen Brazil прекратил производство шасси и прекратил поставки компании Dacon в феврале 1976 года.
В 2008 году дизайнер Марсело Роса предложил свою новую интерпретацию SP2, которая теоретически могла бы быть создана на базе Scirocco. Следующая модернизация SP2 стала студенческим исследовательским проектом и включала 2,0-литровый двигатель Volkswagen EA113 мощностью 261 лошадиную силу и. В октябре 2020 года бразильский дизайнер Диогу Ропонд изложил планы по созданию еще одного преемника SP2 на базе платформы электромобиля ID.
Как видите, SP2 никогда не был широко распространен, поэтому о нем почти никто не знал, и он тихо стал историей. Но он оставил свой след не только в сердцах своих современников, но и в сердцах ценителей нашей Прекрасной эпохи. Прежде всего, спасибо за дизайн. В конце концов, не сила спасает мир, а красота. По крайней мере, мне хотелось бы в это верить.
Опрос Каково ваше мнение о SP2? Голосование Всего ваших голосов:
- Хотите связаться со мной?